Рынок содержания петербургских дорог объемом 7,4 млрд рублей ожидают серьезные изменения. До сих пор эти функции выполняли одни и те же унитарные дорожные предприятия. Теперь, как стало известно «Фонтанке», Смольный впервые за всю историю уборки и ямочного ремонта будет выбирать подрядчиков по результатам открытых аукционов. Уже объявлены первые конкурсы на обслуживание в 2014 году Невского и Выборгского районов. Дорожные строители пока присматриваются к условиям конкурсов, а чиновники опасаются выхода на торги сомнительных фирм.
В Петербурге изменились правила распределения заказов между предприятиями, которые занимаются уборкой и ямочным ремонтом дорог. До сих пор комитет по благоустройству проводил внутренние конкурсы, в которых из года в год побеждали одни и те же восемь подведомственных ему предприятий. Однако в 2013 году комитет финансов запретил расходовать деньги на содержание дорог в виде возмещения затрат и по итогам выполненных работ (как было до сих пор), и результате в проекте бюджета на 2014 год вместо статьи «субсидии на возмещение затрат на содержание дорог» появилась строка «расходы на содержание дорог» суммой 7,4 млрд рублей. Это означает, что комитет по благоустройству теперь должен выбирать подрядчиков по результатам открытых аукционов, на которые смогут заявиться любые частные компании.
Как пояснили в комитете финансов, строка была переименована с учетом требований УФАС по Петербургу и Контрольно-счетной палаты Заксобрания. Руководство антимонопольной службы обращалось с письмами к губернатору Георгию Полтавченко, в которых, по всей видимости, посчитало противоречащим законодательству распределение субсидий между дорожными предприятиями. Позиция КСП по этому вопросу стала известна в марте 2013 года, когда завершилась проверка деятельности комитета по благоустройству. В ней, в частности, указывалось на непрозрачность распределения субсидий. Несмотря на то что дорожные предприятия работали по фиксированному объему возмещения затрат, во многих случаях им не хватало денег, и КБ без конкурса выделял им дополнительные средства.
Сегодня содержанием дорог занимаются семь государственных и одно частное предприятие. ГУДП «Центр» обслуживает Центральный, Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Московский, Невский (левый берег) и Фрунзенский районы, ОАО «Коломяжское» — Выборгский, Приморский, ОАО «Гражданское» — Калининский, ГУДСП «Курортное» — Курортный, Кронштадтский, ГУДСП «Петродворцовое» — Петродворцовый, ОАО «Автодор СПб» — Колпинский, Пушкинский, ГУДП «Путь» — Кировский, Красносельский. Еще одно частное предприятие занимается уборкой Красногвардейского района и правого берега Невского района — ОАО «Автопарк № 7 «Спецтранс», по данным системы СПАРК, через ООО «Гелиос» принадлежит некоему бизнесмену Алексею Герасимову. Срок действия контрактов на содержание дорог у всех восьми предприятий истекает в конце декабря.
Учитывая новые правила распределения заказов, расклад сил на рынке может поменяться в самое ближайшее время. Смольный в минувшую пятницу, 8 ноября, объявил первые два конкурса на обслуживание в 2014 году дорог Невского и Выборгского районов (на общую сумму 1,1 млрд рублей). Вскоре должны быть объявлены тендеры на содержание дорог в остальных районах. В комитете по благоустройству не скрывают обеспокоенности, связанной с тем, что на торги могут заявиться компании, не обладающие ни техникой, ни нужным количеством сотрудников. Конкурсные процедуры могут затянуться и в том случае, если их участники начнут жаловаться в УФАС по Петербургу (аукционы по первым двум конкурсам назначены на 2 декабря). В результате в январе 2014 года может оказаться, что контракты с прошлогодними подрядчиками истекли, а с новыми не заключены.
В этой ситуации есть два варианта развития событий: КБ может заключить контракты с одним из подведомственных ему предприятий как с единственным поставщиком (94-й закон это допускает, если работы необходимо выполнить срочно), либо сможет продлевать прошлогодние контракты с подрядчиками, до тех пор пока не завершатся конкурсные процедуры. Последний вариант, например, в 2013 году активно практиковала дирекция КАД, которая в течение около полугода заключала месячные контракты с ЗАО «ПО «Росдорстрой», пока ООО «Лентрансстрой» (входит в ЗАО «ПО «Возрождение» Игоря Букато) безуспешно пыталось добиться заключения с ней контракта на содержание кольцевой дороги.
Потенциальными участниками конкурсов могут стать дорожно-строительные компании, которые обладают достаточным парком техники. Вопрос состоит лишь в установке на нее навесного оборудования, которое позволит заниматься уборкой дорог. Новыми правилами заинтересовался гендиректор ЗАО «Пилон» Мевлуди Блиадзе, заявив «Фонтанке», что компания «Ювенал», которую «Пилон» недавно приобрел, такой возможности не исключает. «Мы вскоре закончим кое-какие организационные вопросы в «Ювенале», после чего, возможно, примем участие в торгах», — сказал он. Теоретически рынок может вызвать интерес и у других крупных фирм: ОАО «Мостострой № 6», ОАО «Мостоотряд № 19», ЗАО «ПО «Возрождение» (его дочерняя фирма ООО «Лентрансстрой»).
Как сообщил «Фонтанке» гендиректор ЗАО «ПО «Возрождение» Сергей Новиков, компания пока не планирует участвовать в конкурсах, поскольку речь идет о краткосрочных контрактах и не даст ощутимого толчка к развитию фирмы. «Кроме того, мы пока не увидели четких условий контракта», — сказал он. «За этим предложением правительства могут стоять самые хорошие намерения, но главное, чтобы политика открытых конкурсов на деле была прозрачна и доведена до конечной цели — улучшение обстановки на дорогах и снижение издержек на их содержание», — полагает глава «Возрождения».
Сергей Новиков не исключил, что компания может принять участие в конкурсе, но только в случае, если условия будут соответствовать стоимости проектов. В то же время гендиректор компании сообщил, что общение со Смольным осложняется натянутыми отношениями с дирекцией транспортного строительства. Это вызвано тем, что заказчик не хочет принимать отреконструированный участок трассы М-20 (Пулковское - Киевское шоссе), в результате подрядчик уже около двух лет несет, по его мнению, издержки, не предусмотренные контрактом на содержание и эксплуатацию дороги.
В личных беседах дорожные строители утверждают, что возможность заняться содержанием дорог может заинтересовать довольно многих предпринимателей. «В особенности это касается тех компаний, которые хотят закрыть дыры в связи с отсутствием контрактов на ремонт и строительство дорог. В этом смысле ГУДП и ГУДСП, если проиграют конкурсы, могут оказаться в крайне трудном положении. В то же время не уверен, что это хорошо, потому что система работы дорожных предприятий складывалась годами и сегодня достаточно хорошо выстроена. Если ее разрушат, начнется полный бардак», — считает один из дорожников.
Конкурсы могут заинтересовать и те организации, которые занимаются содержанием дорог в Ленобласти. Среди них более двух десятков дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ), которые подведомственны областному комитету по дорожному хозяйству. Как сообщили в комитете, ДРСУ являются отдельными коммерческими предприятиями и имеют полное право участвовать в городских конкурсах. «Мы им в этом препятствовать не будем», — сказали в ведомстве. К слову, одно из строительных управлений, ГП «Лодейнопольское ДРСУ», уже имеет опыт подобной работы: занимается уборкой дорог не только Лодейнопольского района Ленобласти, но и некоторых федеральных трасс: 160-километрового участка трассы Р-21 («Кола») и 200-километрового отрезка дороги А-114 (Вологда — Тихвин).
Помимо этих организаций интерес могут проявить и другие фирмы, которые занимаются обслуживанием федеральных дорог по заказу входящих в структуру Росавтодора учреждений (дирекция КАД, «Севзапуправтодор»): ЗАО «ПО «Росдорстрой», ООО «Евротрансстрой», ООО «Гидор», ООО «Эско».
Руководители дорожных предприятий, подведомственных КБ, сдержанно комментируют новые правила выбора подрядчиков. «Это рынок», — печально комментируют некоторые из них вероятность собственного разорения.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру