Смольный подготовил стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Если верить документу, уже вскоре в Петербурге жить будет не хуже, чем в Барселоне, Милане и Гамбурге. Средняя продолжительность жизни под 80 лет, рождаемость выше среднероссийской, решенная проблема миграции, новая система территориального деления и мощные транспортные развязки: «Фонтанка» окунулась в футуристические планы чиновников.
Комитет по экономической политике опубликовал черновик, пожалуй, главного городского документа эпохи Георгия Полтавченко. Стратегия социально-экономического развития Петербурга до 2030 года, которую чиновники больше полугода готовили с помощью общественности, оказалась объемной – 120 страниц с приложениями, графиками и схемами.
Если верить бумаге, то у города на Неве есть три варианта будущего: консервативный, умеренно-оптимистический и инновационный. Смольнинцы делают ставку на последний. Он предполагает, что население Петербурга достигнет 5,9 миллиона человек, объемы валового регионального продукта и инвестиций будут расти стремительными темпами. В результате улучшится не только положение «высокотехнологичного наукоемкого сектора экономики», но и такие прозаические показатели, как состояние ЖКХ. «Повысится эффективность деятельности управляющих компаний, сформируется цивилизованный рынок арендного жилья», – обещано в стратегии.
Столь бурные тенденции слегка противоречат общемировым темпам роста экономики, которой суждено постепенно «восстанавливаться от последствий глобального финансово-экономического кризиса». Однако они все-таки кажутся обитателям Смольного вероятными.
Догнать и обогнать Гамбург
В идеале Петербург должен выглядеть так: «вторая столица России и самый комфортный в стране мегаполис для проживания», «образец высокоразвитого европейского современного уклада», «умный город». По основным показателям качества жизни он сравнится с западными городами типа Барселоны, Милана, Гамбурга. Продолжительность жизни дотянет до 78 лет, рождаемость будет выше среднероссийской.
«Состав населения многонационален, при этом созданы условия для эффективной адаптации мигрантов, имеющих равные социальные права с коренными петербуржцами», – отмечено в тексте.
Власть «прозрачна и подотчетна населению», гражданское общество «является организованным, активным, профессиональным», соблюдается «гендерное равенство».
«Миссия Санкт-Петербурга – создание ценностных ориентиров для России, генерация идей развития и преобразований», «Петербург – безопасный, благоустроенный, зеленый, чистый город», – обещают всеобщее процветание авторы стратегического документа.
Воплощать в жизнь красивые слова чиновники собираются, внедрив новое пространственное планирование Петербурга – оно подчеркнет его полицентричность. Город будет делиться не просто на районы и муниципалитеты: в нем появятся «территориально-экономические зоны». Это огромные участки, существование которых сделают практически образцовым – сравняют количество рабочих мест с числом местных жителей, улучшат транспортную ситуацию, произведут ремонт домов.
Зон будет шесть – Центральная (включает Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы), Московско-Невская (Московский, Фрунзенский районы), Юго-Западная (Кировский и Красносельский), Северная (Калининский, Выборгский, Приморский), Ладожская (Красногвардейский и Невский) и Южная (Колпинский и Пушкинский районы). Каждой выделят собственную специализацию, к примеру, центр станет отвечать за «развитие финансовой сферы и сферы услуг» и решение парковочного вопроса. Ладожский участок будет продвигать совместные жилищные и транспортные проекты с Ленобластью, север города займется научными исследованиями.
Петродворец, Кронштадт и Сестрорецк в новую схему не вошли – им не придадут новое дыхание «в связи с необходимостью учитывать требования по неизменности культурных и естественных ландшафтов».
Построить метро и легкорельс
В правительстве города свежеиспеченное деление с помощью транспортных проектов: они сконцентрируются вдоль набережных Обводного канала, Малой Невы, проспектов Стачек и Маршала Говорова, Митрофаньевского шоссе и Кубинской улицы, Бухарестской, Софийской и Белградской. Сосредоточить дорожную технику также придется вокруг магистралей, связывающих Колпинский, Пушкинский и Красносельский районы между собой и с зоной аэропорта Пулково, следует из проекта стратегии.
Какое конкретно строительство затеет Смольный, в бумаге, конечно, не уточняется. Однако даже из общих намеков ясно, что возведения моста через остров Серный, а также развязок Обводного канала с Лиговским, Московским и Старо-Петергофским проспектами, не избежать.
Не забудут и об общественном транспорте: к Пулково, наконец, пустят легкорельсовый трамвай. На основе аэропорта, а также Московского, Ладожского, Финляндского, Балтийского и Витебского вокзалов создадут современные транспортные хабы. Еще 150 «комфортабельных транспортно-пересадочных узлов» появятся в местах, где метро проходит рядом с железнодорожными путями. В самом метрополитене откроют 89 новых станций, в центре создадут единое парковочное пространство и многочисленные пешеходные зоны, максимально ограничив сюда въезд автомобилей.
В стратегии также значатся «реструктуризация грузовых перевозок», «завершение строительства автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург» и множество других вещей, любопытных для петербуржцев.
Нужная ненужная стратегия
Будет ли проект одобрен правительством города, станет известно в декабре. Именно тогда документ рассмотрит созданный Георгием Полтавченко экономический совет. После этого стратегию согласуют с другими смольнинскими комитетами и примут в качестве городского закона или постановления правительства, надеются в комитете по экономической политике.
Напомним, что разработкой стратегии до 2030 года ведомство занимается с начала 2013-го. Ее основу по заказу Смольного за 39,5 миллиона рублей создал Леонтьевский центр. Позже документ обсудили с ключевыми общественными организациями Петербурга.
Свои идеи могли подать и обычные горожане – на сайте стратегии они предлагали предоставить налоговые льготы участникам субботников, пускать всех желающих на заседания ЗакСа и заставить девелоперов строить во дворах турники и скамьи для качания пресса.
«По методологии разработки и структуре наша стратегия не является уникальной: большинство развитых городов и регионов мира имеют подобные документы, живут и развиваются в соответствии с ними, – говорит председатель комитета по экономической политике Анатолий Котов. – Мы использовали методы перспективного планирования, изложенные, в том числе, в трудах иностранного члена российской Академии наук, члена Бреттон-Вудского комитета, лауреата премии имени Фулбрайта Владимира Квинта».
По словам Котова, стратегия «нужна всем» – горожанам, «чтобы понимать, в каком городе и каких условиях они, их дети, внуки будут жить через 15-20 лет», чиновникам, общественным организациям, жителям сопредельных регионов. Последним нужно знать, «что они приезжают, гостят, работают, живут в современном безопасном городе, ориентированном на человека».
В нужности документа, однако, все-таки можно немного усомниться. Учитывая, что в Петербурге создавалось уже немало стратегических бумаг, но все они канули в Лету. Первая стратегия развития Петербурга в постперестроечной истории, напомним, была подготовлена в 1999 году – и тоже силами специалистов Леонтьевского центра. Эти разработки были положены в основу составления Генплана 2005 года. Однако в 2003 году в город пришла новая администрация, и планы развития решили кардинально пересмотреть.
В следующий раз о стратегии заговорили в 2007 году. Тогда правительством Санкт-Петербурга было издано постановление «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года». Документ, как уверяли власти, был направлен на «стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России». Наконец, в период 2009–2012 годов о подготовке стратегии развития заявляли сначала на тот момент глава комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Сергей Бодрунов, теперь уже экс-глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов и ушедший позже на пост вице-губернатора Ленобласти председатель КЭРППиТа Евгений Елин, который обещал привлечь к разработке стратегии бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина. Однако документ до сих пор не принят, комитеты, в которых он готовился, реорганизованы, а возглавлявшие процесс чиновники покинули Смольный.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру