Смольный, ознакомившись с предпроектными изысканиями, отложил на неопрделенный срок строительство продолжения Аптекарской набережной до Песочной. Проектировщик, «Севзапинжтехнология», предлагал построить эстакаду в акватории Малой Невки или подводный тоннель. Однако КГИОП запретил оба варианта. Так что водители по-прежнему будут стоять в заторах на узкой улице Академика Павлова, пытаясь объехать разрыв на набережных Петроградской стороны.
Как стало известно «Фонтанке», НИИПРИИ «Севзапинжтехнология», совладельцем которой является собственник ЗАО «ПО «Возрождение» Игорь Букато, разработал три варианта продолжения Аптекарской набережной до Песочной. Институт закончил предпроектные работы стоимостью 517 тыс. рублей, которые вел по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Согласно первому варианту, предлагается построить четырехполосную эстакаду над Кантемировским мостом. Эстакада не имеет съездов и заездов на мост и обеспечивает движение транспорта к Кантемировскому мосту и в противоположную сторону. Аптекарскую набережную предлагается расширить с двух до четырех полос за счет газонов, создав на ней двустороннее движение (сейчас машины едут лишь от Кантемировского моста к Лопухинскому саду). Опоры эстакады, согласно наработкам, проходят по руслу реки Малой Невки. К Песочной набережной эстакада примыкает у дома 12.
Второй и третий варианты предполагают строительство четырехполосного подводного тоннеля с расширением Аптекарской набережной, как и в первом варианте, до четырех полос. Тоннель берет начало у дома 20А по Аптекарской набережной. В обоих случаях сооружение шириной 21,5 м предлагается проложить под первым пролетом Каменноостровского моста, который, по данным ГУП «Мостотрест», имеет размер 27,45 м. Различия этих двух вариантов заключаются только в примыкании тоннеля к Песочной набережной. В первом случае набережную расширяют, и тоннель выходит и на ее существующую часть, и на расширенную. Во втором случае набережную расширять не планируется.
Наиболее реальным в «Севзапинжтехнологии» считают строительство эстакады, поскольку это дешевле, а также безопаснее для Каменноостровского моста. Однако КГИОП выдал проектировщику заключение, в котором возведение эстакады названо невозможным «в связи с нарушением… композиционных принципов застройки набережных» и общего облика Петроградского района.
Строительство тоннеля проектировщик посчитал сложным и затратным делом, так как оно потребует полной реконструкции Каменноостровского моста (что также запретил КГИОП). Кроме того, прокладка тоннеля «нарушит гидрологическую связь между акваторией Малой Невки и системой прудов Лопухинского сада, что впоследствии приведет к заболачиванию территории и, как следствие, уничтожению данного объекта». Расчеты движения транспорта, которые сделал проектировщик, показали, что даже в часы пик пропускная способность четырехполосного тоннеля «не будет использована даже наполовину».
Ознакомившись с предпроектными изысканиями, в КРТИ решили отложить планы по продолжению Аптекарской набережной на неопределенный срок. Чиновники не исключают, что вернутся к этому проекту, но не в ближайшие годы. Если все же набережные решат соединить, предложения «Севзапинжтехнологии» послужат основой для проектирования. Планы по продолжению Аптекарской набережной были частью масштабного проекта по созданию транспортного обхода центра Петербурга. Эта магистраль к 2016 году, как предполагается, должна соединить южные и северные районы, минуя центр. Ранее Смольный уже отказывался от проектов, входящих в состав транспортного обхода. Так, в декабре 2012 года чиновники отменили строительство за 15-17 млрд рублей Феодосийского моста, который должен был связать Смольную и Свердловскую набережные и являлся альтернативой Орловскому тоннелю. Сейчас чиновники рассматривают возможность возведения моста в створе Фаянсовой и Зольной улиц, но исключительно в составе так называемой Восточной хорды, которая должна пройти между центральным участком ЗСД и кольцевой дорогой в районе Заневки. Стоимость дороги оценивается в 130 млрд рублей (к ее строительству хотят привлечь частных инвесторов). В 2014 году должны пройти предпроектные работы.
Вероятность строительства транспортных объектов в районе Лопухинского сада снижается и на фоне того, что в августе 2013 года КГИОП издал распоряжение о включении участка бывшей водно-моторной станции в состав сада, который является памятником регионального значения. Владельцем этой территории является ООО «НИС. Жилищное строительство», через ЗАО «Северный город» входящее в холдинг RBI Эдуарда Тиктинского. Компания предпринимателя планировала построить на этой территории 9-этажный апарт-отель высотой до 33 м. Подробнее о несбывшихся планах строителей «Фонтанка» писала: «КГИОП не оставил в Лопухинском саду места для RBI».
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»