Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 23 октября 2013 19:36      360

Принц датский смутил губернатора

Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», сходятся во мнении: обнаруженные во Дворце творчества юных депутатом Виталием Милоновым и, по мнению губернатора Петербурга, нарушающие закон детские иллюстрации датской художницы к Шекспиру имеют право на существование, хотя и не согласуются с эстетическими нормами. Между тем Виталий Милонов заявил «Фонтанке», что обратится в прокуратуру с требованием проверить деятельность Датского института.

Выставка «Датские иллюстрированные книги для детей» проводилась в Аничковом дворце с 15 сентября по 15 октября в рамках соглашения о сотрудничестве с филиалом Датского института культуры в РФ.

Возмущение приближенных к городской власти взрослых посетителей выставки вызвали две книги – издание датских сказок и «Гамлета» Шекспира.

Как пояснил «Фонтанке» помощник петербургского депутата Виталия Милонова и координатор движения «Народный собор» Александр Мохнаткин, родители пожаловались на выставку в группе движения в социальной сети и присовокупили к своим жалобам фотографии книжек.

«Я сам съездил посмотреть на эту выставку и вышел оттуда с ощущением дискомфорта», - говорит помощник депутата. 27 сентября Мохнаткин оформил обращение к депутату Милонову, в котором проинформировал парламентария, что на территории Дворца творчества юных представлены книги «с порнографическими иллюстрациями».

Обращение к губернатору Георгию Полтавченко депутат направил 3 октября, в нем Милонов писал уже об «иллюстрациях, которым не место в детском государственном учреждении, подведомственном органам власти Санкт-Петербурга» и сослался на федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Губернатор ответил достаточно оперативно – 18 октября он сообщил депутату, что факт нарушения упомянутого закона иллюстрациями к книге «Гамлет, принц датский» подтвердился. Полтавченко отмечает, что «в настоящее время данная книга изъята из экспозиции выставки», о чем извещен ее организатор – филиал Датского института культуры в РФ. Кроме того, приказом комитета по образованию Санкт-Петербурга заместитель генерального директора Дворца творчества юных Александр Фирсанов «за ненадлежащий контроль» получил дисциплинарное взыскание, а гендиректор Мария Катунова была депремирована.

В филиале Датского института культуры комментировать ситуацию «Фонтанке» не стали, сославшись на то, что комментарии прессе уполномочена давать только директор института Рикке Хелмс. А она в настоящее время находится в зарубежной командировке и для комментариев недоступна.

Руководитель службы информации Дворца творчества юных Светлана Кожара сообщила «Фонтанке», что о взысканиях в отношении руководства дворца ей ничего не известно.

Художница, выполнившая иллюстрации к «Гамлету», Дорте Карребэк (Dorte Karrebæk), была шесть раз подряд номинирована на приз памяти Астрид Линдгрен, а в 2009 году ее «Гамлет» наряду с двумя другими работами художницы удостоился приза Датской ассоциации книжного ремесла за лучшую книгу года по образованию. Всего же в послужном списке Дорте Карребэк 19 всевозможных призов и номинаций с 1987-го по 2010 год.

«Сам Виталий Милонов на выставке не был, - говорит Светлана Кожара. - Выставка состояла из 49 книг. И «Гамлет» вместе с остальными книгами выставлялся не в первый раз: ранее он экспонировался на 15-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы в Москве, в Государственном музее имени А.С. Пушкина в Москве, на 8-м Санкт-Петербургском международном книжном салоне, в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в книжном магазине «Буквоед». И только после этого выставка прошла на территории Дворца творчества юных. Что же касается нарушения федерального закона о защите детей от вредной информации, то художественные произведения и театральные постановки не подпадают под действие этого закона. А книжная иллюстрация – это художественное произведение. Иначе надо вынести пол-Эрмитажа, запретить картины Рубенса и Климта. Иллюстрации датской художницы не натуралистичны и не призывают к агрессивным действиям либо действиям сексуального характера».

Петербургский адвокат Андрей Васильев не разделяет мнения Светланы Кожары относительно законодательства. «Нормы закона о защите детей от информации сформулированы так, что я бы не стал категорически утверждать, что иллюстрации к детским книгам не подпадают под его действие», - говорит адвокат.

Инициатор разбирательства - Виталий Милонов в беседе с корреспондентом «Фонтанки» подчеркнул, что у него нет претензий к руководству Дворца творчества юных. «Мне кажется, что люди сами не представляли, что это будет, поскольку организатором выставки выступил российский филиал Датского института культуры, - говорит Милонов. - И когда приходит организация с таким статусным именем, априори предполагается, что выставка будет серьезного уровня, поскольку она финансируется за счет государственного бюджета Королевства Дания. Но нормальные люди не отслеживают резких деградационных изменений в скандинавском обществе. Те процессы, которые происходят там последние пять лет, приобрели ураганный характер. Когда я учился в Дании в конце 1990-х - начале 2000-х, такие картинки там были бы недопустимы, общество их просто не приняло бы. Но сейчас, на волне ультралиберальных социальных преобразований, это стало возможным».

Депутат подчеркнул, что у него остаются вопросы в филиалу Датского института культуры в РФ и что он в ближайшее время направит заявления в Генпрокуратуру и в МИД РФ с просьбой проверить, насколько соответствует российскому законодательству деятельность этой организации. «Дания - носитель богатейшей культуры, но часть ее культурной активности должна быть ограничена в силу того, что она противоречит моральным нормам нашего общества, - говорит Милонов. – Датские священники обязаны по закону венчать гомосексуальные пары. У нас другие законы, к счастью».

Депутат не исключает, что, если бы общественность в лице Александра Мохнаткина вовремя не отреагировала, «Гамлет» со срамными иллюстрациями мог бы быть переиздан на русском языке. Чтобы не допустить такого впредь, по мнению Виталия Милонова, можно было бы взять пример с США.

«Там одной из самых влиятельных организаций является Родительская ассоциация Америки, которая на основе своей оценки устанавливает возрастной рейтинг для детской литературы, - говорит депутат. – Издатели обладают полной свободой издавать любую литературу, но классификация этой литературы не отдана на откуп издателю. Я считаю, что и у нас должна быть родительская ассоциация, которая может действовать под патронатом или при поддержке уполномоченного по правам ребенка. Туда должны входить искусствоведы, эксперты, обязательно религиозные деятели, потому что большая часть населения у нас религиозна».

Редактор издательства «Арка», партнера Государственного Эрмитажа, Елена Стрельцова отмечает, что сегодня в сфере иллюстрации детских книг нет проблем с моралью, но есть кризис, связанный с засильем безвкусицы.

«Это вызвано тем, что издатели, преимущественно московские, диктуют художнику, что он должен и не должен делать, - говорит редактор. - И под это колесо попадают многие молодые художники - они рисуют на потребу. Этот опыт их усредняет, уплощает, потому что не требует затрат души и дополнительного обучения на протяжении жизни. Плохих иллюстраций больше, чем хороших, но так было всегда. Бороться с этим запретительными мерами невозможно, требуется ликбез для родителей. Издатель хочет выколотить деньги, а сделать это он может, только работая на не очень образованного и воспитанного потребителя. Уповать стоит не на издателя, а на родителя, который не должен покупать плохо сделанные книжки. Смысл не в том, что кто-то голого человека нарисовал, и это плохо - это примитивное сознание. Необходимо в каких-то формах прививать родителям культуру восприятия изобразительного искусства».

Поэт, переводчик и детский писатель Михаил Яснов, увидев имеющиеся в распоряжении «Фонтанки» фотографии вызвавших возмущение властей иллюстраций к «Гамлету», отметил, что «картинки немножко рискованные», а пара и вовсе – сомнительные для детской литературы.

«Мне эти картинки не нравятся с точки зрения книжной графики, - говорит Михаил Яснов. – Когда на уровне не очень качественной графики исполнены сомнительные сюжеты - это может вызвать нарекания у идиотов. Но в этом нет ничего страшного для умных детей и умных родителей – это не порнография. И главное не это. Проблемы с детскими иллюстрациями сегодня другого толка: очень тяжело найти хорошего художника для детских книг. В иллюстрации можно делать абсолютно все, лишь бы были вкус, такт и мера. Запрещать надо только две вещи – фашизм и педофилию. Сегодня нужны социальные институты не для предварительной оценки детской литературы, а чтобы воспитывать родителей. Это можно сделать только путем общественного обсуждения, обмена мнениями. А запретами мы добьемся только ухудшения ситуации».

Председатель попечительского совета института практической психологии «Иматон» - вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества Аркадий Балунов, в свою очередь, отмечает, что спорные иллюстрации датской художницы «адекватны содержанию текста Уильяма Шекспира».

«Но они сомнительны с точки зрения отечественных культурно-эстетических традиций и духовных ценностей: в них акцентирована сексуальная сфера, много проявлений агрессии, - говорит психолог. - С точки зрения психологии, такие иллюстрации не лучшая «духовная пища» для детей и подростков. Мне лично они не нравятся, я бы не советовал родителям покупать такие книги своим детям. В то же время, с художественной точки зрения, такое прочтение Шекспира имеет право на существование. Это индивидуальное видение художника. Нам могут не нравиться такие иллюстрации, мы их можем критиковать, но для запрета и изъятия таких книг нет никаких оснований. Пепси-кола и «Макдоналдс» тоже не лучшая пища для детей. Духовность и нравственность – это дело культуры, а не законодательства».

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»