Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 21 октября 2013 17:57      336

Националисты подняли малолеток на бунт

Мечты арестованного по обвинению в провоцировании массовых беспорядков националиста Бондарика 20 октября пытались воплотить дети. Не отмененный властями митинг на Марсовом поле перерос в нападение несовершеннолетних на торговцев в Апрашке и еще в нескольких районах города. "Петербургского Бирюлево" не вышло. Но полиции надоело составлять административные протоколы. 22 октября Следственный комитет может возбудить уголовное дело по статье “организация массовых беспорядков”.

Официальная тема массового мероприятия, разрешенного националистам Смольным на Марсовом поле 20 октября, звучала предельно корректно: “Обсуждение ситуации, связанной с ростом преступности в Санкт-Петербурге, и поиск путей стабилизации обстановки”. Фактически поводом явилось происшествие 1 сентября. Тогда 15-летняя школьница Мария Ефремова повздорила с дагестанцем, а парень нанес девушке несколько ударов в голову. В конце сентября она умерла.

Народный сход, как свое собрание назвали националисты, активно рекламировали в Интернете. Главным распространителем информации выступил бывший член координационного совета оппозиции, постоянный лидер массовых собраний и стычек с полицией Николай Бондарик. На своей странице в социальной сети, на которую подписались почти восемь тысяч человек, националист размещал посты с оскорблениями. Там же - призыв поддержать московских погромщиков после событий в Бирюлево, информация с этническим подтекстом.

Об умершей девушке Марии как-то позабыли после задержания самого Бондарика 16 октября. Его заподозрили в провокациях на Курбан. По версии следствия, молодежь инсценировала нападения приезжих с Кавказа и из Средней Азии на местное население. Бондарик поднял шум в соцсети, и его начальник ГУ МВД Сергей Умнов назвал главным ответственным за план устроить “кровавую бойню” на улицах Петербурга. Бондарика арестовали 17 октября, но логично было предположить, что и без его участия на народном сходе сценарий погромов прочно осел в головах националистически настроенных интернет-пользователей. Тем более явно прослеживалась аналогия с Москвой. 16 октября префектура Северо-Западного административного округа столицы отменила согласованный митинг этнополитического движения “Русские” против нелегальной миграции. Префект отозвал согласование в связи с событиями в Бирюлево и на празднике Курбан-байрам. Власти официально признали, что не могут гарантировать безопасность участников митинга. Хотя между строк читалось, что митинг небезопасен для тех, против кого его организовали.

Митинг

Сход на Марсовом поле сменил вывеску, и теперь публику собирали для поддержки Бондарика. Впрочем, об арестованном лидере, как и о погибшей девушке, вспомнили вскользь. Пришли около полутысячи человек. Оппозиционер-либерал Ольга Курносова почти не расставалась с мегафоном, она же зачитала резолюцию схода с требованием уволить Георгия Полтавченко и Сергея Умнова. По мнению авторов письма, при губернаторе и начальнике главка этнопреступность резко выросла, и горожане чувствуют себя беззащитными.

На резкие высказывания Курносовой толпа реагировала вяло.

“Давай погромче, ничего не слышно!” - кричали ей с галерки, докуда благодаря невскому ветру действительно долетали обрывки фраз.

Среди толпы ходила родственница Бондарика Наталья, собирала деньги на адвоката. Из нужных ста тысяч рублей у родственников есть половина, недостающую планировали добрать на сходе. Но собрать удалось лишь 1350 рублей.

“Наверное, многие уже до схода успели перевести на наш электронный кошелек”, - несмело предположила она жертвенную пассивность соратников Бондарика.

Поодаль от эпицентра стоял Дмитрий Бобров, ставшим известным как экс-лидер организации “Шульц-88”. В начале 2000-х он стал первым фигурантом уголовного дела по экстремизму. Отсидел, вышел, создал общественное движение “Национальная социалистическая сила”. В политической жизни участвует, но от радикальных мер отказался.

“Я гражданский активист, действую строго в рамках закона, - пояснил он корреспонденту “Фонтанки”. - Неохота критиковать работу коллег, которые организовали это мероприятие, но хорошего слова для них тоже не найдется. Все знают, что я не доверяю Николаю Бондарику. Сомневаюсь, что именно ради него собрались на Марсовом поле. Большинство участников - еще дети”.

Юнцы и девицы с легкостью подхватывали речовки, оскорбляющие Аллаха и выходцев с Кавказа и из Средней Азии. От кричалок шарахался даже организатор “русских зачисток” Дмитрий Евтушенко, по прозвищу Бешеный, против которого, так же как и в отношении Бондарика, возбудили уголовное дело по разжиганию межнациональной розни.

“Ребята, вы чего, это же экстремизм, сейчас “винтить” начнут!" - обратился он к участникам и отошел подальше.

Но полиция старалась не замечать агрессивного скандирования. Видимо, чтобы не накалять обстановку. На “ребяческий” контингент силовики тоже вряд ли обратили внимание. После официального окончания народного схода в 16.45 эта самая молодежь с обмотанными бинтами правыми кистями небольшими группами растеклась от Марсова поля. Для них действо только начиналось.

Штурм

Первые силовые акции очевидцы зафиксировали на Невском проспекте. Группа молодых людей в спортивных костюмах, двигаясь в сторону Дворцовой, избила нескольких прохожих неславянской внешности. В 17.15 у Гостиного двора, по официальным данным, за нарушение общественного порядка задержали восемь человек. Минутами позже наряды ОМОНа уже мчались к Апраксину двору.

“Около тридцати человек забежали со стороны улицы Ломоносова, принялись крушить лотки с перчатками, нижним бельем, верхней одеждой, - сообщали очевидцы. - Били витрины, кидали дымовые шашки. Постояльцы Апрашки встретили их жестко - с арматурой и бейсбольными битами”. Штурм-отряду, средний возраст которого, по некоторым данным, явно меньше 18 лет, влетело крепко. Одному подростку, Даниилу, попало битой по голове.

“Могло быть хуже, - пояснила корреспонденту “Фонтанки” правозащитница Елена Любимова. - Даниил очень благодарен подоспевшему ОМОНу, который, по сути, спас малолетних налетчиков от расправы”.

Третью группу полицейские задержали у торгового центра “Галерея” за агрессивное поведение.

“Мы шли всего лишь перекусить”, - оправдывалась молодежь.

“В шаверму, наверное?” - язвительно спрашивали толпу.

Восемнадцать человек развезли по отделам полиции, составили административные протоколы по административной статье “мелкое хулиганство”. Участникам, как уточнила Елена Любимова, вменили нецензурную брань и размахивание руками. Некоторых суд сегодня, 21 октября, оштрафовал на 500 рублей.

Повод

Если организаторы схода и полиция подзабыли первопричину, то школьники с юго-запада - нет. Около пятидесяти знакомых умершей Маши Ефремовой, жившей у станции метро “Проспект Ветеранов”, приехали на Марсово поле. Их интересы были просты и по-детски наивны.

“Я вот поехала, чтобы почтить память подруги. И за Россию, - сказала корреспонденту “Фонтанки” участница схода Лена. - О митинге мы узнавали через социальные сети”.

И вот эта полусотня, держа смерть Маши как флаг и напичканная на Марсовом ультраправыми речовками, отправилась на юго-запад. По домам расходиться не торопилась. “Спешилась” у станции метро “Ленинский проспект” и пошла толпой на тех, про кого так горячо выступали на народном сходе.

“Напрыгнуть” на торговые точки южан не успели, полиция появилась, - пояснили “Фонтанке” знакомые участников акции. - От ОМОНа убегали часов до десяти вечера”.

Пятую “горячую” точку зафиксировали в Купчино. У одноименной станции метро молодежь атаковала шаверму, побив стекла, и арбузную сетку. Погромили, разбежались.

Дело

Портрет вчерашних бунтарей - сотни юношей и девушек 14 - 18 лет, учащиеся колледжей и лицеев, студенты вузов, два школьника-девятиклассника. 90 человек задержанных, из них 62 - несовершеннолетние. В предотвращении массовых беспорядков участвовали около двухсот полицейских.

“Я сильно сомневаюсь, что у бунтарей был единый координатор, - сказала корреспонденту “Фонтанки” правозащитница Елена Любимова. - Петербург, наверное, первый раз столкнулся с неконтролируемой стихийной волной, основу которой составили подростки. Как я поняла из общения с ними, о преступлении они не думали. Для них это было развлечением, игрой в догонялки с ОМОНом. Ну а подпитку идеологическую они все получили на Марсовом поле, это однозначно”.

Как пояснил источник “Фонтанки” в Смольном, вопрос об отмене согласованного народного схода в связи с последними событиями и возможным насилием на улицах Петербурга не поднимали.

“Москва нам не пример”, - пояснил собеседник

Что касается отмены разрешения митинга на Марсовом поле, один из собеседников в центре “Э” ГУ МВД прокомментировал так:

- За правительство Петербурга я ничего сказать не могу, но мы обсуждали этот вопрос в своей среде. Посчитали, что отмена схода может привести к еще большей волне протеста, да еще в не контролируемых нами местах. А так мы предполагали, что может произойти. И не ошиблись, - через паузу добавил он.

Начальник полиции ГУ МВД Константин Власов: “Сегодня соответствующим оперативным службам поставлена одна задача - установить организаторов воскресной акции. Более того, руководство ГУ МВД уже вышло с предложением в Следственный комитет Петербурга и прокуратуру города о возбуждении уголовного дела. Мы видим статьи 30, часть 3, 212, часть 1, УК РФ “Покушение на организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, уничтожением имущества”, но процессуальную оценку даст, разумеется, СК. С нашей точки зрения, неверно оставлять случившееся на уровне административного производства”.

Как стало известно 21 октября, в Смольный была направлена заявка на проведение в центре города “Русского марша” 4 ноября. На что начальник полиции Константин Власов заявил: “Не советую молодежи пытаться повторять воскресные ошибки ни в городе, ни в области”.