Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 10 октября 2013 22:35      311

Неприкаянный голландец

Отсутствие корабля Нидерландов в составе минно-тральной группы НАТО, прибывшей в Петербург с неофициальным визитом, вызвало прямую ассоциацию с недавним скандалом в Гааге, когда российского дипломата силой привели в полицейский участок. Гости из Североатлантического альянса подобную взаимосвязь категорически отрицают. Официальные лица России делают вид, что вообще не слышали об аббревиатуре НАТО. «Фонтанка» весь день задавала вопросы и, получая взаимоисключающие ответы, только укреплялась в версии о политическом следе.

Утром 10 октября у набережной Лейтенанта Шмидта ошвартовались военные корабли из группировки НАТО. Минный тральщик «Дилинген» под флагом Германии, норвежская «Раума», эстонец «Адмирал Коуэн» и польский «Адмирал Черницкий». Прибытие в Петербург первой постоянной минно-тральной группы НАТО в составе шести боевых кораблей широко анонсировалось в прессе. Однако на деле в четверг на Неве стояли только две трети от обещанного количества визитеров. Минных тральщиков «Маккум» ВМС Нидерландов и «Нарцисс» ВМС Бельгии в акватории не наблюдалось.

Это обстоятельство вызвало живой интерес журналистов, обусловленный громким дипломатическим скандалом в Гааге, из-за которого российский МИД потребовал от Нидерландов извинений, Владимир Путин — наказания виновных, а Геннадию Онищенко вдруг показалось подозрительным качество голландского сыра. Особо дотошные связали отсутствие «Маккума» в Петербурге еще и с арестом в Арктике активистов Гринпис, которые пришли в Баренцево море под флагом Нидерландов.

На созванной по случаю прибытия НАТО в Россию пресс-конференции иностранцы поспешили отвергнуть все предположения о взаимосвязи этих трех событий. Командующий противоминной группой, польский капитан 1 ранга Петр Сикора, заявил, что задержка голландского и бельгийского тральщиков не имеет отношения к политике. «Разделение группы связано с национальными портовыми правилами, согласно которым разрешение на вход в территориальные воды России дается только четырем судам», - заявил командир, заверив, что в пятницу корабли из Норвегии и Германии покинут Петербург, а  утром в воскресенье их место займут «Маккум» и «Нарцисс». Петр Сикора также настаивал, что решение о том, какие именно корабли войдут сразу, а какие останутся ждать, было принято на совещании командиров кораблей, и тот факт, что «за бортом» оказались именно Нидерланды и Бельгия, абсолютная случайность.

Опрошенных «Фонтанкой» экспертов во всей этой истории крайне смутило одно обстоятельство: никто из них никогда не слышал о «национальный портовых правилах», запрещающих одновременный заход в порт четырем военным кораблям. Как пояснил нашему изданию профессор, заведующий кафедрой морского права Госуниверситета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Борис Смыслов, заход иностранных военных кораблей в территориальных и внутренних морских водах России регламентируется федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ. Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми правительством Российской Федерации.

Согласно 45 пункту этих Правил, «одновременно проходить через территориальное море Российской Федерации с целью захода на военно-морскую базу, в пункт базирования военных кораблей или морской порт Российской Федерации могут не более трех кораблей и судов одного иностранного государства». В этом документе не только говорится о кораблях одного государства (в группе НАТО 6 флагов), но и вообще не упоминается цифра 4. Как поясняет профессор Смыслов, на его памяти был только один случай, когда в российские воды вошли больше трех кораблей под одним флагом. Это произошло по случаю праздничной даты. Но тогда специально для этого было выпущено постановление правительства.

История же о том, что в Россию пустили четыре корабля, а еще два попросили подождать своей очереди на границе территориальных вод, вызвала удивление у специалиста. «Такого не может быть, - уверенно заявил «Фонтанке» Борис Смыслов, - решение о приходе кораблей, подготовка документации — все это должно делаться заранее». Дело в том, что согласно закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»,  «иностранные военные корабли … могут заходить в морские порты по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода».

Другими словами, пропуск на проход в Петербург минно-тральной группы НАТО должен был быть выписан еще в середине сентября. И, по данным «Фонтанки», такой документ был изготовлен, и было дано разрешение на заход всем шести кораблям. Официальные лица Минобороны России не комментируют странную ситуацию. Кулуарно, с просьбой не называть имен, в ведомстве выдвигают три версии произошедшего. Первая связана с навигацией. Якобы в октябре такой сезон, что шесть военных тральщиков вдоль набережной Невы перекроют все торговые пути. Вторая еще менее состоятельна: мол, такое количество просто не поместится вдоль набережной.

Контраргументом и первой, и второй гипотезе могут послужить события 2004 года, когда в  Петербург с неофициальным визитом вошла та же самая эскадра минно-тральных кораблей НАТО, в количестве шесть единиц, дата визита — 9-11 октября.

И, наконец, третья версия, озвученная одним из собеседников «Фонтанки», - Альянс сам принял решение зайти в территориальные воды усеченным составом, а зачем им это было нужно, поди знай.

Журналисты «Фонтанки», вконец заинтригованные состоявшимися диалогами, обратились за разъяснениями.

Сначала к постоянному представителю НАТО в России Хансу Боману.

- Я ничего по этому поводу не знаю, - ответило официальное лицо Североатлантического альянса.

Затем к пресс-секретарю прибывшей минно-тральной группы лейтенанту Дейву Бенхаму.

- Российские официальные власти определили, что только четыре судна могут получить разрешение на вход в территориальные воды, не уточняя, какие именно суда должны остаться за пределами. Они только определили лимит, - продолжал настаивать на первоначальной версии НАТОвский пиарщик.

- Дело в том, что в России не существует закона о четырех кораблях. В нашем Минобороны говорят, что это было сугубо ваше решение.

- Не могли бы вы повторить вопрос, плохо слышно, - повесил трубку Дейв Бенхам.

На этом «Фонтанка» утомилась мучить вопросами военнослужащих всех стран. Учитывая, что редакция знает четвертую и, пожалуй, самую жизнеспособную версию случившегося конфуза. Согласно ей, НАТОвские корабли подошли к территориальным водам аккурат в самый пик российско-голландского скандала. Поэтому личным указанием начальника Генерального штаба Минобороны Валерия Герасимова тральщику Нидерландов было запрещено входить на территорию России. Чем руководствовался генерал, в этой гипотезе не указывается. То ли посоветовался с кем, то ли сам решил перестраховаться, но факт остается фактом — голландцам заход не разрешили. Экипаж бельгийского корабля остался в нейтральных водах в знак солидарности с боевыми товарищами.

К вечеру 9 октября власти Нидерландов принесли России официальные извинения и кризис между странами пошел на спад. Тогда-то и стало понятно, что с репрессиями поторопились. Но тральщик - не сыр, запрет так быстро не отменишь, учитывая, что основная группа к тому времени уже подходила к Петербургу. Перед иностранными гостями повинились за недоразумение и попросили не выдавать на суд общественности, вместе обмозговали аргументацию для СМИ. Вот так и получилось, что два тральщика НАТО прибудут в Северную столицу только 12 октября. Но это все, напомним, только одна из четырех гипотез.

Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру