Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 04 сентября 2013 18:57      263

Главного художника Петербурга нашли в Мариинке-2

Впервые с 2009 года Смольный решил назначить главного художника Петербурга. Заниматься, в частности, упорядочиванием вида рекламных конструкций в историческом  центре Петербурга будет Александр Петров - главный дизайнер-архитектор КБ высотных и поземных сооружений (ВиПС), проектировщика, поработавшего над последней версией второй сцены Мариинского театра и стадионом «Зенита» на Крестовском острове. Между  тем на  данный момент более половины информационных конструкций в Петербурге размещены незаконно, говорят эксперты.

Три с половиной месяца потребовалось Смольному, чтобы утвердить кандидатуру нового главного художника Петербурга. Впервые о возрождении этой должности в середине мая этого года заявил глава комитета по градостроительству и архитектуре Олег Рыбин. Комитет намерен усилить контроль за соответствием рекламных вывесок виду исторических зданий, заявил тогда председатель КГА.

Как стало известно «Фонтанке», все профильные ведомства Смольного уже согласовали кандидатуру Александра Петрова. Он будет представлен журналистскому сообществу в понедельник, 9 сентября, и приступит к своим обязанностям в октябре - ноябре, после утверждения нового штатного расписания комитета. Общаться с «Фонтанкой» до официального представления основной кандидат на пост главного художника отказался.

Пока что Александр Петров продолжает работать в КБ ВиПС на должности главного дизайнера-архитектора. Его профессиональная специализация — промышленная архитектура. Александр Петров в 1987 году окончил факультет промышленного искусства Ленинградского высшего художественного  промышленного училища им. Мухиной, поступив в учебное заведение с шестого раза. Служил в армии, работал гравером на заводе «Русские самоцветы», руководителем отдела дизайна на заводе АО «Пластмассы», затем — в различных дизайн-студиях.

Кроме того, в профессиональные интересы нового главного архитектора входит и альтернативная энергетика. Еще в 1980-х годах Александр Петров начал регистрировать патенты на собственные изобретения в этой сфере. Сейчас их у него 10, в том числе - на автономный уличный светильник, питающийся от светодиодной панели, концентратор солнечной энергии или водный энергетический комплекс. Есть и бытовые изобретения — например, оборудование для подсветки емкостей с жидкостью, и в частности бутылок с алкогольными напитками.

Но настоящую известность Александру Петрову принесли победы в международных конкурсах. В 1993 году архитектор взял Гран-при на международном конкурсе «Public Design» в японской Нагое. Архитектор предложил установить на городской площади памяти Иэяса Токугава фонтан, распыляющий очень мелкую водную пыль. Эти капли воды должны были стать своеобразным экраном, на который вечером проецировалось бы голографическое изображение иероглифов имени сегуна.

Еще один золотой приз из Японии Александр Петров привез в Петербург в 2000 году за участие в международном конкурсе в Осаке. Совместно с коллегами архитектор спроектировал парусный танкер «Atfuel» (в переводе - альтернативное топливо). Морской ветер по проекту должен был заставлять вращаться гидротурбины, а они — передавать вращение электрогенераторам. Ток, в свою очередь, предполагалось использовать для гидролиза воды. И уже водород, образующийся в результате, должен был использоваться в качестве топлива.

Кроме того, Александр Петров участвовал в конкурсах на строительство Большого египетского музея в Каире, социально-развлекательного небоскреба Taiwan Tower в тайваньском в Тайчжуне и небоскреба, вырабатывающего электроэнергию в Осаке. Среди российских работ Александра Петрова — концепция федерального тренировочного центра в Токсово Ленобласти. Это учебно-тренировочная база для зимних видов спорта, занимающая 35 га, с всепогодным километровым тоннелем для лыжных гонок, трамплинами, закрытым стрельбищем и трассой для могула.

С практикой художественного оформления улиц Петербурга Александр Петров также уже знаком — он является членом художественной секции Градсовета Петербурга. А также - членом правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров. Среди официально упомянутых увлечений Александра Петрова — путешествия и собаки.

Появление чиновника, отвечающего за размещение рекламных конструкций и эстетический облик Петербурга, необходимо. «Более половины информационных конструкций, размещенных в городе, висит без разрешений», - говорит генеральный директор компании «Рекол» Сергей Черныш. По его словам, Смольный устранился от активного участия в формировании эстетического облика Петербурга в сфере рекламы с 2004 года, когда должность главного художника покинул Иван Уралов. С другой стороны, оценить, удастся ли Александру Петрову повлиять на сложившуюся ситуацию, Сергей Черныш также не смог. В размещении рекламных конструкций в Петербурге КГА имеет лишь совещательную функцию, говорит эксперт.

Тем не менее регулирование размещения рекламных конструкций, вывесок и экранов в историческом центре города должно стать основной задачей нового главного художника, уверены в ВООПИиК. «Возрождение должности главного художника — это, скорее, не политическое, а технологическое решение Смольного. За время, прошедшее с отставки Георгия Шереметьева, накопилось много проблем, основная из которых — засилье дикой и плохо оформленной рекламы в центре города. Это значительно ухудшает восприятие памятников архитектуры, входящих в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО», - говорит Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК.

Перерывы в несколько лет между назначениями главного художника в Петербурге — почти традиция. В последний раз должность главного художника исчезла в 2009 году, после перехода занимавшего ее с 2006 года Георгия Шереметьева на работу в Министерство культуры. Тогда временно исполняющей обязанности главного художника до проведения нового конкурса на должность была назначена Лариса Канунникова, главный ландшафтный архитектор города. Однако конкурс так и не был проведен.

Поиск Георгия Шереметьева также занял у Смольного два года. Его предшественник Иван Уралов покинул эту должность в 2004 году. В свою очередь, Иван Уралов стал первым главным художником Петербурга. Он занял этот пост в 1994 году, впервые с момента реорганизации Главного управления архитектуры и градостроительства в 1991 году.

Должностные обязанности нового главного художника пока не утверждены. Однако, как правило, в его полномочия входит утверждение регламента размещения наружной рекламы и временных информационных сооружений, разработка праздничного оформления города, а также — регламентирование оформления фасадов.

Справка:

КБ ВиПС является одним из крупнейших подрядчиков Северо-Западной дирекции по строительству, подведомственной Минкультуры, и комитета по строительству Петербурга. Только в прошлом году стоимость госконтрактов компании составила более 700 млн рублей. Например, компания получила заказы на проектирование реконструкции БДТ им. Товстоногова и проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции и реставрации Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.

КБ ВиПС давно работает плечом к плечу с вице-губернатором по строительству Маратом Оганесяном. Компания являлась генпроектировщиком Мариинки-2, строительство которой в роли главы Северо-Западной дирекции по строительству, подведомственной Минкультуры, завершал Марат Оганесян. Дирекция также является заказчиком работ в БДТ и Консерватории. Между тем КБ ВиПС разрабатывает и рабочую документацию для строительства стадиона «Зенита» на Крестовском острове.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»