Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 августа 2013 15:22      350

КГИОП не оставил в Лопухинском саду места для RBI

Лопухинский сад будет восстановлен в своих границах, а холдингу RBI придется отказаться от возведения 9-этажного отеля на берегу Малой Невки, напротив Каменного острова. Как стало известно «Фонтанке», КГИОП выпустил распоряжение о включении участка бывшей водно-моторной станции, принадлежащего строительной компании, в территорию Лопухинского сада, памятника регионального значения.

12 августа комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников выпустил распоряжение о включении в состав территории Лопухинского сада участка бывшей водно-моторной станции площадью 4,6 тыс. кв. м. Он находится в северо-восточной части сада и примыкает к Аптекарской набережной. Государственную историко-культурную экспертизу, постановившую восстановить сад в исторических границах, провело Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Коллегия КГИОП согласовала ее результаты еще 11 июля, уточнили в пресс-службе ведомства. С 2009 года владельцем участка бывшей станции является холдинг RBI Эдуарда Тиктинского, а точнее - ООО «НИС.Жилищное строительство», входящее в эту группу компаний через ЗАО «Северный город». Инвестор намеревался возвести на берегу Малой Невки апарт-отель высотой до 33 метров.

Новые технологии застройки

Отсчет истории с застройкой участка Лопухинского сада начался в 2003 году, когда нежилое здание водно-моторной станции площадью 240 кв. м приобрело ООО «Новые технологии». Одновременно к этой компании перешло право бессрочного пользования участком площадью 6,7 тыс. кв. м на берегу Малой Невки, который с 1997 года находился в пользовании РОСТО. В 2004 году компания зарегистрировала участок в кадастре, оформила на него договор аренды с КУГИ , а затем разделила участок на два — площадью 4,7 тыс. кв. м под зданием (позже он был уменьшен до 4,6 тыс. кв. м) и 2,3 тыс. кв. м береговой полосы.

В марте 2008 года компания «Новые технологии» перепродала здание водно-моторной станции ООО «НИС Жилищное строительство». Сумма сделки неизвестна. Затем в том же году участок станции был исключен из территории Лопухинского сада распоряжением комитета по землепользованию и земельным ресурсам. А новый собственник — холдинг RBI,опираясь на нормы Земельного кодекса, решил участок под зданием приватизировать. И в апреле 2009 года приобрел его через ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» за 274,3 тыс. рублей, около 60 рублей за кв. м. Также к новому инвестору перешло право аренды участка береговой полосы площадью 2,3 тыс. кв. м на срок до 30 марта 2018 года.

После оформления участка в собственность компания приступила к разработке проекта планировки квартала и подготовке документации для строительства. В 2009 году тогда губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что город не допустит в Лопухинском саду никакого строительства. Тем не менее в том же году застройщику удалось получить разрешение КГА на использование участка для размещения гостиницы. А в 2010 году, во время инвентаризации зеленых насаждений, часть территории Лопухинского сада исключили из территории зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП).

За садом присмотрит Полтавченко

Нынешнее решение Смольного о возвращении участка станции в границы сада было ожидаемо — еще осенью прошлого года губернатор Георгий Полтавченко в ответ на запрос депутата Сергея Никешина заявил, что вопрос проведения новой государственной историко-культурной экспертизы Лопухинского сада уже решен. Правда, уточнил, что она будет проведена в 2013 году за счет средств адресной программы КГИОП. Что повлияло на позицию градоначальника — неизвестно. Возможно, усилившиеся в последние годы конфликты жителей и инвесторов из-за перспектив застройки городских зеленых зон, начавшиеся с защиты Митрофаньевского и Фарфоровского кладбищ и переросшие в конфликты с РПЦ по Малиновке и Долгоозерной улице. А возможно, то, что напротив Лопухинского сада, в Каменноостровском дворце, будет создана резиденция губернатора.

Тем не менее для холдинга RBI решение администрации стало сюрпризом. В пресс-службе компании рассказали, что узнали о распоряжении от «Фонтанки» и не смогли дать оперативных комментариев. Ранее глава холдинга Эдуард Тиктинский заявлял, что участок граничит с Лопухинским садом, но имеет самостоятельную судьбу - с 1949 года участок, о котором идет речь, был сформирован под водную станцию и предоставлен Досфлоту, а затем его преемнику - ДОСААФ.

Градозащитники с инвестором не согласны. До 2008 года участок водно-моторной станции фактически принадлежал к территории Лопухинского сада. А исключен из состава объекта культурного наследия «Лопухинский сад» он был в 2005 году, по результатам экспертизы, проведенной под руководством Татьяны Славиной. «Экспертиза констатировала, что участок сада, на котором находится водно-моторная станция, необратимо деградировал. При этом было проведено исследование не всего объекта культурного наследия, а только этого участка - его фрагмента», - рассказывает член президиума петербургского отделения ВООПИиК Татьяна Лиханова.

Исключение участка водно-моторной станции из территории сада было произведено с массой нарушений, считают градозащитники. Это и трехкратная корректировка границ объекта культурного наследия «Лопухинский сад» в 2005 году, в результате которой к одноэтажному зданию станции был прирезан несопоставимо большой участок, и изменения Правил землепользования и застройки, установившие возможность создания локальной доминанты высотой до 33 метров, - перечисляет Лиханова. Последние шесть лет эксперты, депутаты и горожане обращались в прокуратуру, в профильные комитеты, в суд, устраивали акции протеста, пытаясь остановить застройку.

Не гостиница, так магистраль

Впрочем, праздновать победу защитникам Лопухинского сада пока рано. Строительство гостиницы — не единственный вариант застройки, планировавшийся для зеленой территории. Еще с 1970-х годов существуют планы проложить по берегу вдоль сада магистраль — на эстакаде, насыпи или, что наименее вероятно, в тоннеле. Она должна соединить Аптекарскую набережную с Песочной, позволив выводить автомобильный поток с Ушаковской набережной на Васильевский остров. Выкупленный инвестором участок как раз мешал реализовать эту идею. Однако в этом году по контракту с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры за разработку предпроекта пробивки Аптекарской набережной взялось ООО «НИИПРИ "Севзапинжтехнология"».

Какова будет судьба участка теперь — неизвестно. Официально RBI не сможет вести новое строительство на территории объекта-памятника — Лопухинского сада. Градозащитники и спортсмены выступают за восстановление лодочной моторной станции, которая прекратила свою работу с 2004 года. А возможно, на этой части будет восстановлен сад. Все-таки Эдуард Тиктинский является одним из учредителей общественной организации «Воссоздание петербургских садов и скверов».

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру