Российские компании (от маленьких ООО до крупнейших корпораций) теперь обязаны публиковать сообщения о своих действиях в специальном реестре. Его ведение государство поручило коммерческой структуре. В базу данных уже внесено более 580 тысяч зарегистрированных в Северной столице юридических лиц. Общие расходы петербургского бизнеса на реализацию нового проекта могут составить до 2 млрд рублей в год. Эксперты сомневаются в его целесообразности.
Закон, предусматривающий создание Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС), был (http://www.fontanka.ru/2011/07/21/017) принят еще два года назад и вступил в силу с 1 января этого года. Однако только 18 июля Минюст зарегистрировал порядок его ведения. Он станет обязательным после ожидаемого в ближайшие дни официального опубликования документа.
Цель нового проекта – защитить кредитора, которым, возможно, сам того не ведая, выступает почти каждый россиянин. Благодаря новому реестру те же потребители смогут оценить масштаб организации, которой они доверяют свои деньги (заказывая товары или услуги), выяснить, имеет ли она обещанные лицензии, не находится ли она в состоянии банкротства, ликвидации или реорганизации, узнать о смене директора или так называемого юридического адреса, получить иные сведения. Вся информация бесплатно (fedresurs.ru) размещается в сети Интернет.
Дорогое удовольствие
Вести новый реестр законодатели решили поручить коммерческому оператору. Правда, принять необходимые для его отбора подзаконные акты и провести конкурс «не успели», а потому право формировать базу данных и взимать плату с бизнесменов временно делегировали ЗАО «Интерфакс».
Часть информации (в том числе о создании юридических лиц, их реорганизации, смене адреса и руководителя и иная) в автоматическом режиме должна размещаться налоговой службой. На компании возложена обязанность публиковать сведения о лицензиях (полученных, отозванных и прочие), а также чистых активах. Такая обязанность затронет как минимум акционерные общества (включая малые ЗАО, состоящие порой из одного акционера), а «в предусмотренных законом случаях» – и все ООО (в Санкт-Петербурге их более 273 тысяч).
Опрошенные юристы не смогли однозначно определить, когда ООО начнут публиковать сведения о своих активах. «Прямого ответа на этот вопрос в законе нет, – поясняет Ольга Дученко из юридической компании «Качкин и Партнеры». – Можно предположить, что к таковым относятся случаи, когда ООО должны публично раскрывать информацию о своей деятельности, например при проведении открытой подписки на облигации или иные эмиссионные ценные бумаги». По мнению юриста практики судебных споров компании Rightmark group Павла Ильиных, ООО обязаны вносить соответствующе сведения в ЕФРС в случае принятия решений об уменьшении его уставного капитала. «Норма сформулирована некорректно и допускает разные толкования», – поясняет юрист.
Для размещения сведений в ЕФРС каждое юридическое лицо должно иметь специальный ключ электронной подписи – получение его у партнеров ЗАО «Интерфакс» петербургской компании обойдется примерно в 4 тысячи рублей. Еще 640 рублей нужно заплатить за каждое сообщение. Более того, руководство агентства полагает, что сведения о тех же чистых активах в ряде случаев нужно обновлять ежеквартально. В итоге общие расходы каждого юридического лица могут составить как минимум 6,5 тысячи рублей в год, а если оно имеет лицензии – значительно больше.
Хотя легитимность платности услуг ЕФРС весьма сомнительна – по закону тариф за публикацию информации в реестре вправе установить только Минэкономразвития, а не сам оператор. Никаких решений об утверждении ставки оплаты ни в одной из правовых систем опрошенным юристам найти не удалось. Генеральный директор ЗАО «Интерфакс – Служба раскрытия информации» Дмитрий Оленьков также не смог пояснить журналисту «Фонтанки» законность такого решения.
Впрочем, эксперты не уверены, что бизнесменам стоит тратить деньги. «В данный момент утвержден только порядок формирования реестра, который больше напоминает техническое задание на разработку соответствующего программного обеспечения. Должны появиться документы, регламентирующие действия по предоставлению сведений, последствия непередачи таких данных и многие другие вопросы. Представляется, что до момента начала работы нового реестра еще очень далеко», – убежден Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».
Мало того, юристы уверены: сейчас юридические лица вправе вовсе не исполнять обязанности по внесению сведений в ЕФРС, так как не установлен соответствующий порядок. Равно как закон не предусматривает ответственности за неисполнение такой обязанности.
По секрету всему свету
Российские компании, в том числе банки и крупные корпорации, пока пассивно относятся к новым обязанностям. Так, в установленные сроки сведения о чистых активах (по данным годового баланса) опубликовали только 13 тысяч компаний, в том числе всего 810 петербургских.
«Пустыми» остаются карточки (fedresurs.ru/companies/1751027) ОАО «Газпром», (fedresurs.ru/companies/1093056) ОАО «ЛУКойл» и многих других. Не проявляется активность в публикации обязательных данных и налоговая служба (сведения о создании и ликвидации юридических лиц отсутствуют).
Из сотовых операторов «большой тройки» только ОАО «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») раскрыло (fedresurs.ru/companies/300372) данные о своей деятельности, в том числе о лицензиях. Пресс-службы «МТС» и «Мегафона» пока не смогли прокомментировать ситуацию.
Эксперты и участники рынка скептически относятся и к самой идее создания ЕФРС. Ведь полные и достоверные сведения обо всех организациях (кроме данных о чистых активах и лицензиях) любой желающий может получить в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Он ведется Федеральной налоговой службой и в большей части размещен на официальном сайте в отрытом доступе. В ближайшее время планируется увеличить объем бесплатно предоставляемой пользователям информации, в том числе раскрыть сведения о руководителях юридических лиц, их уставном капитале, учредителях и так далее.
«Новый реестр абсолютно бессмысленен – очень похоже на чье-то лобби, – полагает Николай Вильчур. – Законопроект о его создании в свое время получил отрицательное заключение профильного комитета Госдумы, и вразумительного объяснения, для чего он нужен, представлено не было. Чем новый реестр будет отличаться от ЕГРЮЛ – не понятно».
Схожего мнения придерживается и первый заместитель директора юридического департамента Промсвязьбанка Лариса Валуева:"Целесообразность создания ЕФРС вызывает сомнения. Он во многом будет дублировать информацию, содержащуюся в ЕГРЮЛ. При этом ЕФРС не является государственным реестром, и его оператор не будет отвечать за достоверность сведений, содержащихся в реестре, взимая при этом плату за размещение".