Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 21 июля 2013 20:09      287

Джихад петербуржца Рябинина

Продолжающееся внимание силовиков к исламским молельням в Петербурге напрямую связано с конфликтом в Сирии. По информации нашего издания, правоохранители вышли на след сирийских вербовщиков. В числе русских мусульман принял джихад и Егор Рябинин, известный в городе на Неве своим прозвищем ар-Руси. Журналисты «Фонтанки» постарались понять, что заставило отца двоих детей оставить семью и, вероятно, погибнуть за Ближний Восток.

Исламская молельная тема на страницах «Фонтанки» началась в феврале 2013 года после резонансного рейда в Апраксином дворе. С тех пор мы регулярно писали об обысках и проверках. Последняя прошла 19 июля, в ходе нее сотрудники ФСБ и центра "Э" изымали диски, литературу. Были возбуждены два уголовных дела, однако подобная активность силовиков добавила и вопросы.

Не найдя понятных объяснений в среде оперативников, журналист решил отыскать русского мусульманина, в 2011 году осужденного за разжигание религиозной розни в социальных сетях, и обнаружил, что Егор Рябинин, более известный в религиозной и националистической среде как ар-Руси, еще в феврале этого года отправился воевать в Сирию.

По информации нашего издания, отъезд ар-Руси и последовавшие рейды в молельнях взаимосвязаны: правоохранительные органы стремились выявить вербовщиков, отправлявших российских мусульман на войну, цели которой если и понятны, то только лидерам ближневосточной резни.

Корреспондент "Фонтанки" встретился с женой Егора Рябинина – Марьям  - в Пушкине. Для беседы выбрали скамейку в тени одного из домов: несмотря на отметку +28 на термометре, женщина пришла в хиджабе и длинном платье. Из-под рукавов едва можно было разглядеть кончики пальцев.

Мать двоих детей не побоялась рассказать о том, как ее возлюбленный оказался в Сирии.

Семья Рябининых по-своему уникальна: будущие муж и жена приняли ислам до знакомства друг с другом, достигнув совершеннолетия. И если Марьям с новой для нее религией познакомил ее отец – аварец, то Егор, по ее словам, долго разбирался в разных вероучениях, пока учился на экономиста в Москве.

В столицу он приехал из Караганды. Немногие знакомые Егора, с кем удалось пообщаться, отметили, что ему было одиноко вдали от родных. К тому же не совсем складывались отношения с отцом. Примечательно, что, отслужив в Афганистане, глава семьи Рябининых нередко в шутку называл своих сыновей моджахедами.

В начале 2000-х будущий ар-Руси находился в религиозном поиске, посещал церкви, затем углубился в изучение ислама: первый Коран ему подарили соседи по общежитию. Егор принял новую религию вместе с земляком по Казахстану – Романом. С ним же переехал в Петербург. Пути молодых людей разошлись, когда Рябинин решил жениться.

На копии паспорта, которую Марьям показала корреспонденту «Фонтанки», у Рябинина – ни бороды, ни, тем более, головного убора. Свой паспорт она демонстрировать отказалась категорически — на фотографии не покрыты волосы.

"Егор очень открытый, прямой. Мы познакомились через социальные сети. Он сразу спросил, есть ли у меня намерение выйти замуж. Стали общаться, он оказался очень надежным, внимательным", – рассказывает о своем избраннике Марьям.

Осенью 2009 года в ходе спецоперации на границе с Таджикистаном были убиты друзья Рябинина, в числе которых – тот самый Роман по прозвищу Хан, с которым они пришли в ислам. По словам супруги, он уже тогда предупредил ее, что к ним могут прийти с вопросами. "Их всех (друзей Егора. – Прим. редакции) звал туда некий Ринат – бывший боец спецназа, принимавший участие в операциях на Кавказе. Егор сам ехать отказался и их отговаривал, но им наговорили про военную романтику, они его не послушали", – вспоминает события четырехлетней давности Марьям.

В феврале 2010-го СК нашел в действиях Рябинина признаки экстремизма, а в апреле 2011-го он был приговорен к исправительным работам за то, что в социальных сетях в оскорбительной форме оправдывал убийство московского священника Даниила Сысоева.

От уголовного преследования и переживаний из-за гибели друга ар-Руси отвлекала забота о сыне – тот едва не умер при родах. Медики поставили новорожденному ребенку диагноз: подозрение на ДЦП. Тогда Егор пообещал, что, если малыш поправится, то в течение первых пяти лет после его рождения он отправится туда, где будет нужна его помощь, и посвятит себя борьбе за ислам. Спустя шесть месяцев врачи заявили, что Даниэль чудесным образом исцелился.

Корреспондент «Фонтанки» лично убедился, что малыш меньше всего похож на ребенка, страдающего каким-либо расстройством. Веселый, активный, он ловко лазал по многочисленным лесенкам, пока мы беседовали.

По словам Марьям, первое время после выздоровления сына у Егора еще были мысли отправиться на Ближний Восток, но вторая беременность супруги и уговоры близких отсрочили поездку. После рождения дочки осложнилась бытовая ситуация. Подходили к концу сбережения, потенциальные работодатели не горели желанием видеть в компании ранее судимого менеджера-исламиста, кого-то смущало чтение намаза, третьи просили сбрить бороду.

Кроме того, начал часто болеть сын, ар-Руси решил, что таким образом Аллах наказывает его за неисполненный обет. В это же время в Египте объявился один из братьев-единоверцев – выходец с Северного Кавказа. Он и предложил Егору помощь в отправке в Сирию, связавшись с ним через Интернет.

4 февраля 2013 года он вылетел в Турцию, спустя день за ним отправился еще один славянин – мусульманин из Петербурга – Вадим. Егор связывался с семьей из Турции и Сирии. В подробности не вдавался, но успокаивал, что налетам подвергают лишь серьезные военные объекты. Петербуржцы же оказались в одном из лагерей подготовки.

"У них было достаточно воды и мяса, они не голодали. По его словам, там он научился высыпаться буквально за пару часов. Говорил, что Сирия – благословенная земля", – продолжает свой рассказ Марьям.

В начале апреля оба петербуржца направились на учения. Рябинин предупредил родных, что не выйдет на связь ближайшие две недели. До настоящего времени он так и не объявился. Обеспокоенная жена пыталась поднять контакты мужа, чтобы узнать о его судьбе. В конце апреля ей по Интернету сообщили о том, что Егор с Вадимом погибли, попав в засаду под сирийским городом Хомсом. Кроме них в результате нападения неизвестных якобы погибли еще трое уроженцев Чечни. Их всех так и похоронили на обочине безымянной дороги.

Фотографии погибшего мужа неназванные друзья прислать отказались. По их словам, ар-Руси при жизни фотографироваться не любил, не стали снимать его и после смерти. Снимок его русского товарища обещали прислать позднее, но на связь так и не вышли.

Сейчас Марьям намерена оформить документы о гибели мужа. Ей предстоит ставить на ноги двоих детей. Многие знакомые рекомендуют ей перебраться в Турцию или Египет, но она не спешит.

За время разговора ее голос дрогнул лишь однажды: когда она вспоминала, как муж играл с детьми. «Даниэль забирался на спину Егору, когда он читал намаз. Теперь сын спрашивает, почему так долго нет папы, зовет поехать к нему», – тональность опустилась до шепота. Несмотря на сообщения о смерти Егора, родные защищают себя надеждами на чудо – его ранили, он оказался отрезан от средств связи.

Мать Егора в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» рассказала, что о религии он задумался после того, как попал в серьезное ДТП в Москве. О том, что сын стал мусульманином, в семье узнали лишь в 2007 году. С того момента никакой склонности к радикализму близкие за ним не замечали.

«8 февраля он позвонил мне и сказал, что он в Турции. Сказал, что останется там и перевезет семью. Ему кто-то посоветовал. Я и подумать не могла, что он собрался воевать», – вспоминает Людмила Рябинина.

Она уверена, что сын стал жертвой вербовщиков. По ее словам, когда Роман Хан уезжал воевать, Егор его отговаривал, призывал посоветоваться с родными. «Первые подозрения появились, когда он позвонил и сказал, что не выйдет на связь две недели. О том, что он якобы погиб в Сирии, я узнала только 5 мая», – сокрушается она.

«Он хороший, умный. Я верю, что он жив. Пусть из плена, пусть раненый, мы хотим, чтобы он вернулся. Я хочу, чтобы он знал, что он нам нужен», – Людмила Михайловна уже научилась сдерживать слезы.

Собеседники "Фонтанки" в правоохранительных органах рассказали, что им было известно о намерениях Рябинина покинуть Россию. Незадолго до отъезда он собирал деньги и рекомендации якобы для учебы в религиозном заведении. Информация о реальных целях его отъезда также была в распоряжении различных ведомств, однако законных поводов воспрепятствовать происходящему не было никаких.

"Если петербуржец законно уезжает, например, по путевке в Турцию, каким образом на основании оперативной информации мы можем ему воспрепятствовать?" – удивляется один из оперативников ГУ МВД.

По нашей информации, Рябинин даже не взял с собой багаж, даже на ручной клади зашил молнию, опасаясь, что сотрудники ФСБ что-то могут ему подкинуть в последний момент.

"Агитаторы находят таких людей в сложный период, упирают на богоугодность дела, обещают хорошую плату, но ни романтики, ни фанатики не представляют, как сегодня обстоят дела в Сирии. Мы располагаем информацией, что тот же Рябинин погиб от рук соратников", – буднично рассказывают силовики.

Директор медиагруппы «АЖУР» Андрей Константинов, служивший в арабских странах и принимавший участие в военном конфликте в Северном Йемене, рассказал: «В Сирию же не только из Петербурга приезжают. И из Бельгии, и из Франции. Часть – за приключениями, другие ищут себя в условиях современного безверия. У этого молодого человека шансов не было. Уезжая, он обрек себя. Такие, как он, — это пушечное мясо. К ним не относятся как к полноценным мусульманам, издеваются, серьезная штука — языковой барьер. Лидеры ставят теоретические, пропагандистские задачи, а внизу солдатне наплевать на муфтия. Там все погрязло в страхе, осатанелости. Страх вытесняется возможностью помучить другого. И это должен быть чужой».

Начальник полиции ГУ МВД Константин Власов уклонился в разговоре с «Фонтанкой» от комментариев обстоятельств гибели Рябинина, сославшись на то, что для семьи Рябинина – это трагедия, и ему неприятно публично об этом рассуждать. Однако он также высказал мнение: «Прикрываясь исламом, вербовщики просто собирают запчасти».

По версии силовиков, сирийские повстанцы могли казнить Рябинина, потому что заподозрили в связях с российскими спецслужбами. По их словам, расследование деятельности радикалов на территории Петербурга и области продолжится, и в ближайшее время мы услышим о новых уголовных делах.

"Фонтанка.ру"