По итогам отчетности политических партий за первый квартал 2013 года в Петербурге наметился «кандидат на вылет»: региональное отделение политической партии «Молодая Россия», которое не предоставило сведений о поступлении и расходовании средств в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
«Фонтанка» выяснила это, продолжая изучать жизнедеятельность петербургских отделений политических партий в преддверии отчета о поступлении и расходовании средств за второй квартал 2013 года.
Ежеквартальная финансовая отчетность Горизбиркому и соблюдение ограничений по перечислению пожертвований в партийные кассы – едва ли не единственное требование, которое региональные отделения партий обязаны соблюдать, чтобы сохранить регистрацию.
Информация о проблемах «Молодой России» уже передана Горизбиркомом в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу. «Фонтанке» не удалось дозвониться до секретаря совета петербургской «Молодой России» Юлии Березиковой.
Между тем «Молодая Россия» не будет первой потерей в новом многопартийном потоке, начавшемся после послаблений начала 2012-го.
Правда второе региональное отделение политической партии, которое также не предоставило Горизбиркому сведений о своей финансовой жизни, уже прекратило существование, но не по этой причине. Отделение Российской консервативной партии «За нашу Родину» закрылось в связи с прекращением регистрации партии на федеральном уровне: она не смогла в течение полугода с момента регистрации открыть свои отделения в 42 субъектах РФ, что требовалось по закону. Но, как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе петербургского Горизбиркома, непредставление сведений о поступлении и расходовании средств также может стать причиной серьезных неприятностей для регионального отделения партии: Минюст РФ может обратиться в суд с требованием о его закрытии.
Большинство партий же отчитывается не о своих финансах, а о полном их отсутствии: в первом квартале 2013 года из 42 существовавших на момент отчетности региональных отделений 35 не имели ни поступлений средств, ни расходов.
Петербургское «Правое дело» задекларировало наличие на своем счете 82 рублей. Председатель отделения Евгений Маутэр рассказал «Фонтанке», что во втором квартале 2013 года ситуация не изменится. За аренду офиса партия не платит, так как помещение предоставляют члены организации.
«По договору аренды помещение на 13-й Красноармейской мы арендуем у самих себя, - говорит Евгений Маутэр. - Все, что необходимо для работы петербургского отделения, также предоставляют его члены, которых на данный момент насчитывается 170. Если надо купить цветы или венок для возложения, происходит товарищеский сбор средств, а что делать? За исключением выборного периода мы живем, как получается».
Партии в Санкт-Петербурге испытывают дефицит не только финансов, но и людей. Петербургские отделения «Партии за справедливость!» и «Партии социальной защиты» в непростое для них время делят одно помещение на Садовой, 65, и даже «личный состав».
Секретарь петербургского отделения «Партии за справедливость» Сергей Егоров еще 19 июня, выступая в петербургском парламенте, отчитался с трибуны за обе партии разом – в целях экономии времени, как пояснил он тогда. Теперь же Надежда Бухарова, которая, по данным Минюста РФ, все еще числится председателем совета петербургского отделения «Партии социальной защиты», сообщила «Фонтанке», что покинула свой пост, а со всеми вопросами нужно обращаться именно к Сергею Егорову. По словам Егорова, у обоих партийных отделений на двоих на данный момент насчитывается 1308 членов. «Две партии собирались на общем совете. И мы равномерно распределили численность, и таким образом нас зарегистрировали как членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, - объяснил этот феномен Сергей Егоров. - Мы строили партии с низов, через ТСЖ и жителей города».
Сергей Егоров отметил, что нули во всех строках финансовой отчетности обоих партийных отделений, которые наблюдались в первом квартале 2013 года, сохранятся и в новой отчетности. «Мы же не занимаемся политической деятельностью, связанной с бизнесом, - говорит он. – А что касается помещения, связи и других расходов… у нас есть бескорыстные партийцы, которые все, что нужно, предоставляют. В натуральном виде, на добровольных началах. Если надо съездить в Москву, я из личных средств беру. Есть представители ТСЖ, которые нам помогают, есть бизнесмены, люди, которые, например, помогли с ремонтом автомобиля, я только запчасти купил». Отвечая на вопрос о мероприятиях и акциях, которые проводят «Партия за справедливость!» и «Партия социальной защиты» в Санкт-Петербурге, Сергей Егоров рассказал о том, что встречи членов партий трижды проводились в Санкт-Петербургской избирательной комиссии. «На встречах мы обсуждали вопросы о солидарности и наших возможностях, - сказал Сергей Егоров. – Это были встречи именно наших партий, но они проходили в кабинете председателя Горизбиркома».
Руководитель петербургского отделения партии «Умная Россия» Евгений Чмутов рассказал «Фонтанке», что его отделение также будет отчитываться о «нулевых» финансах. «В нашем отделении от 20 до 30 человек, - говорит Евгений Чмутов. - Планируем деятельность вести ближе к выборам. Пока нет понимания, к каким именно выборам».
Председатель петербургского отделения партии «Патриоты России» Олег Корякин рассказал «Фонтанке», что средства на выплату аренды помещения штаба партии приходят «из центра», и признался, что финансирование у партии «куцее», но вовсе без денег политическая партия существовать не может. «Это телефонная связь, это проезд – у нас иной раз возникает вопрос о том, что человеку, чтобы приехать на общее собрание, нужно сто с лишним рублей потратить на транспорт, - говорит Олег Корякин. - Без финансирования партия ничего не может сделать. Те, у кого сплошные нули в отчетах, или лукавят, или не говорят всей правды. Партия – живая структура. А как человек живет – если он дня не поест, как он будет жить?»
По словам Олега Корякина, в настоящее время в петербургском отделении партии «Патриоты России» 329 членов, но численность постоянно меняется. Кстати, в первом квартале 2013 года на счет отделения поступило 151 400 рублей, а в конце отчетного периода осталось лишь 617 рублей.
Виктория Тюленева, «Фонтанка.ру»