Арестованный в августе прошлого года за убийство профессионал по прозвищу Лось ознакомился на днях с еще более грустной версией следствия. За строчкой „в организации пяти убийств“ скрыты пророчество Владимира Кумарина, кровь на бриллиантах адмиральской звезды и девушка, ставшая гангстерской пищей. По прошествии 20 лет эти истории лучше звучат в духе классического нуара.
Текст статьи написан по мотивам официальной версии следствия. Герои не вымышлены, они последовательно создавали свой жанр реализма, не избежали сексуального цинизма, и поэтому ни одного положительного, на взгляд современников, среди них нет.
Если бы персона, к которой мы привлекаем внимание, играла бы себя в стиле французского кинонуара 60-х годов, то в начале фильма мужчина в светло-сером дорогом плаще, с опасным лицом, при каплях дождя на нем, в темное время суток произнес бы: «Много убивать вредно, а мало — скучно».
Старина, 1994-й
Начало августа 2012 года: детективы из "заказного" отдела Управления уголовного розыска смогли собрать достаточно доказательств, чтобы Александр Куряков по прозвищу Лось переехал из своих апартаментов в Лисьем Носу в следственный изолятор на улице Лебедева.
Тогда знаменитость в рамках своей мафиозной субкультуры обвинили в организации убийства коммерсанта Эдуарда Панцерко. Уже в изоляции, в приятной доверительной беседе, сыщики предложили Лосю, отказавшемуся разговаривать: «Старина, мы же не на Сицилии“.
Почти год потребовался уголовному сыску, чтобы вернуться на 20 лет в прошлое. Изучение биографий участников событий, поиск немногих выживших в резне банд и многочасовые разговоры о том, о чем неприятно вспоминать. Это серьезное историческое исследование.
А в уголовном деле Курякова стало на пять убийств больше.
Все они были совершены в 1994 году.
К Москве из глуши Обухово
По освобождении из колонии в 1993 году Куряков стал звеньевым, или, как тогда еще говорили, „грядочником“, в бригаде ныне забытого Сергея Раковцева по прозвищу Москва. Естественно, позднее убитого. Его коллектив входил в набиравшее мощь „тамбовское“ детище Владимира Кумарина. Все трое — Лось, Москва и Кум - познакомились в лагере в Обухово, где отбывали наказание в одно время, за одну идеологию, но за разные эпизоды.
Когда уйдем со школьного двора
Лось набрал свое звено из выпускников средней школы 377 Кировского района, в которой учился сам. Позднее к нему влились еще несколько парней, и все были буквально с одного двора, знали друг друга с местного инспектора по делам несовершеннолетних.
В их 377-й школе учился, кстати, и Максим Пономарев, приговоренный только в этом году Петербургским городским судом к пожизненному заключению за убийства инкассаторов.
Серьезного пирога звену Лося не досталось. Крышевали мелкое.
Поэтому жили небогато, но весело. Получали с нескольких ларьков и местных наркоторговцев. После дележа добыча растворялась в образе жизни. Поэтому решили халтурить на банальном ночном разбое. Имея выход на автомобильный рынок на Энергетиков, основной доход первое время получали с "парашютной" темы - водителя просто выкидывали из-за руля.
Это уже после - в конце 2000-х - в Петербурге тем же, но недолго, занималась группа ингушей.
Звезда по имени Лукоша
В новогодние каникулы 1994 года у одного из членов компании - Стаса Лукконена по прозвищу Лукоша - умирает мать. Он становится владельцем квартиры и фамильных ценностей. Среди наследства оказалась и адмиральская звезда с бриллиантами.
Лукоше было неловко, и он придумал историю: мол, получил ее, ограбив приличного антиквара в Обнинске. Принес звезду он старшему по вертикали мафии - Раковцеву -Москве. Но сделал это не по команде - в обход Курякова-Лося. Заодно Лукоша, обуреваемый интригами и карьерным ростом, предложил замыкаться непосредственно на Москву.
Что было опасно по обычаям того времени и неэтично сегодня.
Лось в традициях демократии собирает звено и решает провести дисциплинарную акцию - получить крупный штраф с Лукоши за проступок. Ну а потом "припарковать". Что на арго означало "ликвидировать".
Недекларируемым поводом убийства была квартира Лукоши, но о финансовой подоплеке на собрании не кричали.
Пища
В момент расправы в квартире находилась знакомая Лукоши - Светлана Пищулина. Ее забрали с собой как трофей вместе с дорогой кожаной курткой Лукоши. Светлана досталась Денису Гарманчуку по прозвищу Гармоша. Она прожила у него еще две недели. После чего он ее убил и выкинул на свалку в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области.
Если бы взрослый детектив пришел бы тогда к Гармоше, кинул бы фотографии трупа и спокойно спросил: «Зачем?» - тот, скорее всего, по-людоедски ответил бы: «Так вышло».
Гармошина уха
В феврале 1994-го парни Лося видят, как на заправке "Несте" в Лигово водитель ухаживает за своим "Мерседес-600" с иностранными номерами. Это был эстонец Тиит Маст - водитель финского консула в Таллине. К нему подошли и объяснили, что у их знакомого угнали такую же машину и надо проехать разобраться. Когда "Мерседес" уже был продан, Тиит еще хвалил пирожки, сидя с мамой Гармоши на ее кухне.
Убили его к вечеру по приказу Лося.
Напряжение в сети
Однако при такой жизни напряжение в звене нарастало. Да и материальное положение Лося стало заметно отличаться от остальных его участников. Внутренние интриги сети привели к тому, что Лось за 500 долларов предложил Олегу Клейменову и Денису Гарманчуку убить коллегу по братству Стаса Коноплева по прозвищу Хриплый. Это показалось Клейменову вероломством, потому что явных недостатков за целью не замечалось.
Он обратился за консультацией к другому авторитетному товарищу - Сергею Корзову по прозвищу Боксер - и медленно рассказал, как и кто его подбивает на убийство товарища.
Корзов отреагировал по-своему. Подождав младшего по интеллекту у лифта, он застрелил преданного Лосю Гармошу. Это было 13 апреля 1994 года.
Если вернуться в кинонуар, то телефонный звонок разбудил бы петербургского Мегрэ, он недовольно бы заворчал, его не покидало бы давящее ощущение в груди. На «алло» ему бы ответили: «Это Люка... Я дежурю сегодня ночью… Только что...»
Потом на поминках Гармоши в ресторане на улице Турбинной Корзов, как гласят предания, произнес Лосю: "Я твоего выстегнул и тебе причитается, если не успокоишься“.
По-французски это звучит деликатнее.
В общем, все умерли
Лось загрустил, и было тихо, но потом вышел Владимир Юртаев по прозвищу Юртай. Он был лично предан Лосю и серьезно укрепил его позиции. Многие помнят, что кулаки Юртая были закачаны парафином. 28 мая 1994 года Юртай по приказу Курякова застрелил Боксера. Других конкурентов у Лося не было.
16 августа 1994 года при выходе из съемной квартиры на Дунайском проспекте были застрелены и ближайшие друзья Боксера - Роман Светлов и Михаил Мартыненко.
Отлучение
В апреле 1995 года оставшихся в живых людей Лося осудили за целый букет уголовных преступлений. До этого, как говорят, Владимир Кумарин сказал, что представляться "тамбовским" Лосю больше не грозит и что ему даже не стоит искать, как в сказке, мозги у Гудвина.
Навряд ли это были претензии морального свойства.
Скорее, даже в середине 90-х Кумарину такая слава казалась опасной.
Продолжение по жизни
Сейчас по совокупности новых вмененных эпизодов Курякову грозит 15 лет лишения свободы в силу давности их совершения. Однако в связи с его участием в убийстве Панцерко в 2011 году следствие может ставить вопрос о продолжении им преступной деятельности. Что, в свою очередь, дает основания говорить о том, что государственное обвинение сможет вспомнить о пожизненном заключении.
У Сименона такие истории, как правило, заканчиваются: «Дело слушалось судом присяжных… Манюэль непрерывно пытался свалить вину на другого…
- Он лжет!
- Замолчите.
- Говорю вам, он лжет…
Суд присяжных приговорил Манюэля к двадцати годам».
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»