Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 мая 2013 20:42      335

Умер Алексей Балабанов

Сегодня не стало Алексея Балабанова, известного российского режиссера. Он писал сценарий к очередному фильму в пансионате "Дюны", что под Сестрорецком. Там и произошел приступ. Врачи не успели помочь.

Умер Балабанов - тот самый, что снял культовых «Брат», «Брат-2», пожалуй, свою самую пронзительную картину - «Груз 200», «Про уродов и людей», «Мне не больно», «Жмурки», и многое другое. А буквально только что, в Петербурге на кинофестивале «Виват, кино России!» Балабанов лично представил свою новую ленту «Я тоже хочу». Ему было всего 54.

"Приступ не сердечный, Алексей скончался скоропостижно, врачи не успели помочь", - рассказал "Фонтанке" продюсер Сергей Сельянов, работавший с Балабановым.

По словам людей, близких к режиссеру, он был серьезно болен, еще год назад врачи обнаружили онкологию... Когда год назад получал приз Санкт-Петербургского кинофорума, он уже находился в очень плохом состоянии здоровья. Врачи давали полгода. Но потом Алексей почувствовал себя лучше, и надеялся... Но победить болезнь не удалось.

Еще в начале года Алексей Балабанов пригласил Эмира Кустурицу в соавторы. Тогда он заявил в эфире «Первого канала, что хотел бы вместе с сербским коллегой написать сценарий фильма о молодости Иосифа Сталина. «Это европейское будет кино, — объяснил Балабанов, — потому что европейцам интересно про Сталина-террориста, это сегодня очень модная тема». Тогда Балабанов признался, что сам он болен, и высказал надежду что Кустурица сможет при необходимости закончить работу над картиной о Сталине.

У Алексея Балабанова осталась жена и двое сыновей: Петр и Федор. "Ленфильм" обещал помочь с организацией похорон и прощания.

"Пропустив и так всем понятные слова о том, что смерть Балабанова – это беда, катастрофа, я хочу сказать, что это катастрофа и беда для русского кино прежде всего, - сказал "Фонтанке" кинокритик Михаил Трофименков, - Потому что, будучи абсолютным одиночкой, которому в кино не нужно было ничего, кроме фильмов – ни фестивалей, ни карьеры, он не интересовался технической стороной, которую, к счастью, взял на себя Сергей Сельянов, - будучи абсолютным индивидуалистом, Балабанов слышал Россию, чувствовал ее и осмеливался передавать те токи, которые исходят от России – жестокие, страшные, но точные и мощные. Его любимой песней была «Разлука» - и он сам был режиссером разлуки. По интонации и по сути.

Он видел, ощущал, во что превратилось русское кино – с его конформизмом, с его враньем, – и он показывал, что можно быть профессионалом. Он показывал, что можно мастерски снимать кино о России в любых жанрах: от триллера до совершенно брехтовской эпической формы в «Жмурках». И при этом он пользовался успехом. Я впервые в связи с Балабановым произношу это слово, потому что сам он никогда об успехе не думал. Но сам по себе успех его фильмов – это потрясающий аргумент, который опровергает тоталитарную установку, что мы снимаем говно, потому что его хотят смотреть люди. Балабанов доказал, что люди готовы посмотреть себе в лицо, как бы оно ни выглядело.

Сейчас уже никто не помнит, что, когда Балабанов показал «Брата» в Каннах, в первых же рецензиях, критики-соотечественники упрекали его в русофобии, в том, что он снял фильм для американцев. А потом он стал еще и «зеркалом русского фашизма». Ну как же? «Не брат ты мне, черножопый. И евреев я как-то не очень….» Большая статья о Балабанове в «Известиях» одного российского мыслителя была проиллюстирована картинкой, где новый русский со свастикой, приколотой к малиновому пиджаку, выкидывал зигу. А теперь этот же человек дает интервью про великого режиссера Балабанова. И я помню, как другой критик назвал Балабанова «грузом 200 в режиссерском кресле». Конечно, Балабанов знал обо всем. Но он умел забывать об этом, как и об успехах, и заниматься только фильмами. Исключительно честно. Я выражаю соболезнования всем, кто понимает, что произошло".

* Алексей Октябринович Балабанов родился в 1959 году, сообщает его персональный сайт. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В 1983-1987 годах работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера. Творческий путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольная экранизация прозы Самюэля Беккета. Картина была сделана при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа.

Вскоре Балабанов выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера Надежды Хворовой «Пограничный конфликт». В 1992 году вместе с режиссером и продюсерами Сергеем Сельяновым и Василием Григорьевым Алексей Балабанов выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал впоследствии почти все свои фильмы.

В 1994 году Алексей Балабанов снял вторую полнометражную картину. И снова по мотивам классического произведения. На этот раз был экранизирован роман Франца Кафки «Замок». За этот фильм режиссер был удостоен премии «Ника». В том же году Алексей Балабанов дебютировал и в качестве продюсера — фильмом «Исповедь незнакомцу».

В 1995 году вместе с Дмитрием Месхиевым, Александром Кайдановским и Владимиром Хотиненко Балабанов принял участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кинематографа. Режиссер снял новеллу «Трофимъ», удостоенную нескольких кинематографических наград.

Однако настоящим прорывом стала снятая в 1997 году криминальная лента «Брат», главную роль в которой сыграл Сергей Бодров, а музыку написал Вячеслав Бутусов. Фильм мгновенно был разобран на цитаты, стал культовым и самым знаковым фильмом 90-х. Кроме того картина «Брат» снятая кстати с очень скромным бюджетом, собрала самую большую кассу в 1997 году.

После шумного успеха Алексей Балабанов совершил довольно неожиданный поворот, сняв в 1998 году арт-хаусную картину «Про уродов и людей» весьма провокационную и необычную: о первых создателях порнографии в дореволюционной России. Этот фильм как неоднократно упоминал в своих интервью сам Алексей Балабанов, единственный к которому лично у него нет претензий.

Следующей картиной Алексея Балабанова снятой им в 2000-м году стала лента «Брат-2». «Брат 2» фильм яркий и шумный с запоминающейся музыкальной дорожкой. Для саундтрека были подобраны песни преимущественно не очень известных на тот момент рок-исполнителей, которые после премьеры фильма стали узнаваемы и любимы. Фильм вызвал бурную, неоднозначную реакцию в прессе и безусловное приятие массовой аудитории.

В 2001 году Алексей Балабанов снова удивил киноаудиторию, начав работать над проектом фильма «Река» («На краю земли») — о жизни в якутской деревне для прокаженных в начале XX века. Однако после автомобильной аварии в которой погибла исполнительница главной роли актриса Якутского Национального театра Туйаара Свинобоева. Проект был остановлен. Спустя год режиссер все же смонтировал отснятый материал с закадровым комментарием недостающих сцен.

В марте 2002 года Алексей Балабанов выпустил на экраны фильм «Война» — драматический боевик о чеченской войне, в котором были заняты Сергей Бодров, Ингеборга Дапкунайте, английский актер Иен Келли, а в главной роли дебютировал на большом экране молодой актер Алексей Чадов. Премьера фильма состоялась в марте 2002 года. А в июне фильм получил главный приз фестиваля «Кинотавр» — «Золотую Розу».

Новым проектом Балабанова в 2003-2004 годах должна была стать криминальная мелодрама «Американец». Однако после того, как были отсняты отдельные эпизоды фильма в Нью-Йорке, Норильске и Иркутске, съемки были остановлены из-за серьезных проблем с исполнителем главной роли — американским актером Майклом Бином. В результате этот проект так и не был закончен.

В июне 2005 года Балабанов снял «беспредельную комедию» «Жмурки». На этот раз режиссер собрал очень звездный состав: Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Алексей Панин, Виктор Сухоруков, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Алексей Серебряков, Андрей Панин, Дмитрий Певцов, Григорий Сиятвинда, Юрий Степанов, Александр Баширов, Татьяна Догилева и другие.

Весной 2006 года Алексей Балабанов закончил работу над картиной «Мне не больно» Впервые режиссер попробовал себя в качестве в жанре мелодрамы. Рената Литвинова, Александр Яценко, Никита Михалков и Дмитрий Дюжев разыграли пронзительную историю о любви и смерти и заставили прослезиться даже некоторую часть мужской аудитории.

В 2007 году Алексей Балабанов снимает, пожалуй, свою самую скандальную и пронзительную картину — «Груз 200». Фильм о 1984 годе, беспросветности советской действительности и оборотне в погонах. Впрочем сам режиссер заявил, что «Груз 200» — фильм о любви. Зрители и киносообщество раскололось пополам: половина яростно клеймила режиссера обвиняя в искажении и очернении советского прошлого, другие признавали «Груз 200» самым достойным отечественным фильмом последнего времени. Наиболее наглядно представлено столкновение этих точек зрения в программе «Закрытый показ».

В конце 2008 года режиссер представил картину «Морфий», снятую по мотивам рассказов Михаила Булгакова. Сценарий картины был когда-то написан Сергеем Бодровым. Главную роль в фильме сыграл молодой актер Леонид Бичевин, уже снимавшийся у Балабанова в «Грузе 200». Реакция отечественной кинопрессы на картину была привычно неоднозначной.

Последняя картина Алексея Балабанова вышла в октябре 2010 года. «Кочегар» — камерная, снятая в трех интерьерах история про контуженного майора в отставке вернувшегося с войны в Афганистане в стремительно меняющуюся страну. Эту автобиографичную по мнению многих критиков картину, режиссер снял без привлечения профессиональных киноактеров. Исключением является только исполнитель главной роли Михаил Скрябин, актер якутского театра, не раз снимавшийся в фильмах Алексея Балабанова.

В 2008 году самому провокационному российскому режиссеру исполнилось пятьдесят лет. Он не раз говорил, что после пятидесяти снимать кино не стоит.

"Фонтанка.ру"