Убийство женщины и 12-летнего ребенка в доме на проспекте Стачек было раскрыто мгновенно. Муж и отец – сотрудник спецназа УФСКН. Напрашивалась версия – месть полицейскому. Однако самые влиятельные люди России уже знают: убиты внук и невестка известного спортсмена Леонида Зеленского. А он - давний партнер по клубу «Явара-Нева» могущественных братьев Ротенбергов и соучредитель структуры с тренером Путина – депутатом Госдумы Василием Шестаковым. Подозреваемый задержан за несколько часов. И все оказалось безумно.
Через час после того, как полиция получила сообщение о том, что в третьем корпусе дома 212 по проспекту Стачек обнаружены тела женщины и ребенка, Управление собственной безопасности УФСКН изучало участие во всевозможных мероприятиях своего коллеги, «заказной» отдел Управления уголовного розыска отрабатывал того, кто первым обнаружил тела, а Следственный комитет приводил полученные данные в процессуальный порядок. Было около 11 часов утра 12 мая.
Когда на место приехал журналист «Фонтанки», он обратил внимание на то, что настроение у десятка курящих возле входа в дом сотрудников было молчаливым. Большинство из них видели подобные истории, однако мужем и отцом убитых никогда не был их коллега. И даже более того. Так, один из присутствующих оперативников заметил: «Ситуация неоднозначная». Его поняли лишь те, кто знал тонкости.
Около 12 часов дня 38-летний сотрудник спецназа УФСКН Алексей Зеленский находился в кабинетах «убойного» отдела УМВД по Кировскому району. Его корректно спрашивали о том, когда точно он вернулся домой, какой была реакция после увиденного, через какое время он добежал до консьержки.
Нюанс пристальных взглядов заключался в том, что, с его слов, он вернулся в 10 часов утра с дежурства, открыл дверь, не имеющую следов взлома, и увидел то, что не должен видеть даже человек, служивший, как он, в горячих точках. А так как непростой дом был оборудован видеокамерами, то они не зафиксировали появления каких бы то ни было посторонних. Говорить о том, что преступники могли проникнуть через застекленный балкон девятого этажа, также было чрезмерным.
В эти минуты журналист подошел к начальнику Управления уголовного розыска Парадееву, стоявшему возле крыльца здания, и спросил то, на что и не надеялся получить ответ: «Что вы думаете?»
- Порой нам приходится быть философами, – ответил Парадеев.
Это можно было трактовать, как угодно, в том числе и как намек.
Еще через пару часов среди сотрудников появилась информация, что отец сотрудника Госнаркоконтроля не только известный в прошлом спортсмен – мастер спорта СССР по дзюдо, но и соучредитель, пожалуй, самой известной структуры в этом виде спорта – «Фан-клуба дзюдо «Явара-Нева». Вместе с ним в один день – 30 октября 2003 года - структуру учредили могущественные бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги. Помимо этого Леонид Зеленский - партнер по Военно-патриотическому клубу «Голубые береты ДОСААФ Россия-Панда» депутата Госдумы Василия Шестакова. А мало кто не знает, что именно Шестаков воспитывал Владимира Путина на татами.
Некоторые с предсказуемым раздражением ждали, когда заговорит Москва. Но столица лишь получала спецдонесения.
К обеду следователи, оперативники, руководство ведомств не по одному разу просмотрели изъятые видеозаписи. Морально они успокоились – на них было видно, как отец заходит в парадную и менее чем через три минуты выбегает. Его движения не давали повода говорить об искусственности эмоций.
Ситуацию один из детективов назвал опустошением: никто не входил, никто не выходил. 38-летняя Ольга Зеленская и их 12-летний сын Леонид зарезаны. Преступник убил даже небольшую домашнюю собаку. А обстановка в квартире нарушена не была.
Рядом с отцом и мужем растерзанных находились товарищи по отряду, не отходил и командир, который, к его чести, с первых же минут агрессивно отвечал на любые вопросы с подтекстом.
Мало кто даже из присутствующих знал, что к этому времени оперативники «заказного» отдела питерского главка уже разобрали все последние звонки Ольги Зеленской по мобильному, домашнему телефонам и скайпу. Они уже лично беседовали с ее подругой.
Девушка рассказала, что около 22 часов предыдущего дня Ольга по скайпу рассказала ей о странном соседе из квартиры снизу, который недавно приходил с жалобами на протечку, тщательно осматривал ванную, а когда не нашел изъяна, то начал изучать счетчик, после чего она его и попросила на выход. Именно в момент разговора Ольга сообщила ей, что в дверь вновь барабанят, очевидно, опять сосед.
Это были ее последние слова. Больше к телефонам она не подходила.
Около 20 часов 12 мая, когда федеральный Следственный комитет поторопился отреагировать на новость СМИ об убийстве семьи сотрудника заявлением о том, что преступление совершено в связи с профессиональной деятельностью сотрудника УФСКН, недалеко от дома был задержан молодой человек вместе со своей подругой.
«Заказной» отдел еще не знал всех деталей, но был уверен, что чудес не бывает, как бы ни безумна была реальность.
В кабинете ему начали задавать столь детальные вопросы, что юноша «поплыл» с первых же минут.
- Про порезы на руках мы первое время даже молчали, – прокомментировали нашему изданию в Управлении уголовного розыска.
Через час он уже согласился показать, куда выкинул свою окровавленную одежду и нож.
Через два - в квартире на восьмом этаже, которую он снимал, в ходе обыска нашли золотые украшения жертвы. Через три - во время уличной операции в этом же микрорайоне, на которой он лично показывал место сброса, его охраняли сотрудники петербургского СОБРа.
Кто сказал, что отец и его товарищи вечно должны оставаться хладнокровными полицейскими? Было непросто, так как бойцы УФСКН старались находиться вблизи.
К тому же любимая задержанного также дала признательные показания. Она оказалась в курсе и помогала прятать и мыть одежду. Золото она также припрятала. Однако ей грозит лишь обвинение в укрывательстве, а при учете ее признания и сотрудничества - подписка о невыезде до суда.
«Фонтанка» попросила фотографию девушки. Чтобы понять, что это.
- Сейчас все поймешь. На, – показали на iPad.
Мы не стали демонстрировать ее гламурное лицо не из-за формально-правовых правил и не из жалости, а чтобы не разжигать межнациональную рознь.
Личность подозреваемого вполне понятна: ему 22 года, он учащийся четвертого курса Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, приехал из города Владимира. Мастер спорта по гребле, активен, «отличник боевой и политической подготовки», имеет свою страницу «ВКонтакте», сын не совсем простых родителей – снимал квартиру.
Его показания здравый смысл, следователь, да и суд навряд ли примут. В протоколе допроса указали, как его заливало, как он в очередной раз зашел, ему нахамили, потом дали пощечину, потом выбежал ребенок и напал, постарался ударить его ножом. И только тогда он умело выхватил нож и всех живых убил. Он это назвал состоянием шока, однако от злой иронии по поводу того, как в шоке он обыскал помещение и нашел золото, будущий офицер ВВ уходил в сторону.
Разумеется, его квартира была также тщательно осмотрена. Никаких протечек протоколом не зафиксировано.
- Как вы это можете объяснить? – спросил журналист у тех, кто работал с задержанным.
- Ну как это объяснишь? Тут нечего объяснять. Ты можешь правильно жить, планировать, а ворвется это... Это же страшнее, чем авиакатастрофа. Там причины есть, – ответили журналисту.
Пожалуй, все. Конечно, 13 мая его арестуют. На похороны придут многие.
Забыли: имя ему - Илья Комаров.
И еще: 13 мая в 00.12 его знакомый Игорь Денисов (судя по всему, служивший с ним) написал ему в «ВКонтакте»: «Ну ты эта, таво… молоток, короче! Салам там в 3й бат передавай, всем пацанам!»
Комаров ответить не мог.
Евгений Вышенков,
"Фонтанка.ру"
© Фонтанка.Ру