Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 апреля 2013 17:26      201

Бесплатный проезд обойдется в 34,4 млрд

Губернатор Георгий Полтавченко поручил изучить опыт Таллина, где с начала 2013 года проезд в наземном транспорте является бесплатным. «Фонтанка» проанализировала финансовые отчеты трех транспортных ГУПов – метрополитена, «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» – за 2012 год. Согласно им, такой шаг бюджету обойдется в 34,4 млрд в год. При сохранении платного проезда в подземке – в 15,9 млрд рублей.

25 апреля губернатор Георгий Полтавченко побывал в Таллине. Мэр города Эдгар Сависаар рассказал ему про эксперименты местных властей: с начала 2013 года проезд в общественном транспорте столицы Эстонии является бесплатным. В итоге Георгий Полтавченко заявил, что Смольный внимательно изучит этот опыт, добавив, что если он и будет реализован, то на наземном транспорте. Что касается метрополитена, то его содержание, по мнению градоначальника, обходится слишком дорого, поэтому его эксперимент вряд ли коснется.

Совсем недавно все три транспортных ГУПа Смольного – «Петербургский метрополитен», «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» – подвели финансовые итоги 2012 года. С помощью этих отчетов можно легко понять, во сколько обойдется введение бесплатного проезда как на всем общественном транспорте, так и только на наземном. А также повнимательнее взглянуть на хозяйственную деятельность предприятий, которые принято считать убыточными.

ГУП «Петербургский метрополитен»

Одним из первых отчет подготовил ГУП «Петербургский метрополитен». Как следует из него, общие расходы метрополитена в 2012 году составили 19 млрд 181 млн рублей. Таким образом, по сравнению с 2011 годом они выросли на 2 млрд – тогда ГУП потратил около 17, 1 млрд.  Больше всего средств – 5,8 млрд рублей – было потрачено на оплату труда работников предприятия: как рассказали в ГУПе, в настоящее время подземку обслуживают 14 тысяч человек, средняя заработная плата – около 31–32 тысяч рублей. рублей. Это означает, что за год зарплата в ГУПе выросла почти на миллиард – в 2011 году в кошельки работников перетекли 4,9 млрд.

С зарплатой тесно связаны 1,5 млрд, ушедшие на страховые взносы, и 157 млн, потраченных на различные социальные мероприятия. По сравнению с предыдущим отчетным периодом эти показатели практически не изменились: так, в 2011-м взносы в Пенсионный фонд и медицинское страхование обошлись в 1,37 млрд.

Другие крупные статьи расходов – это ремонт подвижного состава и станций (3,5 млрд) и оплата потребленной электроэнергии (1,6 млрд). Любопытно, что если расходы на ремонт практически не изменились по сравнению с 2011 годом, то расходы на электричество уменьшились на 150 млн. Хотя в минувшем году тарифы выросли на 14% и все должно быть наоборот. В самом ГУПе данный факт объяснили тем, что в 2012 году подземка получала ток по более дешевому тарифу, нежели в 2011-м (3,06 рублей за киловатт/час против 3,40).

Зато на 600 млн выросли расходы по статье «Амортизация» (1,35 млрд в 2011-м, и 1,95 в 2012-м). Как говорят в подземке, это в первую очередь связано с масштабными закупками нового подвижного состава, что сразу увеличивает стоимость материальных активов предприятия, а следовательно, и объем амортизационных выплат. Напомним, что в начале 2012 года подземка заключила контракт с дочерней структурой концерна «Трансмашхолдинг» на поставку 102 вагонов за 2,6 млрд рублей, который рассчитан на несколько лет.

Основной доход подземки – это, естественно, плата за проезд. В 2012 году ГУП собрал с пассажиров 15 млрд рублей (в 2011-м – 14,5). Отметим примечательную деталь: в 2011-м доходы с перевозки выросли по сравнению с 2010 годом почти на 2 млрд рублей. Скорее всего, замедление роста связано с тем, что в 2012 году плата за проезд выросла не с 1 января, как обычно, а с 1 июня.

Прибыль от коммерческой деятельности составила 815 млн рублей. Так, размещение рекламы принесло около 300 млн, а сдача в аренду помещений – около 400 млн. Кроме того, бюджет Петербурга выделил субсидию в размере 2,8 млрд на возмещение затрат по перевозке пассажиров.

Однако, несмотря на это, как следует из официального отчета, расходы ГУПа превысили доходы, и метрополитен закончил год с убытком в 385 млн рублей. Отметим, что предыдущие годы подземка заканчивала с небольшой, но хоть какой-то прибылью: 5 млн в 2010-м и 20 млн в 2011-м.

ГУП «Горэлектротранс»

Финансовые затраты ГУП «Горэлектротранс» («ГЭТ») гораздо меньше метрополитена, и это вполне понятно: предприятию не нужно содержать сложную инфраструктуру станций. В 2012 году общие расходы «ГЭТа» составили 7,3 млрд рублей. По сравнению с 2011 годом этот показатель практически не изменился: тогда ГУПом было потрачено 7,1 млрд рублей.

Как и у подземки, львиную долю всех расходов составляет зарплата – 3,6 млрд (в 2011-м – 3,25 млрд). Работают на предприятии около 10,5 тысячи сотрудников, минимальный месячный заработок – 18 тысяч рублей; опытные водители могут получать до 50 тысяч. Кроме того, около 73 млн уходит на социальные нужды, а страховые взносы забирают из бюджета предприятия около 1 млрд.

На капитальный ремонт подвижного состава и инфраструктуры ушло около 200 млн (в 2011-м – 230 млн), на оплату электроэнергии – 660 млн. Последний показатель, как и в случае с «Петербургским метрополитеном», меньше цифры 2011 года – тогда на эти цели потратили 730 млн. Как говорят на предприятии, закупка электричества происходила посредством конкурса, в котором победителем избрали того, кто предложил наименьшую цену.

Расходы по статье «Амортизация» практически не выросли, несмотря на массовую закупку троллейбусов, которую в 2012 году проводил комитет по транспорту (657 млн в 2012-м против 618 в 2011-м). Как говорят в «Горэлектротрансе», это связано с тем, что одновременно с закупками у части подвижного состава полностью заканчивался срок эксплуатации, а значит, прекращались и амортизационные выплаты.

Пассажиры за проезд в трамваях и троллейбусах заплатили 3,82 млрд рублей, что на 200 млн больше, чем в 2011 году. Любопытно, что, в отличие от метро, в прошедшем году доходы «Горэлектротранса» от перевозки пассажиров выросли гораздо серьезнее, нежели в 2011-м, по сравнению с 2010-м: тогда увеличение составило 70 млн рублей.

Естественно, что всех расходов эти 3,8 млрд не покрыли, поэтому бюджет Петербурга выделил «ГЭТу» субсидию в размере 3 млрд рублей. Объем коммерческой деятельности «Горэлектротранса», по сравнению все с тем же метро, не такой большой: в 2012 году по этой статье было получено 350 млн рублей. Напомним, что с 2011 года в Петербурге запрещено размещать наружную рекламу на социальном транспорте. Зато у «ГЭТа» есть Музей электрического транспорта, который сдает ретротрамваи внаем.

В итоге 2012 год был закончен ГУПом с убытком в 105 млн. В 2011-м, наоборот, была зафиксирована прибыль в 150 млн.

ГУП «Пассажиравтотранс»

Самый маленький бюджет из всех транспортных ГУПов – у «Пассажиравтотранса». В 2012 году предприятие потратило 7 млрд рублей (в 2011-м – 6,3 млрд). Как и у «Петербургского метрополитена» с «Горэлектротрансом», основная масса затрат – заработная плата: 2,6 млрд в 2012-м, 2,3 – в 2011-м. Размер страховых взносов – около 750 млн. Работают в ГУПе около 8,3 тысячи сотрудников, которые в среднем зарабатывают около 31,5 тысячи рублей.

Топливо обошлось в 1,1 млрд. По сравнению с 2011 годом этот показатель вырос почти на 200 млн. Напомним, что у других ГУПов стоимость основного ресурса, без которого они не смогут работать, – электричества – наоборот, упала. Запчасти и текущий ремонт подвижного состава обошлись в 600 млн, амортизационные отчисления составили 1 млрд. Последние по сравнению с 2011 выросли на 100 млн, что, как и в случае с метрополитеном, связано с массовой закупкой нового подвижного состава.

Доходы от проезда пассажиров составили 3,2 млрд рублей, субсидия из бюджета Петербурга – 3,4 млрд. При этом у «Пассажиравтотранса» – самый маленький объем коммерческой деятельности: 144 млн. Как говорят на предприятии, это в основном деньги, полученные от работ автовокзала на Обводном канале, а также сдача в аренду части территории парков.

2012 год «Пассажиравтотранс» закончил с убытком в 143 млн рублей. В 2011 году он был еще больше – 563 млн.

Вывод

Таким образом, у всех трех ГУПов три основных источника покрытия расходов: плата за проезд, субсидия бюджета и коммерческая деятельность. Если проезд станет бесплатным, то выпавшие доходы должен будет возместить бюджет. Предположим, что таллинский опыт использовался в Петербурге весь 2012 год. В таком случае метрополитену Смольный должен был бы заплатить 18,4 млрд, «Пассажиравтотрансу» – 6,85, «Горэлектротрансу» – 7 млрд.

Итого – 32,25 млрд.

Кроме того, нельзя забывать, что часть социальных автобусных маршрутов обслуживаются коммерческими перевозчиками. Частично компании компенсируют расходы за счет работы на маршрутках, частично – за счет бюджетной субсидии, размер которой в 2012 году составил 2,1 млрд рублей. Получается, что для того, чтобы полностью возместить расходы перевозчиков после введения бесплатного проезда в год бюджет должен будет выделять не менее 34,3 млрд рублей (с метрополитеном).

Если сохранить подземку платной, то цифра будет более чем в два раза меньше – 15,9 млрд рублей.

Однако нужно учесть, что финансовые отчеты не совсем полно отражают финансовое состояние предприятий. Например, официально значительная часть парка «Горэлектротранса» уже должна быть выведена из эксплуатации, но по-прежнему используется. Амортизационные выплаты по 60% трамваев и 40% троллейбусов уже не начисляются и не влияют на итоговую сумму расходов. А от строки «Расходы» зависит бюджетная субсидия. Дело в том, что суть бюджетной субсидии – покрыть затраты – вывести предприятие поближе к «нулю» в строке «чистая прибыль (убыток)». Получается, что предприятие возит пассажиров на старом подвижном составе, но на официальном финансовом отчете это катастрофическое положение не отражается.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»