Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 марта 2013 16:35      300

Мейер и Костыгин повяжут вокруг Петербурга «Новую Ленту»

В Петербурге может появиться первый в России продуктовый ретейлер, действующий в формате «жесткого дискаунтера». Экс-совладельцы «Ленты» Август Мейер и Дмитрий Костыгин готовы вложить в проект 12 млрд рублей. Сеть под рабочим названием NL (New Lenta) сомкнется вокруг КАД и обещает сделать наценки на 10–15% ниже, чем у конкурентов. Эксперты восприняли идею с оптимизмом.

О создании новой сети магазинов в Петербурге было объявлено 25 марта, на заседании инвестиционного совета при губернаторе. ООО «БигБокс» планирует вложить 12 млрд рублей собственных и заемных средств в строительство гипермаркетов в формате «жесткого дискаунтера». Три первых откроются в начале 2014 года, до конца 2015-го покупателей примут еще 7.

«Всего в активе компании десяток участков общей стоимостью около 3 млрд рублей. Два из них куплены в Подмосковье, остальные – в Петербурге и Ленобласти, на пересечении ключевых городских магистралей с КАД», – сообщили «Фонтанке» представители предприятия. Сейчас основная работа ведется по трем объектам – на Пулковском шоссе, Пискаревском и Шафировском проспектах. Уже выбраны подрядчики для строительства – компании «Строймонтаж» и «Санлайт».

Родословная «БигБокса» восходит к экс-совладельцам сети «Лента» Августу Мейеру и Дмитрию Костыгину. Продав свою долю в компании в 2011 году после корпоративного конфликта, они занялись развитием других проектов: выкупили контрольные пакеты косметических сетей «Рив Гош» и «Улыбка Радуги», приобрели часть кибермаркета «Юлмарт» и обувного ретейлера Obuv.com. Переговоры о создании нового продуктового и продовольственного дискаунтера с городскими властями начались еще в 2012 году, пояснили «Фонтанке» в «БигБокс».

«Первая встреча с Георгием Полтавченко состоялась в ноябре. Легкая положительная реакция с его стороны присутствовала, но он заключил, что окончательное решение должно быть коллегиальным, – рассказал Дмитрий Костыгин. – После этого начались переговоры с городскими органами власти. До заседания инвестиционного совета мы встречались с Полтавченко еще трижды».

Видимо, в результате этого губернатор фактически выступил лоббистом идеи и уговорил совет, прохладно настроенный к бизнесменам, одобрить проект в качестве «интересного». Это значит, что, пройдя оставшиеся согласования, «БигБокс» может стать стратегическим инвестором Петербурга.

Сеть будет строиться в качестве «жесткого дискаунтера», которые до этого в России не приживались. Суть формата, распространенного в США и Германии, – в спартанском оформлении торгового зала и минимальных затратах на оборудование.

На том же инвестиционном совете глава Агентства по привлечению инвестиций Виктор Афонин презентовал магазины как «склады самообслуживания»: площадь одной “коробки” составит порядка 14 тыс. кв. м, ассортимент будет на 60% состоять из продовольствия, на 40% – из промтоваров.

Посещать гипермаркеты, по расчетам владельцев, будет и обычное население, и малый и средний бизнес. «Возможно, что крупные компании вроде банка “Санкт-Петербург” смогут централизованно закупать здесь товары для офиса – салфетки, чай, кофе, канцелярию», – предполагает Дмитрий Костыгин.

Действовать сеть, рабочее название которой обозначено как «NL» («New Lenta»), будет под условным девизом «объем снижает цены». «Наш ассортимент станет широким, но неглубоким. В одном магазине будет много товарных категорий. Однако если в том же «Metro» кола предлагается в 5 разных упаковках, то в магазинах «БигБокса» купить ее можно будет только в одной, полуторалитровой. В результате наценка, в других сетевых магазинах составляющая 25–30%, у нас будет колебаться у отметки 10–12%, на электронику – 5–6%, на одежду – около 20–25%».

Как подчеркивают представители компании, при этом «о демпинге не идет и речи». Снижение цен будет достигаться благодаря разумным рыночным механизмам, в том числе схемам работы с поставщиками. «Мы будем взаимодействовать с местными производителями. Сейчас в Петербурге с ними работает фактически только “Лента”: “Дикси”, “О'Кей”, “Карусель” ушли в Москву».

Новый питерский ретейлер хочет притянуть региональных поставщиков: «Они смогут прийти в штаб-квартиру, обо всем договориться. Не нужно будет ехать в Москву и продираться через все эти московские сложности».

Переговоры с конкретными производителями стартуют осенью. Фирма также не исключает, что создаст собственную торговую марку, однако окончательное решение по этому поводу еще не принято. Ориентироваться в работе новый ретейлер будет на  американскую сеть Costco, созданную Джеймсом Синегалом и Джеффри Бротманом в 1983 году. Компания занимает пятое место по величине розничных продаж в США и специализируется на клубном формате: годовое членство в системе стоит 55 долларов. Как утверждает Дмитрий Костыгин, этот момент руководство NL  заимствовать не будет. «Возможно, что клубную плату мы введем только в одном комплексе в качестве эксперимента. Это будет небольшая сумма, которую нужно заплатить за пользование магазином за определенное время», – сообщил он.

Другие игроки сетевого рынка проект Мейера и Костыгина предпочли оставить без комментариев.

«Мы не оцениваем действия конкурентов», – отметил представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. В то же время на вопрос «Фонтанки», действительно ли X5 считает новую компанию конкурентом, Русанов ответил: «Как можно называть конкурентами тех, кто еще не создан?»

В «Ленте» говорить о начинаниях своих бывших совладельцев также не стали. «”БигБокс” собирается работать в совершенно другом формате», – объяснили свою позицию здесь. Заметим, что сами бенефициары новой компании считают, что конкурировать как в Петербурге, так и в России им и вовсе не с кем. «Мы собираемся открыть совершенно новую нишу, создать спрос, которого на сегодняшний день нет. Этот как с бутилированной водой: пока она не появилась на прилавках, люди и не подозревали, что такой продукт может понадобиться», – рассуждает Дмитрий Костыгин.

Вместе с тем он добавляет: компании все-таки придется побороться за спрос. «Со всеми, кто работает с бизнесом, – оптовиками, компаниями-доставщиками, тем же METRO Cash&Carry, – уточняет он. – Да и борьба за внимание физических лиц с классическими ретейлерами неизбежна».

Опрошенные «Фонтанкой» эксперты рынка отмечают, что проект экс-совладельцев «Ленты» нельзя назвать фантастическим. Даже несмотря на то, что с «жесткого» формата в свое время начинались и «Пятерочка», и «Дикси», и сама «Лента», они быстро эволюционировали в сторону «мягкого дискаунтера» или традиционного гипермаркета.

«Жесткие» магазины, судя по сведениям СМИ, в 2010 году пытались запустить и совладельцы «О’Кея», но с тех пор об этом больше ничего не было слышно. «Концепция «жесткого дискаунтера» была невыгодной для отечественного бизнеса еще несколько лет назад, однако теперь становится актуальной, – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Тогда потребителю нужен был широкий ассортимент: уровень насыщения товарами народного потребления являлся очень низким, как и уровень их дистрибуции. Сейчас же конкуренция выросла, более актуальной стала задача сегментации рынка».

«Формат имеет все предпосылки быть востребованным, поскольку дискаунтеры имеют обширную целевую аудиторию. Учитывая, что у совладельцев новых магазинов есть большой опыт создания успешной сети гипермаркетов, а также планируемое местоположение новых объектов – на оживленных магистралях, работа новой сети будет выстроена так, что она найдет своего покупателя», - уверена директор департамента торговой недвижимости "Colliers International Санкт-Петербург" Анна Никандрова.

«Фундаментально это хорошая идея, – добавляет Максим Клягин. – Российский рынок ретейла до сих пор остается ненасыщенным. И хотя о Петербурге это можно сказать в последнюю очередь, объекты, расположенные на небольшом удалении от центра города, в ключевых транспортных узлах, здесь будут востребованы».

Эксперт, впрочем, подчеркивает, что концепция Мейера и Костыгина не лишена недостатков. «Неоднозначен момент с закупкой товаров у внутренних производителей. Это не конкурентное преимущество. Многие сети так делают. К тому уже уровень развития местного производства оставляет желать лучшего», – подчеркивает он.
 
Федор Тетерников, «Фонтанка.ру»