300 человек, в том числе больные дети и сироты, оказались заложниками конфликта между театром «Лицедеи» и компанией, управляющей помещениями, в которых располагается культурное учреждение. Кто прав, кто виноват в этом конфликте, уже давно разбирается прокуратура. Но по большому счету, для оценки произошедшего это не так и важно — важно, что дети вместо веселого спектакля увидели заколоченную дверь.
«Мы постоянно ведем работу с подростками, трудными детьми, находящими в колониях, в хосписах и раковых отделениях», - рассказал «Фонтанке» худрук «Лицедеев» Виктор Соловьев. По его словам, с появлением новых помещений в доме 9 по улице Льва Толстого возможности театра увеличились. Это позволило организовывать ежемесячно по 2 — 3 бесплатных представления.
Спектакль, который был намечен на 21 марта, помогал организовывать фонд «Белая медведица», который занимается детьми-даунами и сиротами. Подобные представления, как правило, расписываются у «Лицедеев» за год. «Условия нам позволяют проводить подобные представления. У нас есть специально оборудованные туалеты для инвалидов, театр располагается на 4-м этаже, но в здании есть лифты. Так что это никому не мешает», - отмечает Виктор Соловьев.
За день до представления, по словам художественного руководителя театра, управляющая компания заколотила досками вход в театр — одно из фойе и лифтовую часть. «Была нарушена вся логистика, - рассказывает он. - Колясочников мы проносили на руках. В маленьком пространстве вынуждены были собраться около 300 человек. Детям становилось плохо. У меня слезы текли, когда я все это видел». Представление должно было начаться в полдень, однако из-за того, что зал нужно было превратить в кабаре, оно задержалось.
И все же двухчасовой спектакль (премьера «Лицедеев» под названием «Old school») прошел. Артисты работали около 2 часов. А уже после спектакля маленьких посетителей ждал еще один сюрприз. Им вручали подарки. Только вот радость, как отмечает Виктор Соловьев, была омрачена - «это выглядело, как раздача пайков в блокадное время».
Руководитель управляющей компании Сергей Вдонин заявил «Фонтанке», что информация о каком-либо конфликте, перекрытом фойе и лифтах якобы не соответствует действительности. «Лицедеи» вводят общественность в заблуждение. Перекрыт вход в кафе и клуб. К театру это не имеет никакого отношения. Большой холл театра был открыт. Как и все входы. Лифты были включены и функционировали в нормальном режиме. Из них можно было попасть в театр», - заявил он. Добавив, что «Лейкин-клуб» (информация о котором, как о собственном подразделении, размещена на официальном сайте театра) не имеет никакого отношения к «Лицедеям».
Тем временем организатор благотворительного праздника Александр Зимин рассказал «Фонтанке», что встречался с директором управляющей компании еще 19 марта. Тогда же он был предупрежден о том, что могут возникнуть проблемы с логистикой. «Не провести это представление было невозможно. Его готовили около 50 человек. Должны были выступать, в том числе, и дети-дауны», - отметил он. Александр Зимин также рассказывает, что в день представления были закрыты часть входов в зал, а интерактив пришлось устраивать в одном фойе. «Было очень душно, детям становилось плохо. Лифты не работали, но все дети попали на спектакль», - добавил он.
Сам конфликт между театром и компанией, управляющей зданием, имеет долгую историю.
Напомним, что в 2000 году губернатору Владимиру Яковлеву было отправлено письмо с просьбой о размещении театра «Лицедеи» в Петербурге. Градоначальник в просьбе не отказал и отправил письмо на проработку в градостроительный комитет. Два года спустя решение о строительстве было принято. Тогда было решено обязать инвестора строительства театрально-развлекательного комплекса на улице Льва Толстого, 9, отдать часть помещений учреждению культуры в качестве обременения.
Здание для театра строили в течение 10 лет. После ввода помещений в эксплуатацию у «Лицедеев» появились большой зрительный зал и малая сцена (на 404 и 200 мест - соответственно), а также (как следует из информации, размещенной на официальном сайте театра) «Лейкин-клуб», названный так в честь выдающего мастера клоунады - артиста театра «Лицедеи» Леонида Лейкина. Все площадки оборудованы по последнему слову техники, снабжены современным мощным светом и звуком и даже способны трансформироваться в многоуровневые сцены.
Однако губернаторы менялись, управляющие компании также, и у новых менеджеров появилось свое видение договоренностей с «Лицедеями». В данный момент в конфликте между театром и управляющей помещениями компанией разбирается прокуратура.
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»