Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 04 марта 2013 19:41      607

Год после выборов— иных уж нет, протест далече

Спустя ровно год после того, как страна вновь избрала президентом Владимира Путина, депутат петербургского ЗакСа Алексей Ковалев подал заявление в СК о привлечении к ответственности лиц, подозреваемых в фальсификации итогов голосования годичной давности. Люди, пришедшие на избирательные участки 4 марта 2012 года, были закалены думскими выборами 2011 года, зимними протестами и гражданским активизмом. Что стало с ними, с судебными процессами и с начавшимся между выборами депутатов и президента протестом, вспоминала и анализировала «Фонтанка».

Для отдельной части граждан России 4 декабря и 4 марта — даты, которые не просто войдут в историю страны как день выборов, но и станут в их жизни поворотным моментом. Сегодня, в годовщину президентских выборов, чтобы и самим вспомнить, как все было, и напомнить остальным, «Наблюдатели Петербурга» — организация, образовавшаяся как раз на рубеже 2011 и 2012 годов, — решили погулять по Невскому проспекту с белыми ленточками. С точки зрения ряда политиков, главным итогом прошедшего года стало именно появление именно этих людей, активистов среднего звена, так называемого «белоленточного» движения.

Власть реагировала на протестное движение по-разному. Сначала она с ним «заигрывала» - разрешала митинги, вводила прямые выборы губернаторов. Потом давила — увеличивала штрафы за нарушения на митингах, сажала протестных граждан.

Встать, суд не идет

Спустя год после выборов судебные процессы по их итогам не закончены.

Выборы 4 марта 2012 года принесли гораздо меньше судебных разбирательств, чем выборы 4 декабря 2011-го. На конец 2011 года представителями «Яблока» и КПРФ подано около 250 исков в районные суды, а сторонники партии «Справедливая Россия» подали 25 исков против результатов выборов в городской суд Санкт-Петербурга и в районные суды города. Все суды были проиграны.

После проведения президентских выборов с исками в суды в основном обращался Михаил Прохоров. Всего он подал 40 заявлений, 7 из которых были поданы на действия сотрудников петербургских УИКов. Петербургские суды отказали миллиардеру в удовлетворении жалоб. Однако своеобразной победой стало решение Люблинского районного суда Москвы, который счел действия избирательной комиссии № 1359 незаконными и частично признал недействительными результаты выборов президента по этому участку. Постановление столичного суда стало первым в России, в котором подтверждается нарушение во время голосования 4 марта.

Суд подтвердил, что участковая комиссия нарушила закон при составлении списка избирателей. Дело в том, что на участке под номером 1359 в Люблино 57 человек голосовали по списку, в котором числились жители дома из 194 квартир. Однако на самом деле в этом доме всего 52 квартиры. Между тем, несмотря на частичное признание нарушений, суд отказался отменять результаты выборов в целом.

В Петербурге исковые заявления о нарушениях на выборах подали представители всех оппозиционных партий. У «Яблока» было 12 жалоб (везде отказано в удовлетворении), у «Справедливой России» - 10 исков, все проиграны, у коммунистов — 10 в совокупности (8 от партии, 2 - от Геннадия Зюганова). Все суды были проиграны.

Последним камнем, брошенным в избирательную кампанию, стало сделанное спустя год после президентских выборов заявление депутата-эсера Алексея Ковалева, который обратился в Следственный отдел СК по Василеостровскому району с просьбой привлечь к ответственности лиц, подозреваемых в фальсификациях на выборах президента. Под удар попали сотрудники УИКов № 74, 92, 94 и 100.

Всего в Санкт-Петербурге было подано более 150 исков по итогам президентских выборов 4 марта 2012 года. Большая часть написана и сопровождается юристами «Наблюдателей Петербурга». Суды еще ведутся, подаются апелляции, готовятся документы в Конституционный суд и Европейский по правам человека. Уже вынесенные решения в основном - «отказать в удовлетворении иска» или «частично удовлетворить». Если суд принимает последнюю позицию, то к этому добавляется комментарий: «Нарушения при подсчете незначительны и не повлияли на итоги голосования».

Продолжают вести судебные разбирательства юристы фонда Свободы информации. Журналист газеты «Гражданский голос» Михаил Федоров после президентских выборов пожаловался на то, что его не пускали наблюдать за работой ТИКа № 7. Как рассказала «Фонтанке» юрист фонда Дарья Сухих, очередное заседание состоялось 1 марта в Кировском районном суде, на нем слушали показания свидетеля — одного из членов комиссии, который не мог дозвониться до ТИКа.

А в конце февраля в Петербурге вынесли решение по жалобе российского омбудсмена. К Владимиру Лукину обратился журналист Сергей Пархоменко с просьбой проверить, почему в Красногвардейском районе появилось так много инвалидов, желающих проголосовать за президента на дому. Уполномоченный по правам человека в России обратился в ТИК № 25 с просьбой предоставить ему заявления о надомном голосовании, однако в этом ему было отказано. Райсуд подтвердил законность этого решения, сославшись на содержащиеся в заявлениях личные данные. Впрочем, аппарат омбудсмена намерен еще обжаловать это решение.

Латентный протест

Самое значительное влияние на общество в 2012 году оказало протестное движение, зародившееся спонтанно. 4 декабря 2011 года на улицы вышли 10 тысяч человек (представители националистических движений), которые прошлись по улицам Москвы с лозунгом об уходе Путина со своего поста. На следующий день еще 10 тысяч человек, уже под знаменами движения «Солидарность», вышли на шествие «За честные выборы!». 10 декабря 2011 года акции протеста прошли в 99 городах страны и 42 городах за рубежом. В этот же день в Петербурге на Пионерскую вышли 12 тысяч человек. 24 декабря на площади Академика Сахарова в Москве прошел один из самых массовых митингов (по подсчетам организаторов, на марш пришли 130 тысяч человек). В Петербурге аналогичный митинг собрал 1,5 тысячи человек.

В начале 2012 года протест также набирал обороты. 4 февраля, за месяц до президентских выборов, в России снова прошли акции «За честные выборы!». В Москве, на Болотной площади, на них вышли 120 тысяч человек. Аналогичное шествие в Петербурге собрало до 15 тысяч человек.

Однако дальше протесты становились меньше и мельче. Акции 5 и 10 марта 2012 года, организованные уже после президентских выборов, собрали по 30 тысяч человек. Социологи зафиксировали спад интереса общества к протесту как к способу добиться желаемого.

Но следующая акция вернула интерес российской публики к митингам. «Марш миллионов» 6 мая, когда после провокаций полиция и ОМОН жестко разогнали протестующих, идущих на митинг на Болотную площадь, собрал 15 тысяч человек.  По его итогам  400 человек были задержаны, в отношении 21 активиста возбуждены уголовные дела. Один из них уже отбывает наказание в тюрьме — он приговорен к 4,5 года лишения свободы. Еще один находится в международном розыске. Четверо отпущены под подписку о невыезде, и 15 участников акции находятся в СИЗО. Еще один, другоросс Александр Долматов, покончил с собой, не дождавшись политического убежища в Нидерландах.

История с «болотным делом» живо затронула оппозиционно настроенных граждан, и уже 12 июня, во время второго Марша миллионов, на шествие и митинг пришли 60 тысяч человек. Но очередной всплекс был недолгим - аналогичная акция в сентябре собрала уже не более 30 тысяч человек в Москве и всего 3,5 тысячи человек в Петербурге. На 15 декабря оппозиционеры наметили Марш свободы, но попытки согласовать его в столице провалились. В итоге на акции пришло от 700 до 5000 человек по разным оценкам. Согласованный марш в Северной столице собрал 1,5 тысячи человек.

«Протестное движение, с одной стороны, возмужало, закалилось в боях, радикализировалось - приобрело своих мучеников и своих героев - тех, кто сейчас сидит по надуманным поводам. Но, с другой стороны, так и не приобрело четких целей и своего лица. Спада опозиционного движения нет, люди продолжают выходить, но в столице - а по остальной стране выходят неохотно, что как раз и является следствием отсутствия у оппозиции лица и цели», - уверен депутат Госдумы Илья Пономарев.

Впрочем, по мнению социолога, директора «Левада-центра» Льва Гудкова, как такового спада протестных настроений нет, а низкая численность митингов объясняется отсутствием поводов для митингов: «Мы фиксируем, что недовольство постоянно распространяется. Около 40–42% поддерживают оппозиционные лозунги. Примерно столько же поддерживает власть. Можно сказать, что общество разделилось».

При этом эксперт отмечает, что «протестные настроения за год изменились». «Они стали более поляризированными. С одной стороны, есть жители крупных городов, которые более экономически самостоятельны, более образованны. Они требуют политических прав, таких, как свобода слова. А в провинции другой протест. Там в основном недовольны социальной обстановкой. Но этот протест находится в анахроническом состоянии, так как нет никого, кто мог бы направить его в нужное русло. И эти две группы протестующих никак не смыкаются», - замечает Пономарев.  

Нескоординированный совет

На протестной волне московским оппозиционерам пришла в голову мысль, что для координации организации митингов необходимо создать некий совет, который будет избран путем всенародных выборов. Его члены должны были выражать мнение избиравших их граждан во время принятия решений о проведении акций. О создании Координационного совета оппозиции было заявлено 12 июня на Втором Марше миллионов.

Выборы проходили по всем законам политической кампании.  20 августа началась регистрация кандидатов, которая продлилась до 15 сентября. Следующим этапом выборов стали теледебаты оппозиционеров, которые транслировались на телеканале "Дождь" с 1 по 6 октября. Как положено, в преддверии выборов, назначенных на 20 и 21 октября , разразилось сразу несколько скандалов. 16 октября 2012-го в качестве избирателей зарегистрировались более 20 000 вкладчиков МММ, а Сергей Мавроди заявил о своем желании выбрать "полностью подконтрольный КСО". На следующий день - 17 октября 2012 года - Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту "хищения взносов для участия в выборах" в КСО. 20 октября 2012 года на пресс-конференции в "Росбалте" о снятии своей кандидатуры заявил Олег Лурье, объяснив свое решение ангажированностью комитета. Журналист предоставил "Список Навального" - список тех, кто, по его мнению, пройдет в КСО по общему списку. Примечательно, что по итогам выборов журналист угадал 28 персон из 30.

Заявки подали 206 человек, из которых в КС прошли 45 человек. На сегодняшний момент состоялось 5 заседаний Координационного совета, ближайшее заседание под председательством Алексея Гаскарова будет 16 марта. Отношение к Координационному совету весьма неоднозначно как у представителей властных структур, так и у самих оппозиционеров. Член «Солидарности» Сергей Давидис считает, что "сам по себе факт проведения честных выборов по понятным четким правилам - это важный прецедент".

А эсер Илья Пономарев не скрывает своего разочарования: "Создание КСО должно было привести как раз к формированию лица - структурного единства, где конкретные люди совершают конкретные действия и несут ответственность за все свои шаги и высказывания. Но ничего этого не произошло - обрести лицо оппозиции Координационный совет, наоборот, помешал - потому что вместо того, чтобы заниматься делом, утонул во внутренних разногласиях". Такого же мнения придерживается Лев Гудков, замечающий, что КС так и не стал связующим звеном между протестно настроенными гражданами и лидерами мнений.

Законодательство

После массовых декабрьских протестов, всколыхнувших всю страну, власть пошла на уступки и изменила ряд крайне спорных законов. Впрочем, быстрая радость от введения прямых губернаторских выборов и либерализации регистрации партий сошла на нет, когда оппозиционеры поняли, что их фактически обманули.

Так, в Законе «О выборах глав субъектов РФ», который вернул прямые выборы губернаторов, отмененные в 2004 году, госдумовцы прописали обязательное прохождение для кандидатов через «муниципальный фильтр», то есть сбор подписей муниципалов в размере от 5 до 10%. Большинство регионов ввели 10%-й барьер. А 26 января 2012 года, спустя год после либерализации процесса избрания главы региона, ряд региональных деятелей внес новый законопроект, который позволял законодательным органам отказываться от прямого избрания главы региона. Эксперты до сих пор расходятся во мнении, означает ли это сворачивание идеи прямых выборов.

Единственным реальным ответом на чаяния оппозиционеров стало упрощение процесса регистрации партии. До 2012 года подобная политическая структура должна была иметь представительства не менее чем в половине регионов России, а ее численность не могла быть меньше 45 тыс. участников. Весной 2012 года Госдума приняла новый закон о партиях, согласно которому, чтобы создать организацию, требовалось всего набрать 500 человек в десяти регионах страны. Серьезные изменения ждут и выборы депутатов Госдумы. В пятницу президент внес законопроект, который возвращает смешанную систему выборов — 225 депутатов теперь будут проходить по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам.

Между тем либеральные инициативы у власти закончились к лету 2012 года. 21 июля президент России Владимир Путин подписал закон о некоммерческих организациях, согласно которому НКО должны регистрироваться как "иностранные агенты" в случае получения финансирования из-за рубежа. Под удар попало огромное количество организаций — от наблюдателей за выборами из «Голоса» до Московской Хельсинкской группы.

18 июля был окончательно принят «закон о клевете» - поправки к УК, которые возвращали это понятие в Уголовной кодекс. В законе, в частности, говорится, что «клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей (ранее было 200 тысяч) или обязательными работами на срок до 160 часов». Это же деяние, совершенное с использованием служебного положения, наказывается штрафом в размере до 2 миллионов рублей или до 320 часов обязательных работ.

Немало шума наделали поправки к закону о митингах, принятые 6 июня. Закон, с одной стороны, потребовал от региональных властей создать гайд-парки, где каждый может свободно и без согласований высказать свою позицию, но с другой — сильно усложнил жизнь организаторам акций и их участникам. В частности, заявителем мероприятия отныне не может быть человек, который уже однажды был приговорен за нарушение на акциях протеста, оштрафовать за беспорядки организаторов можно на сумму до 300 тысяч, а рядовые участники, нарушающие порядок на акции, могут быть оштрафованы на сумму до 30 тысяч рублей. Закон фактически стал ответом на случившееся на Болотной во время шествия 6 мая.

Больше всего же общество расколол так называемый «закон Димы Яковлева» - ответ на «Акт Магнитского», согласно которому чиновники и представители власти, которых США подозревают в причастности к смерти юриста Сергея Магнитского, не могут приехать в Америку. В качестве ответной меры Кремль запретил американцам усыновлять российских детей.

Партии

Либерализация процесса регистраций партии не могла не привести к росту числа организаций. После изменения законодательства партии в прямом смысле слова начали расти как на дрожжах. Сейчас в стране действуют 58 политических объединений самого различного толка.  Так, Минюст зарегистрировал гендерные партии «За женщин России!» и «Женский диалог», целых три «сетевых»: Партию социальных сетей, Российскую сетевую партию и Интернет-партию. Серьезное представительство на крайне левом и крайне правом флангах: Социальная партия, Партия пенсионеров и прочее, с одной стороны, и Монархическая партия, «Народная воля» и иже с ними — с другой.

Еще около 200 оргкомитетов подали заявки на создание объединений. Настоящий «Левый фронт» заявку на регистрацию не подавал. А «Другая Россия» Эдуарда Лимонова отдала документы в Минюст только 2 февраля. Впрочем, Минюст зарегистрировал еще в июле  прошлого года организационные комитеты «Левого фронта» и «Другой России», заявления о создании которых подал некий Олег Балакирев.

Из новообразованных партий реальный интерес в свете будущих выборов представляют лишь немногие. Так, реальной политической силой может стать партия Михаила Прохорова «Гражданская платформа», которая сейчас активно привлекает различных политических деятелей в регионах. Не просто числится на бумаге РПР-Парнас, организованная путем слияния Республиканской партии Владимира Рыжкова, восстановленной в прошлом году, и Партии народной свободы. В ее руководстве сразу три видных деятеля 90-х — сам Рыжков, Борис Немцов и Михаил Касьянов. Однако реальной перспективой является то, что эти образования утонут в потоке новых партий для рядового избирателя.

Что стало с ними

Помимо малознакомых широкой общественности активистов, проходящих по «болотному делу», репрессиям подверглись и лидеры оппозиции, в чьи ежедневные планы стали входить походы в СК РФ. По делам, как связанным с протестной активностью, так и с их родственниками: общественность узнала о существовании брата у Алексея Навального, которого сейчас подозревают в мошенничестве. Сам Алексей Навальный проходит подозреваемым по делу о хищении средств во время приватизации «Кировлеса».

Его товарищи по протестному движению также пострадали. Осенью прошлого года был лишен мандата депутат Госдумы Геннадий Гудков, которого думская комиссия по этике обвинила в деятельности, несовместимой со статусом парламентария. Якобы он участвовал в управлении своим охранным бизнесом. По факту массовых беспорядков возбуждено было уголовное дело в отношении Сергея Удальцова, лидера «Левого фронта» и его соратников — Леонида Развозжаева и Константина Лебедева. Развозжаев этапирован в Ангарск, а Удальцов сидит под домашним арестом.

Еще одна группа несогласных, перессорившись друг с другом и адвокатами, на данный момент частично отбывает наказание за содеянное - прошедший год многим запомнился выступлением Pussy Riot и последующим судебным процессом над девушками, спевшими «Богородица, Путина прогони"» в храме Христа Спасителя в Москве.

Впрочем, не все спикеры «Болотной» пострадали от рук кровавого режима. Так, Леонид Парфенов работает на телеканале «Дождь», где ведет свою программу, Борис Акунин продолжает писать книги, а светская львица, экс-ведущая "Дома-2", а с недавних пор оппозиционерка Ксения Собчак наконец-то нашла свою вторую половину. Она вышла замуж за актера Максима Виторгана, оставив активиста Илью Яшина в одиночестве.

Ольга Мясникова, Ксения Клочкова, Елена Пушкова, "Фонтанка.ру"