Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 26 февраля 2013 10:11      285

Непобедимый SMS-спам

Вопреки усилиям надзорных органов и заявлениям сотовых операторов пользователи мобильных телефонов продолжают получать несанкционированные рекламные рассылки – SMS-спам. Многотысячные штрафы не пугают ни авторов таких отправлений, ни самих сотовиков, порой намеренно предоставляющих спамерам базы абонентов. В списки рассылок автоматически включаются и многие пользователи, имевшие неосторожность заплатить за телефон через терминал. Эксперты убеждены, что «спасение утопающих» – в их собственных руках: пользователям нужно бойкотировать рекламируемые таким образом услуги.

По действующему законодательству, отправлять рекламу можно только на адрес или номер, обладатель которого дал согласие на получение подобной информации. Любое, даже формальное и однократное, нарушение карается штрафом до полумиллиона рублей. Так, на минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба наложила стотысячный штраф на образовательный центр «ИФ Инглиш Фест СНГ», уличенный в рассылке рекламы своих услуг посредством SMS-сообщений.

Но на практике применить жесткие санкции оказывается очень не просто. Ведь, сами того не ведая, подавляющее большинство абонентов российских сотовых сетей давно подписали согласие на получение любой рекламы. А злостные спамеры чаще всего пользуются специальным шлюзами, затрудняющими выявление нарушителей.

Холодная война

Все сотовые операторы в один голос отрицают свою вину и готовы, «не щадя живота своего», бороться со спамом. Например, в пресс-службе «МТС» «Фонтанку» уверили, что еще в минувшем году внедрили систему фильтрации входящего SMS-трафика из сетей других операторов для выявления вирусных спам-рассылок. «В частности, система «Антиспам» пресекает большую часть нежелательного и мошеннического спам-трафика из внешних сетей связи – до полумиллиона сообщений в день», – утверждают в компании.

Схожую технологию обещает запустить и ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), но вину за отправку спама здесь также возлагают на пользователей других сетей, а для решения проблемы предлагают разрешить операторам блокировать входящие сообщения. В «МегаФоне» и TELE2 более пассивны и считают возможным вмешиваться только по факту «совершения мошеннических действий».

Кроме того, большинство операторов считают, что в спаме виноваты и сами абоненты. Так, по словам Вероники Бялковской из «МТС», номера в базы спамеров попадают из-за того, что пользователи оставляют их в магазинах для получения дисконтных карт и размещают в социальных сетях.

Схожей позиции придерживаются и в «Билайне»: «Нужно осторожно обращаться со своими контактными данными при заполнении различных анкет и других документов», – рекомендует пресс-секретарь петербургского филиала оператора Мария Георгиевская.

В TELE2 для блокировки спама предлагают включать номера отправителей в «черный список» (хотя о том, что данная услуга платная, в сообщении пресс-службы ничего не говорится) либо – «самостоятельно связаться с компанией, которая рекламирует свои услуги, и попросить исключить номер из рассылки».

Молчание знак согласия

Хотя претензий к чаще всего действительно санкционированным самими пользователями рассылкам эмитентов дисконтных карт  (магазинов, торговых сетей) никто не предъявляет. Равно как нет ни одного доказанного случая, чтобы некто «обдирал» номера мобильных телефонов со страниц пользователей социальных сетей для последующего включения их в спам-списки.

Тогда как соучастие сотовых операторов в организованных и масштабных рассылках порой весьма сомнительных услуг подтверждается вступившими в силу судебными решениями. Так, как минимум дважды в таких неправомерных действиях http://www.fontanka.ru/2011/06/22/122 уличался «Билайн», предоставивший организаторам лотереи возможность разослать свои сообщения по абонентам, причем без получения их согласия. Схожие решения выносились и против ОАО «МТС», которое, по договору с заказчиками рекламы «романтических знакомств», предоставило возможность в ручном режиме выбирать необходимых рекламодателю получателей (в том числе, по полу, возрасту и иным сугубо персональным данным).

Немалое недовольство вызывают и собственные рассылки операторов. Например, предложения подключить якобы очень нужные платные услуги каждый абонент получает в сообщениях о балансе или входе в режим роуминг. Причем формально такие и любые другие рассылки вполне легальны – типовые договоры всех сотовых компаний, условия которых абоненты акцептуют (подтверждают) при подключении, включают его согласие на получение любых рекламных рассылок.

«Несогласные» должны, в лучшем случае, поставить «галочку» в соответствующем пункте формы (разглядеть его порой очень сложно, а в банке «МТС» она вообще отсутствует). В худшем – писать отдельное заявление и везти его в офис сотовой компании. Причем такая практика, по мнению надзорного ведомства, вполне легитимна. «Согласие может быть выражено при подписании договора, – полагает Татьяна Никитина, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС. – Поэтому если в договоре присутствует согласие на получение рекламы, то такая реклама не нарушает закон».

Не желающим получать рассылки чиновники ФАС рекомендуют самостоятельно обращаться к своим операторам, и только не получив в месячный срок положительного ответа, подавать жалобу в надзорный орган. Причем к ней необходимо приложить копию договора с оператором, поданного заявления, а также фотографии «рекламных сообщений с экрана мобильного телефона» и их распечатку, «полученную от оператора связи».

Безрукий «бандит»

Формально «согласными» на получение рекламы могут оказаться и абоненты, воспользовавшиеся для пополнения своего (или чужого) счета платежным терминалом. Например, такое согласие является условием совершения операции через сеть «Элекснет» (хотя найти публичную оферту на терминале не так просто). «Спамом это нельзя назвать, – убеждены в рекламной службе компании. – Человеку всегда можно сказать, что оферта есть, вы предупреждены и приняли согласие на получение подобных сообщений». Схожую политику проводит и «Новоплат», в которой также не скрывают, что собирают данные о плательщиках и предлагают разослать по ним рекламу любых товаров и услуг, причем таргетируя сообщения по региону, оператору, сумме платежей.

Юристы считают ситуацию спорной. «Информация для потребителя должна быть ясной и недвусмысленной. Если оферта «спрятана» недобросовестным рекламораспространителем и оплачивающему услуги не очевидно, что своими действиями он дает согласие на получение SMS-рассылок, его нельзя считать полученным. В любом случае пользователю должна быть предоставлена возможность реализовать право на отказ от такой рассылки», – полагает Евгения Станиславская, юрист практики судебных споров компании Rightmark group.

Так называемое «SMS-информирование» проводит и сеть QIWI, причем, по уверению компании, 64 процента получателей «отмечают полезность SMS», хотя откликается только каждый сотый. Правда, QIWI высылает рекламу только пользователям, которые по завершению платежа выразили желание получать сообщения нажатием соответствующей кнопки.

Рога@копыта.спама.net

При этом в ФАС указывают на организационно-технические трудности борьбы с незаконными рассылками. «Установить фактического распространителя рекламы по реквизитам, указанным в сообщениях, часто не представляется возможным, в связи с отсутствием у антимонопольных органов полномочий на ведение оперативно-разыскной деятельности и получение персональных данных о владельцах телефонных номеров отправителей. В случае отправки SMS через Интернет пресечение распространения рекламы без привлечения правоохранительных органов не представляется возможным», – поясняют в надзорном ведомстве.

Основной объем SMS-спама на сегодняшний день действительно рассылается через специальные шлюзы, отследить которые ФАС не может, а операторы, видимо, и не стремятся. Стать отправителем любого количества сообщений любого содержания может каждый желающий: при регистрации не требуется никаких подтверждений личности, а стоимость самих рассылок составляет от 7 копеек за «эсэмэску».

По словам Станислава Мигуна, начальника профильного отдела оперативно-разыскной части уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, короткий номер может купить также любой желающий. «Например, мы предъявили претензии к ООО «РМ-Инвест» (одному из крупнейших контент-провайдеров – партнеров «МТС». – Прим. ред.), но у них заключен договор с таким-то, и что он там делает, их не волнует. Хотя сами они предлагают отправку каких угодно SMS», – заявил Станислав Мигун на пресс-конференции в ИА «БалтИнфо».

Специалисты в области маркетинговых коммуникаций считают самым перспективным способом борьбы со спамом его бойкотирование. «Спрос всегда рождает предложение – если сами абоненты реагируют на спамерские рассылки (пользуются услугами рекламируемых фирм), то такой способ продвижения будет эффективным, а потому востребованным и рекламодателем, – констатирует Галина Гусева, директор агентства Red Line Media. – Несмотря на отсутствие таргетинга (спамеры, говоря артиллерийским языком, «стреляют по площадям»), стоимость одного контакта при массовых рассылках остается очень низкой. В то же время думающие о своей репутации компании вряд ли будут заказывать такую рекламу, ибо грамотным потребителям очевидна ее незаконность».

Пока активную борьбу со спамом ведут лишь отдельные энтузиасты, а потому она не приводит к результату. Например, в конце января прекратить рассылки от своего оператора («МегаФона») потребовал глава администрации Фрунзенского района Терентий Мещеряков. «Пока побеждает спам», – отвечая на вопрос «Фонтанки» в Твиттере, констатировал он почти месяц спустя.

Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру