«Дело о валидаторах», в рамках которого ранее был арестован глава ГКУ «Организатор перевозок», приняло новый, более масштабный оборот. 14 февраля ФСБ провела обыски в городском комитете по транспорту, по итогам которых был задержан первый зампред ведомства Игорь Маилов. Одновременно силовики пожаловали в офис компании «СТЭК» – крупнейшего поставщика валидаторов и смарт-карт.
О «деле валидаторов», расследованием которого занимается следственная служба управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти, стало известно в июле 2012 года. Тогда был арестован глава ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Михайлов (данное ведомство подведомственно комитету по транспорту). Впоследствии силовики задержали еще несколько сотрудниц этого бюджетного учреждения, а в конце января материалы дела уже поступили в Кировский районный суд. Всех его фигурантов обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере.
Схема мошенничества, по версии следствия, была следующей: кассиры одного из киосков предприятия на Кронштадтской улице получали от начальства дополнительные валидаторы и карты рабочего места кассира. Впоследствии с помощью этого оборудования они продавали населению бесконтактные смарт-карты, а неучтенную выручку якобы отдавали начальнику управления планирования и реализации проездных документов «Организатор перевозок» Светлане Трушниковой. Та, в свою очередь, большую часть денег будто бы передавала Владимиру Михайлову. В общей сложности, как полагают следователи, с помощью этой схемы в период с августа 2010 года по апрель 2011-го было похищено 11,3 млн рублей. Казалось бы, расследование этого дела закончилось: в ожидании суда сотрудницы госучреждения находятся под подпиской о невыезде, а их бывший начальник – в СИЗО. Однако неожиданно оно получило новое, более масштабное продолжение. В четверг, 14 февраля, пока горожане праздновали День влюбленных, сотрудники ФСБ пожаловали в здание комитета по транспорту на Исполкомской улице.
По информации «Фонтанки», они посетили кабинеты первого зампреда Игоря Маилова и начальника отдела бюджетного планирования и финансирования Алексея Пятакова. У обоих были изъяты компьютеры. По итогам всех этих мероприятий Игорь Маилов был задержан и уже написал заявление об увольнении, а с Алексея Пятакова взята подписка о невыезде. Кроме Пятакова, обязательство никуда не уезжать дал начальник отдела развития на транспортном комплексе Максим Глазков.
В комитете по транспорту никак не комментируют информацию об обысках. Не стал отвечать на вопрос о своей подписке о невыезде и Максим Глазков. Чекисты также не раскрывают подробностей. Однако список чиновников, попавших в орбиту «дела о валидаторах», выглядит вполне логично. Игорь Маилов был куратором ГУ «Организатор перевозок», Максим Глазков занимался внедрением всевозможных инновационных технологий, включая валидаторы и БСК. А все финансовые потоки в конечном счете шли через Алексея Пятакова.
Логичным выглядит и то, что в четверг обыски прошли также в офисе компании «СТЭК» на Сабировской улице в Приморском районе. «СТЭК» является крупнейшим подрядчиком ГУ «Организатор перевозок» с середины 2000-х годов. Именно тогда компания поставила ручные валидаторы для кондукторов городских социальных маршрутов. Она же является поставщиком стационарных валидаторов, которые установлены на всех автобусах ГУП «Пассажиравтотранс». Так, в одном только 2012 году она заключила контракты с «Организатором перевозок» на поставку бортового оборудования для электронной системы контроля проезда на общую сумму в 92 млн рублей, в 2011-м – на 35.
Кроме того, аффилированная со «СТЭКом» компания «МФ-Тариф» является постоянным поставщиком бесконтактных смарт-карт: например, в 2013 году с ней уже заключен контракт на 27 млн, в 2011 году общая сумма поставок составила 78 млн. Собственниками обеих фирм являются отец и дочь – Николай и Елена Маковы. Согласно данным аналитической системы «СПАРК», Николай Маков также является гендиректором ЗАО «Светлана-Карт» (среди учредителей – ОАО "Светлана").
Какова роль «СТЭКа» в этом деле, пока непонятно. Однако нужно отметить, что с большой вероятностью валидаторы и БСК, которые, по версии следствия, использовали сотрудники «Организатора перевозок» при своих махинациях, поставлялись в рамках госконтрактов именно «СТЭКом». Директор компании Елена Макова была недоступна для комментариев.
Собеседники «Фонтанки» в транспортной отрасли советуют также обратить внимание на тот факт, что следователи добрались до таких крупных величин, как Игорь Маилов. При этом известно, что дело в отношении бывшего главы ГКУ «Организатор перевозок» Владимира Михайлова выделено в отдельное производство. Это может означать как то, что могли появиться другие эпизоды, так и то, что он пошел на сделку со следствием.
Добавим также, что, по информации нашего издания, вышеуказанные следственные действия проводились в рамках негласного курса Смольного на борьбу с коррупцией в транспортном секторе. Ожидается, что сопровождением этих дел так или иначе будет заниматься ФСБ. Стоит напомнить, что в ноябре у комитета по транспорту появился новый куратор – вице-губернатор Олег Марков: однокурсник Владимира Путина, работавший с ним в комитете по внешним связям Смольного и одно время возглавлявший Росфинмониторинг.
Андрей Захаров, Тимур Зайнуллин, «Фонтанка.ру»