Сергей Амелин, смерть которого новостные издания сегодня утром поспешили связать с расследованием хищений в «Оборонсервисе», скорее запомнится не гипотетической причастностью к мошенничеству, а яркой страницей в истории петербургского «Динамо», которое он возглавлял в начале двухтысячных. Именно при нём команда получила шанс стать вторым футбольным брендом Петербурга, и из-за его политических амбиций эти шансы были потеряны. Что же касается строительных махинаций, «Фонтанка» не увидела серьезного интереса правоохранителей к Амелину и его компаниям.
Смерть владельца группы компаний «Стройимпульс» породила много версий — сначала даже появились сведения, что Сергей Амелин скончался от сердечного приступа после допроса в Следственном комитете. Вскоре официальный представитель СК России Владимир Маркин эту информацию опроверг: Амелин мог рассматриваться в громком деле «Оборонсервиса» только как свидетель, но даже и в этом качестве следователями не вызывался и не допрашивался.
Определённые причины для конспирологических версий были. В деле «Оборонсервиса» фамилия Амелина появлялась, как минимум, дважды. Во-первых, он является генеральным директором и единственным собственником ООО «Теорема», которому в 2011 году был продан имущественный комплекс Государственного проектного института специального строительства. Об этом в декабре рассказала газета «The New Times», в распоряжении которой оказалась копия обвинительного заключения, предъявленного наиболее высокопоставленной обвиняемой по делу «Оборонсервиса» Евгении Васильевой.
Согласно документу, зарегистрированное в апреле 2011 года ООО «Теорема» в сентябре того же года приобрело комплекс зданий ГПИСС за 1 миллиард 627 миллионов 970 тысяч рублей. Никаких официальных претензий, однако, Сергею Амелину по этому поводу не предъявлялось, равно как и ООО «Кэпитал Консалтинг», которое проводило оценку продаваемого имущества. Криминал военные следователи усмотрели в необоснованном, по их мнению, перечислении 81 миллиона рублей со счетов ГПИСС в пользу ООО «Общество правовой поддержки «Эксперт», что многократно превышает размер разумного агентского вознаграждения.
Другой известный эпизод из деятельности военного ведомства, к которому имеют отношение структуры Сергея Амелина, — реконструкция здания Генерального штаба в Москве по адресу: Колымажный переулок, дом 14. По версии следствия, бывший директор армейского ОАО «Славянка» Александр Елькин необоснованно перечислил 52,6 миллиона рублей коммерческой фирме за работы по содержанию здания, которые в период проведения реконструкции не осуществлялись. Никаких обвинений в адрес Амелина и его фирмы не прозвучало и в этот раз — он не имел отношения к фиктивным договорам на обслуживание, а занимался чистым строительством.
Что касается объектов недвижимости, которые «Оборонсервис» пытался реализовать в Петербурге, то информированные собеседники «Фонтанки» не смогли припомнить, чтобы люди из «Стройимпульса» проявляли к ним интерес. Тем не менее определённые проблемы в бизнесе у Сергея Амелина наметились после того, как Анатолия Сердюкова на посту министра обороны сменил Сергей Шойгу, решительно остановивший некоторые масштабные проекты предшественника. Так, новый министр отменил переезд Военно-медицинской академии в Горскую, объявив, что дальнейшее развитие академии будет проходить в пределах ныне занимаемых территорий в центре города.
В результате этого решения под вопросом оказалась судьба двух корпусов гостиничного комплекса, возводимых по заказу Минобороны Группой компаний «Стройимпульс» на улице Академика Лебедева, 37а, — комплекс предполагалось передать для нужд ВМедА. Если это было воспринято как тенденция — основания для опасений могли быть серьёзные. Судя по сайту ГК «Стройимпульс», практически все строящиеся объекты возводились по заказам Минобороны (жилые дома по адресам: Окраинная улица, 9а; улица Добровольцев, 2; здание Военной академии связи им. С.М. Будённого на Тихорецком проспекте, реконструкция Тарховского военного санатория в Сестрорецке). Кроме того, значительные объёмы жилья компания строит по заказу военного ведомства в Сочи.
В Петербурге Сергей Амелин запомнился больше всего как президент футбольного клуба «Динамо», который он возглавлял в 2000 - 2003 годах. Обеспечив финансирование, Амелин привлёк в команду таких игроков, как Александр Панов, Андрей Кондрашов, Константин Лепехин, Роман Орещук. Команда вышла в первый дивизион и всерьёз задумалась о премьер-лиге, но подоспели губернаторские выборы. В противостоянии Валентины Матвиенко и Анны Марковой Амелин поддержал не того кандидата, и после объявления результатов голосования о президентстве в «Динамо» пришлось забыть. С тех пор, насколько известно, Амелин полностью сосредоточился на строительном бизнесе и не пытался больше участвовать в политических играх.
Кто после смерти руководителя возглавит многомиллионный строительный бизнес, пока непонятно. Сергей Амелин владел «Стройимпульсом» фактически единолично — он был единственным участником ООО «Стойимпульс СМУ-1», а компания ООО «Стройимпульс СМУ-2» на 90 % принадлежит его матери — Елене Амелиной. Связаться с представителями ГК «Стройимпульс» не удалось — по телефонам компании сегодня на звонки не отвечают.
Отметим, что на данный момент компания ведет в Петербурге строительство нового здания Центрального Государственного архива СПБ (заказчик Комитет по строительству) и Военной академии связи им. С.М. Буденного (Минобороны), а также по заказу Минобороны жилых домов на ул. Добровольцев, Окраинной улице. В планах на сайте "Строимпульса" и упомянутая выше гостиница на ул. Академика Лебедева.
Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»