«Фонтанке» стало известно об очередном примере странного расходования бюджетных средств. В 2012 году Дирекция по организации дорожного движения выписала своим подрядчикам более 200 предписаний по восстановлению разметки по гарантии. Однако те отказались выполнять эти законные требования, заплатив по выставленным претензиям смешные 100-150 тысяч рублей. Вскоре разметка была уложена по новым, многомиллионным госконтрактам.
Для того чтобы разобраться в хитросплетениях взаимоотношений ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» (ГУ «ДОДД») со своими подрядчиками, нужно вернуться на год назад. В 2011 году основными компаниями, которые восстанавливали на городских улицах разметку, были фирмы «Конвера Дор», «Марклайн», «Лекс» и ЗАО «Трест». Согласно действующим сейчас ГОСТам, срок функциональной долговечности разметки, нанесенной термопластиком, составляет 1 год, краской – полгода. В течение этого времени действует гарантия на данные работы.
На основных магистралях с большой интенсивностью движения разметка наносится именно термопластиком. И если в течение года окажется, что износ пластика на том или ином адресе составляет более 25%, то подрядчик должен восстановить разметку за свой счет. В таком случае в текущем календарном году наносить ее уже будет не нужно. Укладка новых полос на дорогах и перекрестках обычно начинается в мае и продолжается все лето. Соответственно, в этих же месяцах следующего года истекает срок гарантии.
В марте 2012 года представители комитета по транспортно-транзитной политике, ГУ «Дирекция по организации дорожного движения», ГИБДД и вышеуказанных подрядчиков совершили объезды городских магистралей. По их итогам было выписано 195 предписаний: 25 получил «Марклайн», 37 – «Конвера Дор», 23 – «Трест» и 110 – «Лекс». Чуть позже, в мае, «Тресту» было направлено еще 34 аналогичных уведомления. Это означает, что на определенных участках, с четко обозначенными границами, эти компании должны выполнить гарантийный ремонт разметки. Однако, как следует из официального письма за подписью тогдашнего зампреда КТТП Алексея Львова, подрядчики попросту отказались выполнить данные предписания.
После этого ГУ «ДОДД» произвело пересчет выставленных претензий в денежный эквивалент. По какой именно системе производились эти подсчеты, в Дирекции так и не рассказали, несмотря на соответствующий запрос «Фонтанки». Однако итоговые цифры вызывают большое удивление: по информации нашего издания, по состоянию на сентябрь «Трест» должен был заплатить 140 тысяч рублей, «Марклайн» 117 тысяч, а «Конвера Дор» – 147 тысяч. Самый большой счет получил «Лекс»– около 2 млн рублей. Первые три компании без особых споров перевели эти мизерные суммы, а вот на «Лекс» ГУ «ДОДД» пришлось подать иск в арбитражный суд.
Для того чтобы понять весомость озвученных сумм, приведем пример: стоимость 1 кв. м поперечной разметки, нанесенной термопластиком, составляет около 780 рублей. При таких расценках восстановление «зебры» на пешеходном переходе обойдется в сумму от 10 до 40 тысяч рублей – в зависимости от ширины улицы. Таким образом, на деньги, перечисленные подрядчиками, можно в лучшем случае восстановить лишь десяток переходов.
Мизерными эти цифры выглядят и на фоне тех контрактов, которые в 2011 году заключили вышеуказанные компании, покрыв новой разметкой практически весь город. Согласно данным сайта госзаказа, «Трест» выполнил работы по нанесению разметки на общую сумму в 70 млн рублей, «Лекс» – 83 млн рублей, «Марклайн» – 22 млн, «Конвера-Дор» – 59 млн. А в контрактах с этими подрядчиками четко указано: в случае невыполнения гарантийных обязательств ГУ «ДОДД» должно выставить компаниям предписания с указанием сроков выполнения работ. Если же данное требование исполнено не будет, то «подрядчик уплачивает в бюджет Петербурга неустойку в виде пени в размере 1% от общей стоимости контракта за каждый день просрочки».
Таким образом, если брать общую сумму контрактов с каждой компании, то за один день просрочки «Лекс» должен был заплатить 830 тысяч, «Марклайн» – 220, «Конвера-Дор» – 590 тысяч, «Трест» – 700 тысяч. Более того: даже если предположить, что «Тресту», «Лексу» и «Конвере», с которыми были заключены несколько договоров, претензии были выставлены только по одному, то суммы все равно получаются большие: «Трест» должен был бы платить 250 тысяч, 220 или 210, «Лекс» – 290, 280, 260, «Конвера» – 310 и 280. Подчеркнем: хотя срок гарантии по краске и термопластику различный, пени надлежит начислять исходя из общей суммы контракта, вне зависимости от того, какой именно вид разметки нужно восстановить.
Однако превышение вышеуказанных сумм получилось только у «Лекса». Остальные перечислили в бюджет меньшие деньги. При этом речь идет об одном дне просрочки. То есть теоретически эти деньги должны начисляться каждые сутки до тех пор, пока подрядчик не выйдет и не устранит нарушения.
Но и это еще не все. В контрактах указано, что уплата неустойки «не освобождает подрядчика от выполнения работ в натуре». Однако ГУ «ДОДД» не стало дожидаться, когда компании исполнят свои законные гарантийные обязательства, и 13 марта 2012 года объявило два крупных тендера по нанесению дорожной разметки в 2012 году – на 175 млн и 163 млн рублей. При этом выставление претензий продолжалось уже после объявления тендеров: так, как следует из материалов иска ГУ «ДОДД» к «Лексу», один из инспекционных выездов прошел 21 марта.
Кроме того, нужно отметить, что конкурсная документация, особенно на такие суммы, готовится не один день и не одну неделю. Таким образом, получается, что Дирекция, возможно, и не надеялась, что подрядчики исполнят свои гарантийные обязательства и предпочла просто заново переложить разметку – за счет бюджета. О том, что в адресную программу попали адреса, по которым были выданы предписания, свидетельствует следующий факт.
Как следует из материалов все того же арбитражного дела, в начале июля «Лекс» вышел на ряд объектов в Центральном районе, чтобы восстановить разметку. Однако обнаружил, что там уже работает другой подрядчик ГУ «ДОДД». Согласно данным сайта госзаказа, по состоянию на начало июля у Дирекции было только два действующих контракта, право исполнять которые было разыграно как раз весной: с вездесущей «Конверой Дор» (175 млн) и компанией «ДорСервис» (134 млн). А значит, «Лексу» на дорогах города повстречался кто-то из них. Кстати, работал в 2012 году и «Марклайн»: летом компания выиграла тендер на укладку разметки стоимостью 51 млн рублей.
«Фонтанка» отправила в ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» свои вопросы относительно данной ситуации, однако ответ так и не получен. Возможно, он прозвучит на пресс-конференции, которую руководство предприятия неожиданно решило собрать в четверг, 28 декабря.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»