Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 11 декабря 2012 12:19      323

Бронке включили "зеленый"

Завершение строительства первой очереди порта Бронка, наконец, получившего федеральное финансирование в 16 миллиардов рублей, ожидается к середине 2015 года. К 2025-му инвесторы готовы перетянуть в Ломоносов больше половины грузов, проходящих через Большой порт Петербург. О том, почему правительство РФ выделяет деньги на проект только сейчас, и какие структуры собираются инвестировать в него дополнительные средства, в интервью «Фонтанке» рассказал исполнительный директор компании «Феникс» Алексей Шуклецов.

Морской перегрузочный комплекс Бронка после пяти лет ожидания, наконец, получит больше 15,7 миллиарда рублей, обещанных федеральным бюджетом. На днях правительство РФ подтвердило, что выделит деньги на сооружение подходного канала для порта в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России» на 2010-2015 годы. О том, какие возможности это дает Бронке, «Фонтанке» рассказал исполнительный директор реализующей проект компании «Феникс» (входит в структуру ЗАО «Холдинговая компания «Форум» бизнесмена Дмитрия Михальченко) Алексей Шуклецов.

Почему Бронке пришлось ждать федеральных денег так долго?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить историю проекта. Он развивается с 2008 года при поддержке Минтранса и администрации Петербурга. В 2009 году мы получили положительное заключение экспертного совета министерства: он рекомендовал профинансировать часть затрат из федерального бюджета. (Государство обещало выделить 15,2 миллиарда рублей на дноуглубительные работы и устройство подходного канала к порту, инвестор – 43,7 миллиарда на создание береговой инфраструктуры. – Прим. «Фонтанки»). Однако из-за кризиса процесс был приостановлен. Позже Минтранс неоднократно просил правительство включить нас в целевую программу «Развитие транспортной системы России», но по разным причинам этого не происходило. В 2010-м необходимые деньги решено было перебросить на закупку техники для тушения лесных пожаров, в 2011-м – на развитие порта Сабетта, большого нефтегазового терминала на Ямале. Впрочем, тогда министерство пообещало, что проект железно получит государственную поддержку до 2013 года. И Минтранс сдержал слово.

Одновременно с включением Бронки в ФЦП чиновники отказались от финансирования возведения контейнерного хаба в Балтийске.

– По моему мнению, создание этого проекта сильно опережает свое время. Нет инвесторов, грузоотправителей, которые бы сражались за него. По имеющейся у нас информации, там нет даже разработанной проектной документации. Бронка в гораздо большей степени готова к запуску, чем порт в Балтийске.

Какие работы в Бронке уже завершены?

– На настоящий момент «Феникс» инвестировал в порт 6 миллиардов рублей. На эти деньги были построены 4 причальных основания для первой очереди проекта, еще два будут возведены этой зимой. Но серьезно продвигаться дальше мы пока не можем. Дело в том, что образование и развитие территории накрепко связано с проектом дноуглубления, на который и были недавно выделены федеральные деньги. 2 миллиона кубометров грунтов, вынутых из судоходного канала, должны лечь в тело причалов. И пока ФГУП «Росморпорт» – а именно он будет распорядителем государственных средств – нам эти грунты не отдаст, мы не может дальше строить. Ведь ливневую канализацию или инженерные сети нельзя укладывать в воду.

Когда Росморпорт приступит к своей части работ?

– Думаю, конкурс на проведение дноуглубления ФГУП объявит в начале следующего года. В таком случае, в мае, после того, как сойдет лед, выбранные подрядчики начнут работать. Дноуглубление, скорее всего, займет около 3 лет.

Значит ли это, что сдача в эксплуатацию первой очереди Бронки, намеченная на 2014 год, будет перенесена?

– К сожалению, вы правы. Изначально первую очередь порта, включающую дноуглубление до -11,2 метра, возведение контейнерного и накатного терминалов, мы планировали запустить в 2013 году. Но для этого Росморпорт должен был приступить к своей работе еще в 2011-м. Позже из-за задержек с федеральным финансированием сдача первой очереди была перенесена на 2014 год. Теперь же можно сказать, что ближайший срок ввода – конец 2015 – начало 2016-го. Если ФГУП проведет свою часть работ без задержек, то к 1 июля 2015 года мы окончим строительство береговой части терминала. Примерно месяц будет отведен на сдачу объекта в эксплуатацию. 1 сентября 2015-го мы будем готовы принимать суда. Но, повторюсь, здесь планы «Феникса» полностью упираются в темпы Росморпорта.

Каким будет финальный срок сдачи проекта?

– Вторую очередь достроим в 2017 – 2018 году. Хотелось бы быстрее, но мы не можем идти раньше паровоза. К 2025 году, по расчетам компании, проект выйдет на полную мощность, и результате работа с основными потоками грузов перейдет из исторической части Большого порта Санкт-Петербург в Бронку. Возможно, не все наши конкуренты согласны с такими прогнозами.

Какие преимущества может дать Бронка – и городу, и бизнесу?

– Прежде всего, мы вернем Петербургу ту часть грузов, которая сейчас уходит в порты сопредельных государств. Проблема современного Большого порта заключается в том, что он находится в плотном теле городской застройки и не может оказывать на своей территории дополнительные сервисы – такие, как в финских или эстонских хабах. Там контейнер, как правило, не просто проезжает транзитом, а с ним можно произвести ряд дополнительных операций, например, разделить на несколько товарных партий, перегрузить удобным для получателя способом в автотранспорт. Все эти услуги будут оказываться в Бронке.

У порта в Ломоносове, кроме того, будет сильный технологический задел. В 2025 году его реальная мощность составит 1,9 млн TEUs контейнерных грузов в год, при этом потенциально мы сможем принимать даже 2,5 миллиона TEUs. Это позволит избежать перегрузок в пиковые периоды, которые обычно приходятся на предновогоднее и предпасхальное время. А значит, избавить клиентов от дополнительных расходов за хранение, простои транспорта.

Еще один плюс для бизнеса – местоположение Бронки. Она находится у дамбы, у самого входа в порт. Это значит, что на одном судозаходе можно будет экономить до 6,5 часов времени, или 120 тысяч долларов в год при условии еженедельного захода в порт.

Тем временем, сроки инвестсоглашения с администрацией Петербурга о предоставлении участка под строительство Бронки заканчиваются в 2014 году.

– Компания будет обращаться к губернатору, чтобы продлить срок реализации проекта. Мы надеемся на его поддержку. Во многом благодаря настойчивости Георгия Полтавченко проект ММПК Бронка получил поддержку в правительстве РФ. 

В какой стадии находится строительство транспортных подходов к порту?

– Пока пользуемся временной дорогой, возведенной в рамках инвестсоглашения с городом. В 2013 году Росавтодор должен достроить развязку стоимостью 2 миллиарда рублей, которая соединит перегрузочный комплекс с КАД. В 2015 году, вероятно, начнутся работы по подключению порта к железнодорожной сети. Сейчас мы выверяем детали этого проекта с РЖД. Он предполагает удлинение путей, модернизацию всех станций на пути из Бронки в Шушары. Эти работы будут полностью осуществляться за счет «Феникса»: инвестиции оцениваются в 1,3 миллиарда рублей.

В рамках федеральной целевой программы Бронке выделили на полмиллиарда рублей больше, чем было обещано в 2008 году.

– Стоимость дноуглубления, действительно, была пересчитана с учетом коэффициента инфляции.

А насколько возрастут вложения «Феникса»?

– Пока наша часть проекта не претерпела кардинальных ценовых изменений. 43 миллиарда с лишним, скорее всего, останутся окончательной суммой. Она, конечно, может измениться за счет удорожания строительных материалов, но незначительно.

Логично было бы привлечь к проекту и других частных инвесторов.

– Я еще не готов открывать все карты, но работа в этом направлении идет. Мы ведем переговоры с представителями первой десятки контейнерных компаний мира. Предполагается, что они вложат деньги в перегрузочное оборудование, строительство временных зданий и сооружений. Это примерно 20% от всех частных затрат на проект (то есть около 9 миллиардов рублей. – Прим. ред.). Мы же оплатим оставшиеся 80% расходов, связанных с созданием основной береговой инфраструктуры.

Когда будут известны названия компаний, о которых идет речь?

– Зарубежные партнеры – люди прагматичные. Мы уже давно находимся в контакте с некоторыми из них. Но, когда приходишь что-то предметно обсуждать с потенциальным соинвестором, он говорит: «Мы все знаем о Бронке, проект хорошо известен на рынке. Но ты объясни, когда в порт придет первый пароход?». И ответы в сослагательном наклонении из серии: «Если бы Росморпорт вовремя начал работы, то мы бы смогли обрабатывать грузы уже через три года» - представителей практического бизнеса не устраивают. Поэтому со многими мы договорились так: дожидаемся постановления правительства и интенсифицируем контакты.

То есть переговоры уже активизировались?

– Не думаю, что мы много сможем сделать в этом направлении до конца года. Хотя и постарались по максимуму использовать участие в выставке «Транспортная неделя», которая прошла в Москве. Более серьезный разговор стартует в начале следующего года. Таким образом, к середине 2013-го мы будем иметь достаточно четкую картину и поймем, кто станет постоянным партнером Бронки.

Когда состоится привлечение банковских инвестиций? Ведь порядка 20 миллиардов рублей для строительства должны быть заемными.

– Думаю, здесь тоже реалистично говорить о следующем годе. Крупные российские и зарубежные банки уже выражали заинтересованность в проекте. Но, чтобы начать более четкий диалог, мы также ждали выделения федеральных средств. Включение в ФЦП стало настоящей зеленой ракетой для Бронки, новым стартом и государственной гарантией реализации наших идей.

Федор Тетерников, «Фонтанка.ру»