Петербург и Ленобласть начали переговоры о развитии своих приграничных территорий. На заседании Координационного совета представители исполнительной власти обоих регионов обсуждали, как им жить и развиваться, не ущемляя интересов друг друга Камнем преткновения между ними оказался мусор. Из-за бытовых отходов начался публичный спор между двумя друзьями - Сергеем Козыревым и Александром Дрозденко.
Первое заседание Координационного совета, на котором оба региона должны были обсудить "болевые точки" и договориться о механизмах взаимодействия, прошло в режиме «протокола о намерениях». И Санкт-Петербург, и Ленобласть согласились, что развивать транспортную инфраструктуру надо с учетом интересов обоих регионов. Правда, вице-губернатор Ленинградской области по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский обратился к исполнительной власти города с просьбой убрать большегрузы, паркующиеся в районе улицы Косыгина, около таможенного поста: «Даже если потребуется применить фискальные методы». «Они мешают транспорту из области, потому что образуется пробка вплоть до Индустриального проспекта и из Колтушей не выехать», - подчеркнул он. Никаких возражений от представителей Петербурга не последовало.
Международные скандалы Ленобласти не страшны
Первый острый вопрос подняла глава комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Юлия Киселева. Она сообщила, что нормы градостроительного планирования в приграничных областях Ленобласти должны соответствовать нормам, принятым в Петербурге — то есть, необходимо ввести высотные ограничения.
«Мы ограничиваем высоту застройки, а Ленобласть намеревается строить высотные здания. И есть опасность, что наш город рано или поздно окажется в кольце небоскребов», - отметила председатель КГА. И добавила, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко около полутора месяцев назад дал поручение рассмотреть этот вопрос.
Позднее Киселева рассказала журналистам, что город вовсе не покушается на право области строить небоскребы. «Речь идет о том, чтобы ограничить плотность застройки, иначе инфраструктура, которая у нас общая, просто не выдержит нагрузки, - объяснила она. - А поскольку застройщики повышают плотность очень простым способом — возводят высотки, то именно с излишними многоэтажками мы и хотим бороться». Ограничения, подчеркнула глава КГА, коснутся в первую очередь территорий интенсивного строительства — во Всеволожском и Выборгском районах. Причем здания до 40 метров можно будет строить без ограничений, а вот превышение этой нормы потребует обсуждений.
Вице-губернатор Ленобласти по строительству Георгий Богачев в ответ заявил, что не видит в инициативе Смольного никакого ущемления прав областных застройщиков. «Мы еще в мае утвердили нормы градостроительного проектирования, - пояснил он. - И по новым требованиям в приграничных районах жилые дома должны быть не выше 16 этажей, если они расположены в городе, и не выше 12-ти, если в поселке». «Но все девелоперы обязательно пытаются построить 27-этажки, - посетовал он. - Хотя, по-моему, выше девятого этажа жить для человека неестественно».
Богачев сообщил, что сейчас в приграничных районах реализуется несколько девелоперских проектов, в которых запланировано строительство 27-этажных жилых домов. В частности, такие разработки пытаются согласовать компании «Унисто-Петросталь», «ЦДС» и некоторые другие. «Сейчас по всем этим проектам идет работа, пытаемся привести их к нормативам», - добавил он, но точное количество объектов, которые необходимо сделать ниже, не назвал.
Стоит заметить, что попытка Ленобласти привести застройщиков к утвержденной для них норме уже спровоцировала международный скандал. В ноябре на имя губернатора региона Александра Дрозденко поступили обращения от консульств Швеции и Финляндии, а также от Ассоциации европейского бизнеса. Там выражалось недоумение, почему власти внезапно меняют правила игры для предпринимателей, ведущих свой бизнес честно и правильно – требование уменьшить количество возводимой жилой недвижимости было предъявлено компании NCC, строящей дома в поселке Мурино. Но на заседании Координационного совета об этом эпизоде предпочли не вспоминать.
Как Сергей Анатольевич с Александром Юрьевичем поссорился
Благостное обсуждение координации действий двух регионов нарушилось, когда речь зашла о твердых бытовых отходах. Юрий Пахомовский сообщил, что полигон на Волхонском шоссе, на который и свозятся почти все твердые бытовые отходы Петербурга, больше работать не может.
«Я знаю, что туда продолжают вывозить мусор, но эту практику надо прекращать как можно быстрее», - заявил он. И пояснил: «Об этом вчера в рамках транспортной недели даже говорили в Москве. Выступали представители Пулково — для аэродрома планируется сделать новые взлетно-посадочные полосы, а они не совместимы с полигоном ТБО».
По словам Пахомовского, сейчас область производит около 1 миллиона 200 тысяч твердых бытовых отходов, около 500 тысяч тонн коммерческих отходов и такой же объем строительных в год. Из этого утилизируется около 700 тысяч тонн. О мусоропереработке речи не идет, весь объем отходов вывозится на полигоны, которых в области 19 штук, причем 5 из них (в Бокситогорском, Кингисеппском, Сланцевском, Волховском и Приозерском районах) — полностью инженерно подготовлены и соответствуют всем современным нормативам.
Ленобласть, сообщил Пахомовский, планирует строить и новые полигоны, причем не дальше 100 км от города. «Мы прекрасно понимаем, что на большие расстояния никто отходы не повезет, а вывалит в ближайшую канаву», - отметил он. Места для создания новых мест утилизации пока не определены — в конце ноября в Зеленогорске состоялось совещание представителей аппарата Ленобласти и комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, на котором стороны договорились о разработке совместной программы по обращению с отходами.
Фактически Пахомовский процитировал губернатора области Александра Дрозденко, который 4 декабря на встрече с блогерами ресурса 47news.ru заявил: «Лучше не отдавать территории под строительство полигонов Петербургу, а создать другую схему: построить полигон для нужд Петербурга. Мы как хозяева будем отвечать за эксплуатацию, а они будут платить деньги. Я готов кровью подписаться на 100%, что схема сработает». Эту идею собираются реализовывать за счет инвесторов и за счет платы за вывоз мусора, который будет платить город.
Мысль очень понравилась областным блогерам, но, прозвучав на заседании Совета, совершенно не вдохновила вице-губернатора Петербурга Сергея Козырева. «Хотите — стройте, если у вас есть 10 миллиардов рублей на полигон. Мы вот в Левашово строим завод, успеете до этого момента достроить — пожалуйста», - с надрывом предложил он, вступив в заочный спор со своим давним другом Александром Дрозденко.
По мнению вице-губернатора Козырева, дело далеко не в том, на какой территории будет построен завод, а в том, кто будет контролировать мусорный бизнес: «На легальный полигон отвезти отходы стоит 300 рублей, на мусороперерабатывающий завод — 1300 за тонну. А вот на Лепсарку (незаконную свалку в Тосненском районе. - Прим. ред.) — 200 рублей, конечно, все везут на Лепсарку. У нас любой автомобилист может везти мусор: заплатит штраф 5 тысяч рублей, а за ночь заработает 50 тысяч рублей».
К тому же, заявил Козырев, те полигоны, которые собирается строить Петербург на территории Ленобласти, являются высокотехнологичными, поэтому бояться экологических проблем, которые они могут вызвать, бессмысленно. Слова о том, что областные власти не смогут потянуть такие проекты, не прозвучали, но отчетливо повисли в воздухе.
Этот пассаж относился к еще одному заявлению Александра Дрозденко — по поводу скандального полигона в Никольском, сделанному все на той же встрече с блогерами. «Он - как конфетка с яркой обёрткой. Открываешь, а там гэ внутри», - охарактеризовал губернатор Ленобласти планы города по строительству «современного высокотехнологичного полигона» в непосредственной близости от населенного пункта. Напомним, сейчас проект по его созданию (который вызвал протесты местных жителей вплоть до обращений к президенту России) приостановлен.
«Правительство области задало комитету по благоустройству Петербурга ряд вопросов, на который еще не даны ответы. Для начала мы попросили навести порядок с полигоном в Красном Бору», - заявил на заседании совета Пахомовский. В ответ он услышал, что полигон ТБО, расположенный в Красном Бору, рядом с полигоном токсичных отходов, будет приведен в порядок в ближайшее время.
В заключительном выступлении Козырев заявил, что сегодня до свалок не доходят 9 миллионов тонн мусора, который образуется в городе и 1,5 миллиона тонн областного мусора. «Все это раскидывается по нашим лесам, вдоль наших дорог, мы этим дышим! - воскликнул он. - Вы вдумайтесь — 10,5 миллионов тонн просто разбрасывается по окружающей среде. Если взять Крестовский остров и завалить его мусором на высоту полтора метра, то именно столько и составят эти 10 тонн. Хотите сказать, что это не беспокоит жителей? Строительство заводов беспокоит, а целый остров мусора в лесах не беспокоит?» - возмутился вице-губернатор Петербурга.
Совещание закрылось под продолжающуюся пикировку представителей города и области на тему Красного Бора. Проблема «кому перерабатывать городские отходы» так и осталась не разрешенной. Будем работать дальше, - говорили обе стороны заседания.