Судья Виталий Барковский изготовил мотивировочную часть решения, из которого стороны могут теперь узнать, чем руководствовался суд, отказывая активистам в предъявленном Мадонне иске на 333 миллиона рублей. Ответчики и заявители получили в канцелярии Московского районного суда документ на руки и теперь думают над целесообразностью обжалования. «Фонтанка» изучила решение и предлагает читателям ознакомиться с наиболее яркими его фрагментами.
Если кто-то из постоянных читателей «Фонтанки» уже не помнит, то с требованием взыскать с Луизы Вероники Чикконе (в миру певицы Мадонны) компенсацию за нравственные страдания в Московский районный суд обратились 9 представителей «Профсоюза граждан России». Активистов возмутил состоявшийся 9 августа в Петербурге концерт поп-дивы. Соответчиками выступали и организаторы шоу - СКК «Петербургский» и ЗАО «Планета плюс».
Заявители посчитали, что на территории Северной столицы певица позволила себе нарушить закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. На концерте были дети. Они, как сказали истцы, видели фотографию целующихся мужчин и прослушали речь, в которой исполнительница положительно охарактеризовала само явление сексуального меньшинства. Также, в чем уверены активисты, организаторы мероприятия не предупредили зрителей о смысле раздаваемых на входе розовых браслетов.
Все это в совокупности, по словам истицы Дарьи Дедовой (пресс-секретаря «Профсоюза граждан России»), является популяризацией гомосексуализма, что сказывается на воспроизводстве населения. Истцы испытали «сильное чувство отчаяния от невозможности предотвратить антиобщественную выходку певицы Мадонны». Хоть и сделали, по их мнению, все возможное, чтобы выступление отменили. В частности, устроили серию одиночных пикетов на Невском проспекте перед 9 августа.
Однако у рассматривавшего дело Виталия Барковского сложилось несколько иное впечатление от действий озабоченных (демографической ситуацией в стране, разумеется — прим. ред.) граждан. По мнению судьи, сам по себе является основанием для отказа в иске тот факт, что заявители «готовили исковой материал заранее, до возникновения самого повода для обращения в суд». То есть истец Ковалев вел видеосъемку концерта, а его соратники изучали в Интернете сайты, где содержалась информация о предстоящем перформансе.
Дело в том, что ст. 10 Гражданского кодекса не разрешает гражданам или юридическим лицам предпринимать какие бы то ни было сознательные действия, которые имеют цель причинить вред другому лицу. Таким образом, как следует из решения, истцы «действовали неразумно и недобросовестно исключительно с целью причинить вред себе для последующего злоупотребления правом с целью причинения вреда другому лицу – ответчикам по делу в виде получения от них материальной компенсации за причиненный вред».
Также судья Барковский посчитал недоказанным довод заявителей о том, что Мадонна якобы нарушила петербургский закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Факт нарушения должен был быть зафиксирован в виде административного протокола, а истцам необходимо было предъявить в районном суде копию решения мирового участка. Члены «Профсоюза граждан России» этого сделать не могли физически, так как такого документа не существует в природе. А значит, Луиза Вероника Чикконе статьи петербургского КоАП не нарушала.
Также в решении судьи Барковского указано, что истцы не смогли доказать, что концерт мировой звезды нанес вред институту семьи в частности и российскому социальному порядку в целом. Довод одного из них, который заявил, что его сын при просмотре такого шоу может «мотивироваться идеями приоритета и равноценности однополых сексуальных отношений», суд посчитал надуманными. А тот факт, что на концерте будут раздавать розовые браслеты в поддержку сексуальных меньшинств, как указал суд, был анонсирован заранее, что «определяло круг возможных потребителей данной развлекательной услуги».
Судья в тексте решения даже упрекнул истцов в том, что они намеренно не озвучили во время процесса ту часть анонса со страницы Facebook певицы, где она говорит, что розовые браслеты будут выдавать лишь желающим поддержать ЛГБТ-сообщество. Барковский согласился с заявителями, что демонстрация на концерте изображения двух целующихся мужчин «разной расовой принадлежности, на предплечье одного из которых имелась татуировка в виде якоря» является инсталляцией гомосексуальной пары. Однако картинка сама по себе не может причинить никакого вреда.
«Иными словами при потреблении творческого продукта с героями типа Шерлока Холмса наличие у героя курительной трубки следует воспринимать как часть образа, а не расценивать как пропаганду курения табака», - написал судья.
Проанализировал суд также и знаменитую речь Мадонны и пришел к выводу, что обращение певицы содержит призыв к терпимому отношению ко всем, кого считают отличающимся от других по половому, расовому и религиозному признаку. «Это призыв жить своей жизнью в любви и относиться без страха к людям с такими отличиями, исходя из принципа свободы личности и равенства прав всех живущих людей под общей идеей: «Возлюби ближнего своего как самого себя», что и было процитировано артисткой», - указал Барковский.
Резюмируя вышеизложенное, суд отметил, что в ходе процесса истцы оценивали гомосексуализм как негативное явление, цитировали Библию, ссылались на недавнее уголовное преследование за гомосексуализм. По мнению суда, в основе таких высказываний лежит личная нетерпимость к подобного рода людям, а защиту своих прав они усматривают в ущемлении прав других, а вот это уже противоречит принципу равенства.
Суд обязал заявителей Алексея Колоткина, Ирину Гизатулину, Антона Коломицына, Дарью Дедову, Виталия Орловского, Олега Бойкова, Марьяну Яковлеву, Илью Ковалева, Адиза Мирзалиева оплатить судебные издержки ответчикам: ЗАО «Планета плюс» 22 тысячи 222 рубля 22 копейки, ЗАО «Музыкальная индустрия» (выбыли из процесса на стадии предварительных слушаний) 16 тысяч 666 рублей, а СКК «Петербургский» 22 тысячи рублей 22 копейки. Оба закрытых акционерных общества входят в структуру PMI.
Однако активисты «Профсоюза граждан России» не намерены сдаваться и планируют подавать апелляцию в городской суд. По словам Дарьи Дедовой, пресс-секретаря организации, сделать они это обязаны до 30 декабря. «Только вчера мы получили из суда мотивировочное решение, - сказала она. – Наши юристы его изучают. Когда конкретно подадим апелляцию, сейчас сказать не могу». Тем не менее, времени у активистов не так уж и много — 30 дней со дня принятия решения в окончательном виде. Таким образом, апелляция должна быть зарегистрирована в канцелярии городского суда не позднее 3 января 2013 года.
Денис Аксенов,
«Фонтанка.ру»