Филологический факультет СПбГУ объявил о резком сокращении бесплатного приема в бакалавриат за счет бюджета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение добровольно отказывается от государственных бюджетных средств для оплаты образования студентов. Никто в Петербурге не станет студентом отделений классической филологии, математической лингвистики, библеистики и балканских языков.
Вдвое меньше абитуриентов поступит на отделение русского языка и литературы, новогреческой филологии и византинистики, балтистики. Решение университетского начальства гуманитарная общественность встретила в штыки. С Васильевского острова – историк Лев Лурье.
Последствия.
Университетские планы стали ответом на реформу вузов, объявленную новым министром Дмитрием Ливановым. В Петербурге решили для начала поэкспериментировать на филологическом факультете. Заметнейшее в городе заведение: делит с восточным факультетом дворец Петра II на Университетской набережной, рядом с «Двенадцатью коллегиями». Там учились Александр Блок, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Сергей Довлатов, Татьяна Толстая, глава президентской администрации Сергей Иванов и председатель «Роснефти» Игорь Сечин.
О предстоящих изменениях рассказала в интервью «Росбалту» президент университета (она же – декан филологического факультета) Людмила Вербицкая: «По некоторым направлениям прием будет производиться не ежегодно, а с интервалом в 2-3 года. Таких в следующем году будет 8 из 60. И это будут те программы, интерес абитуриентов к которым за последние годы был явно ниже среднего уровня по университету». Но, как пишут в своем коллективном письме петербургские гуманитарии: «Не стоит думать, что сокращен набор на непопулярные отделения: все они в 2012 г. выполнили план приема, (конкурс на языкознании и математической лингвистике – один из самых высоких); число бюджетных мест там и без того минимально – от 5 до 10 человек. Многие из сокращаемых кафедр очень активны с научной точки зрения, особенно на фоне всего факультета, где другие отделения, прямо скажем, пассивны. Сокращают кафедры, аналоги которых существуют, по большей части, только в московских вузах – МГУ и РГГУ».
Качество отдельных кафедр филфака - разное. Так получилось, что на математическую лингвистику, общее языкознание, кафедру классической филологии случайные абитуриенты поступить не стремились. Зато именно здесь собрались лучшие, самые мотивированные студенты и преподаватели. На филфаке множество девиц, которые пришли сюда как на языковые курсы, за которые их родители готовы платить. Экзотические языки не нужны в «Харродсе» и на курортах Ниццы.
Для сокращения безошибочно выбраны как раз те отрасли знания, в которых отечественная филология имеет сейчас наибольший международный вес и признанные мировым научным сообществом достижения. Прежде всего – речь о русской словесности.
5 ноября Владимир Путин встретился с Натальей Солженицыной и пообещал ей обсудить с Минобразования вопрос увеличения количества часов преподавания литературы в школе.
Филфак ответил так. В 2013 году в бакалавриат планируется принять 125 человек против 225, набранных в 2012 году. На филфаке давно уже нет ни вечерников, ни заочников. Теперь на 100 человек уменьшат и количество студентов дневного отделения. При этом программа для русистов уже значительно сокращена: здесь нет предметов, которые преподавали еще лет 10 назад (второй славянский язык, древнегреческий, второй новый). Из иностранных языков остается только английский. Куда поступать тем, у кого иностранным в школе были французский или немецкий? Непонятно, кто будет замещать места редакторов в издательствах, издавать академические собрания сочинений, учить учителей?
На бакалавриат Самаркандского университета в этом году зачислены 100 студентов-русистов, в университет Гамбурга – 50. Загребский университет ежегодно принимает на русское отделение 40 человек.
В СПбГУ же, видимо, полагают, что количество желающих занять платные места по цене 239 080 рублей за год возрастет пропорционально снижению числа мест бюджетных.
Уже в 2012 году за эту цену университет был готов выучить французскому языку и литературе 8 человек, а государство просил оплатить лишь 5 бюджетных мест. Обучать теории перевода и межъязыковой коммуникации в области английского языка за счет государства СПбГУ решил только 15 человек, зато для платежеспособных господ выделялось 25 мест; да и минимально приемлемые проходные баллы для последних университет закладывал значительно ниже, чем для остальных – 40 против 60 для всей лингвистики и филологии.
Кроме того, в 2013 году бакалавров вообще не будут принимать на кафедры библеистики, классической филологии, математической лингвистики. Девочки год перетопчатся, мальчики еще год послужат в армии, значит поступят – через три.
Классические языки по настоящему преподают вообще только в трех ВУЗАх страны – МГУ, РГГУ и СПБГУ. У нас преподавание латыни и греческого началось с основания университета и не прерывалось в годы блокады. Именно в Петербурге в 1989 году была основана первая и единственная в стране государственная бесплатная классическая гимназия. Выходит журнал «Гиперборей». Античный отдел Эрмитажа, русская византинистика, без которой невозможно изучение православия и древнерусской литературы, не получат необходимых кадров. Не забудем, что преподаватели латыни нужны во всех медицинских и биологических вузах страны. А греческого – в семинариях и Духовных академиях.
Целью реформы объявлена модернизация российского высшего образования. Напомню, что именно выпускники еще двух сокращаемых кафедр - общего языкознания и математической лингвистики пользуются наибольшим спросом в мировых компьютерных центрах. Лингвисты нужны для разработки «софта», который имеет отношение к обработке языковой информации —перевод, анализ и синтез речи, поисковые технологии («Яндекс» и проч.), любая семантическая обработка информации. Именно эти отделения филфака отвечают всем требованиями, которые предъявляются к мировым университетским рейтингам: наибольшее число заграничных ученых степеней и публикаций, участие в международных научных конференциях.
Для многих других филфаковцев основная часть занятости в университете сводится к работе на износ в качестве преподавателя иностранного языка.
Сокращение бюджетного приема завершает «поражение в правах» фундаментального филологического образования в городе и стране, убивая самую его основу. Заплатившие без малого миллион за 4 года бакалавриата вряд ли останутся работать в университете в условиях официально скромной заработной платы, надбавок, выписываемых по усмотрению начальства, и от него же зависящего доступа к дополнительным заработкам. Очевидно, что филологическому образованию в стране и городе наносится сильнейший удар.
Парни всей земли.
Затея петербургского начальства встретила единодушный отпор мировой академической общественности. Не какие-то «неформалы» - мощные научные центры. Отдельное письмо пришло с филфака МГУ. Протестуют Пушкинский дом, слависты РГГУ, студенты-слависты СПБГУ, славянская кафедра Тартуского университета, коллектив 610 Санкт-Петербургской классической гимназии. Под коллективным письмом протеста (к нему присоединилось за неделю более 8300 человек) стоят подписи 80 сотрудников самого филфака СПБГУ, включая четырех заведующих кафедрами и отделениями.
Среди подписавших письмо: - кафедры классической филологии в македонском Скопье и немецком Трире; «Немецкая ассоциация исследователей античности»; Европейская ассоциация преподавателей древних языков "Euroclassica"; президент Американской филологической ассоциации; директор Института языкознания, член-корр. РАН В. М. Алпатов; крупнейший лингвист академик Николай Казанский, знаменитый исследователь античной философии и поэзии Дэвид Констан; многолетний глава библиотеки парижской École Normale Supérieure Пьер Птиманжан.
Разность филологических позиций и школ при всеобщем единодушии – поразительная. Член-корреспондент РАН Николай Скатов - специалист по Николаю Некрасову, вполне процветавший в СССР филолог, эмигранты Александр Жолтковский и Александр Осповат. Это все равно как коллективное письмо подписанное Владимиром Сорокиным и Василием Беловым, Александром Прохановым и Дмитрием Быковым. Реформу не поддержал никто из сколько-нибудь компетентных специалистов.
Зачем?
Думаю, что причин бессмысленных реформ на филфаке несколько. В этом году СПБГУ покинул четвертую сотню Шанхайского рейтинга и переместился в пятую (МГУ пока держится на 80 позиции в первой сотне). В рейтинг Times Higher Education 400 наш университет не попал (МГУ остался в группе 201-225). В рейтинге QS СПбГУ переместился с 239 позиции в 2007 г. на 253 в 2012 г., а искусства и гуманитарные науки – с 172 места на 240. МГУ же не просто опередил петербуржцев: c 231 места в 2007 г. к 2012 он поднялся на 116, причем в области искусств и гуманитарных наук – с 206 на 110.
Развитие обучения современным языкам в МГУ QS ставит на 101-150 место в мире, а в СПбГУ – даже не включает в рейтинг. На этом фоне – рискованные эксперименты с филфаком кажутся особенно неуместными. Но надо любой ценой обозначить реформы, и декан Вербицкая с проректором Богдановым готовы к любым изменениям.
«Важно обеспечить повышение квалификации научно-педагогических сотрудников факультета в части приобретения компетенций, необходимых для работы с современными обучающими технологиями на основе платформ SAKAI и Blackboard», объясняет Сергей Богданов. SAKAI – это нечто вроде Фейсбука для отдельного университета. Blackboard. отличается от SAKAI примерно как Фейсбук от ВКонтакте. Изучить обе системы может способный десятиклассник часа за два.
Проректор Сергей Богданов, отвечающий за филфак, утверждает: год отдыха пойдет преподавателям на пользу. Вместо аудиторных занятий они сосредоточатся на науке, напишут ценные методички по своим предметам. Проветрятся аудитории. Правда, ассистент, получающий в среднем 10 тысяч рублей в месяц, и ординарный профессор с зарплатой в 30000 лучше займутся параллельной работой: иначе им не выжить. Будет сэкономлена куча бюджетных денег, которыми с удовольствием воспользуются вузы другой столицы для расширения бюджетного приема на уникальные направления. О том, как именно будет распределяться «продолжающий возрастать фонд заработной платы» - тактично умалчивается
С последнего времени университет учит всем видам искусства – клавесину, дизайну, актерскому ремеслу, вокалу, живописи, графике. Открыли даже отдельный факультет стоматологии. Среди деканов – Валерий Гергиев, Алексей Кудрин, Михаил Пиотровский, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, скоро будет председатель правления ВТБ Виталий Костин. То есть с PR вроде бы все отлично. Остается ожидать, что весь это блеск повлияет на реальный уровень университета.
PS: Как стало известно "Фонтанке" вечером 27 ноября, ректор Петербургского государственного университета Николай Кропачев провел рабочее совещание с заведующими кафедрами филологического факультета. Цель совещания, обозначенная ректором университета, - обсуждение предложений факультета по контрольным цифрам приема на первый курс в 2013 году. Николай Кропачев не поддержал предложения. «Таким образом, коллеги, приведенные вами аргументы меня не убедили, и сокращать бюджетные места я не буду. Я не разделяю вашу позицию и не буду поддерживать ваше предложение. Цифры, которые мы с вами обсуждаем, убеждают меня в обратном. Мы с вами, коллеги-филологи, можем и должны повышать качество нашей работы без сокращения приема», - подчеркнул он.
Лев Лурье