Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 20 октября 2012 23:47      318

Дело киосков - табак

Антитабачный законопроект, одобренный накануне правительством, оставит малый бизнес без 4,5 млрд долларов выручки в год. Такие цифры приводят предприниматели. Также рынок ждет исчезновение киосков и небольших магазинов и, как следствие, растущие цены.

Антитабачный законопроект, одобренный 18 октября российским правительством, ударит не только по карману курильщиков, но и по бюджету малых предприятий. Через 1,5 года после того, как инициатива Минздрава, поддержанная Дмитрием Медведевым, вступит в силу, сигареты нельзя будет продавать «в стационарных торговых объектах, имеющих площадь менее 50 квадратных метров». То есть в киосках, павильонах и многих магазинах шаговой доступности. По оценкам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, сейчас именно на эти объекты приходится около половины объема рынка табачных изделий в России, составившего в прошлом году около 9 миллиардов долларов.

Прощай, ларек

По прогнозам, 32 – 36 тысяч мелких предприятий города на Неве напрямую пострадают от антитабачного закона. Такую цифру в разговоре с «Фонтанкой» озвучил председатель совета петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. «Это не только мелкие магазины, но и небольшие точки общепита, где зачастую также продают и сигареты», – полагает он. Как отметил эксперт, хотя табак дает предприятиям не больше 10 – 12% выручки, однако само наличие этого товара в ассортименте стимулирует до одной трети продаж: «В ритме современного мегаполиса человеку удобнее приобрести в одном месте и сигареты, и пиво, и колбасу, и хлеб, чем ходить по нескольким местам за покупками».

Эксперты называют разные цифры: так, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Союз малых предприятий Петербурга» Владимир Меньшиков уточняет, что пострадать могут «более 10», но меньше 30 тысяч городских предприятий. Максим Клягин отмечает, что «табачная» часть выручки объектов мелкорозничной торговли выше 10 - 12% и может доходить до 30 - 40%. Так или иначе, аналитики сходятся во мнении: уже спустя несколько месяцев после вступления в силу закона начнет меняться городской торговый ландшафт. Сначала исчезнут ларьки, специализирующиеся на продаже табака. Затем начнут уходить в небытие киоски и магазины шаговой доступности.

Тысячи безработных

Учитывая, что в одном малом предприятии торговли заняты, как правило, около пяти сотрудников, уже через полгода после того, как Госдума одобрит антитабачные инициативы, без работы могут остаться десятки тысяч человек, подсчитал Алексей Третьяков. Он не исключает, что такая ситуация спровоцирует социальный протест. С Третьяковым, что случается редко, согласна руководитель прогубернаторского общественного совета по развитию малого предпринимательства Елена Церетели. Разговаривая с «Фонтанкой», она подчеркнула: «Если решение по ограничению алкоголя было принято предпринимателями с пониманием, то запрет на продажу табачной продукции вызовет много негатива. И он вполне обоснован: нельзя одновременно упразднять реализацию двух таких позиций».

По мнению генерального директора ассоциации «Табакпром» Вадима Желнина, киоскам, торгующим табаком, нужна, как минимум, двухлетняя отсрочка, чтобы переквалифицировать свои точки – распродать уже имеющиеся запасы и найти новых поставщиков. В ином случае предпринимателей ждет разорение. «В кулуарах табачного рынка сейчас говорят, что закон на самом деле направлен против нелегальных мигрантов, которые работают в мелких киосках. Однако по опыту Москвы и Петербурга я вижу, что основная доля прибывающих рабочих – все-таки дворники и строители», – отмечает Желнин.

Сеть

Впрочем, разорение грозит далеко не всем: возможно, что часть предпринимателей начнут из-под полы торговать контрафактом. Благодаря этому, как считают опрошенные «Фонтанкой» эксперты, наметится «резкий рост доходов контролирующих органов».

А что же покупатели? Они отправятся в крупные сетевые магазины, которые, пользуясь ослабевшей конкуренцией со стороны малого бизнеса, повысят цены. «Это, в свою очередь, подстегнет туристический поток в Финляндию, – считает Алексей Третьяков. – Там вы, по крайней мере, уверены, что покупаете качественные продукты». Большинство из представителей петербургского малого бизнеса, кстати, уверены, что антитабачный законопроект стали рассматривать именно благодаря влиянию «сетевого лобби».

«Старая схема: торговые сети, находясь в сговоре с правительством, продвигают нужные для себя решения», - отметил руководитель межрегионального профсоюза работников малого и среднего бизнеса «Наше право» Игорь Коренков.

Партнер компании Retail Training Group Елена Комкова, однако, это отрицает: «Для сетевой розницы та выручка, которая планируется от продажи сигарет, – это капля в море, так как зарабатывают они на другом». Близко знакомый с инициативой правительства депутат Госдумы Антон Беляков также утверждает, что никакого сговора крупных ретейлеров и борцов с курением не было. «То, что будут прикрыты мелкие киоски, имеет свои основания, – сказал он «Фонтанке». – Я не раз проводил рейды по ларькам и убедился: контроль по продаже табака несовершеннолетним в них не работает. Там маленькое окошко, через которое можно передать все, что угодно, а витрина за стеклом заставлена пачками и банками. В больших магазинах таких нарушений почти нет: там имеются видеокамеры и большое количество свидетелей». Беляков, кстати, успокоил: пока неизвестно, когда закон сможет пройти через Госдуму, и произойдет ли это до Нового года. «Депутаты могут предложить многочисленные поправки», – сказал он. Партнер центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти в Петербурге Игорь Сопов уточнил: инициатива может быть одобрена парламентариями до конца весенней сессии 2013 года.

Софья Вертипорох, Евгения Рябова, «Фонтанка.ру»