У «Ленфильма» - новый председатель совета директоров и новый директор предприятия. Петербургские киношники, уставшие от тянувшейся уже много лет неопределенности, вздохнули с облегчением. Хотя особенно радужных надежд никто из них не испытывает, но все твердо сходятся в одном — хуже уже не будет. Правда, каким образом терпящую крушение киностудию будут спасать, несмотря на принятую Минкультом концепцию, пока окончательно неясно.
Коллективу «Ленфильма» 15 октября представили нового директора — им стал Эдуард Пичугин, автор победившей на слушаниях в Минкульте концепции возрождения предприятия, создатель сети "Кронверк Синема". Однако прежний глава киностудии, Владимир Шайдаков, никуда не исчезнет. «Поскольку господин Пичугин занят собственными проектами в Москве, то он не очень часто будет появляться в Петербурге, - пояснили «Фонтанке» в дирекции «Ленфильма». - И координатором работ на время его отсутствия будет Шайдаков».
Председателем совета директоров «Ленфильма» утвержден режиссер Федор Бондарчук. И это назначение, хотя и вполне ожидаемое, вызвало в коллективе легкую смуту. «Непонятно, зачем московскому режиссеру нужна петербургская киностудия, да еще находящаяся в таком сложном положении, - рассуждают в кулуарах. - Возможно, он, как «золотой мальчик», решил, что сможет в два счета справиться с нашей запутанной ситуацией».
Те, к кому корреспондент «Фонтанки» обратился с вопросами официально, оценивали расстановку сил иначе. «Это правильное решение, - заявил вошедший в новый совет директоров студии режиссер Алексей Герман-младший. - «Ленфильму» с его запутанным клубком нужны сторонние управленцы, особенно если учесть, что киностудия находится в фокусе общественного внимания». «Мне кажется, что и для Пичугина, и для Бондарчука это шанс доказать, что они могут создать киностудию», - считает он.
Считает оптимальным принятое решение и экс-глава комитета по культуре режиссер Дмитрий Месхиев, человек "Ленфильму" не чужой и всегда имевший свое мнение по поводу пути развития студии. «Я расцениваю новые назначения очень позитивно, - прокомментировал он ситуацию. - «Ленфильм» — та корова, от которой каждый отрезал себе по куску мяса, и совершенно непонятно, как она до сих пор вообще еще жива. Поэтому приход на студию современных, знающих, чего они хотят, кинематографистов, - это очень хорошо». «Впрочем, я не уверен, что все закончится мягко», - предостерегающе добавил он.
Как уже писала «Фонтанка», развивавшийся на протяжении последних трех лет конфликт на тему «как спасать «Ленфильм» вылился к финалу в противостояние трех концепций развития студии: той, которую предложили в АФК «Система», а также совета директоров киностудии (условно названная «концепцией Пичугина) и Общественного совета («концепция режиссера Андрея Сигле»). Все варианты должны были обсуждаться 11 сентября в Министерстве культуры.
Но 8 сентября АФК «Система» отказалась от намерений развивать «Ленфильм». Представитель этой структуры, Андрей Теребенин, передал министру культуры России Владимиру Мединскому официальное письмо, в котором говорилось, что «намерения ОАО АФК «Система» превратно истолковываются видными деятелями отечественной кинематографии». И поскольку «корпорация совершенно беспричинно несет репутационные издержки на каждом повороте истории с киностудией «Ленфильм», руководство ОАО АФК «Система» «приняло решение отказаться от участия в проекте ГЧП «Объединенная киностудия «Ленфильм», - говорилось в этом документе. Концепций осталось две.
Во время публичного обсуждения двух оставшихся концепций представители правительства и эксперты поддержали вариант развития киностудии, предложенный Пичугиным. К ним присоединились и ленфильмовцы, в том числе и члены общественного совета «Ленфильма». Автор отвергнутой концепции - продюсер и композитор Андрей Сигле предпочел пожертвовать частью ради целого и заявил, что добился «самого главного» - здания киностудии на Каменноостровском не будут проданы.
Отнесся Сигле спокойно и к новым назначениям на «Ленфильме». «Ничего неожиданного не произошло, - ответил он корреспонденту «Фонтанки». - Все происходящее вполне ожидаемо. Но я не понимал во время обсуждения концепций и не понимаю по-прежнему: те, кто намеревается спасать студию, рассчитывают на привлечение огромных кредитов, а подо что они намерены их брать, кто выделит деньги? Ответа на эти вопросы я так и не услышал».
Напомним, по концепции Пичугина, для спасения «Ленфильма» необходимо полтора миллиарда рублей. Из этих денег только 300 миллионов нужны «живыми деньгами», остальные средства планируется привлечь с помощью товарных кредитов, лизинговых и прочих бизнес-схем. За названные деньги авторы концепции намерены реконструировать старые здания на Каменноостровском, построить новые объекты – вплоть до бассейна для подводных съёмок. Хотят они обустроить собственный «инкубатор талантов» – с помощью сети филиалов собирать талантливую молодёжь со всей страны и предоставлять ей льготные условия для съёмок в Петербурге. Если план будет воплощен в жизнь, то уже к 2020 году киностудия сможет получать доход от кинопроизводства и проката (15 картин и 4 сериала в год) и от собственного продюсерского центра, что позволит ей рассчитаться по кредитам.
Отдельной статьёй должен был стать доход в 120 миллионов рублей ежегодно от так называемой «Золотой коллекции» – знаменитых ленфильмовских картин, которые находятся в собственности «Госфильмофонда». В концепции Пичугина предусмотрено постановление правительства страны, которое обязало бы отчислять «Ленфильму» 80% дохода от использования «Золотой коллекции». По данным «Фонтанки», коллекцию планируется передать «Ленфильму», но не в ближайшее время, а только через полтора года. А значит, и доход эти картины смогут приносит приблизительно года через два, и на эти средства студии рассчитывать пока не приходится.
«Но если люди намерены работать и воссоздавать студию, то, разумеется, мы не будем им мешать, - утверждает Сигле. - А наоборот, сами поможем всеми силами. Просто есть ряд вопросов, на которые хотелось бы получить ответы».
Нынешние сторонники концепции Пичугина, до 11 сентября поддерживавшие Сигле, восприняли перемены с умеренным оптимизмом. «Мне кажется важным то, что большие государственные деньги на реконструкцию студии будут распределяться не художниками, а управленцами, - заметил Алексей Герман-младший. - Недостаточно сохранять здания «Ленфильма», инфраструктура без людей мертва. Важно сохранить студию как некую культурную точку, а для этого должен быть какой-то более сложный комплекс мер, чем создание очередной, сто двадцать шестой по счету, киношколы в России».
«Я не вижу ни подводных камней в концепции Пичугина, ни намерений сделать студии хуже, - пояснил свою точку зрения режиссер. - А насчет оптимизма и уверенности в будущем... мы живем в России, поэтому... сами понимаете».
Справка:
Новый директор ОАО «Киностудия «Ленфильм» Эдуард Пичугин в 2008 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым и режиссером Федором Бондарчуком стал инициатором «КИНОСИТИ» - проекта кинофикации городов России. Проект под эгидой "Единой России" предполагает строительство сети мультимедийных образовательных киноцентров в городах с населением менее 400 тысяч человек. Пичугин также известен как основатель федеральных киносетей "Кронверк Синема" и «КИНО СИТИ».
Сергей Сельянов входит в обновленный состав совета директоров киностудии вместе с заместителем руководителя Росимущества Дмитрием Пристансковым, заместителем министра культуры РФ Иваном Демидовым, советником министра культуры РФ Андреем Аристарховым и кинорежиссером Алексеем Германом-младшим. Членство в составе совета режиссера Александра Сокурова пока под вопросом — по уставу, в этом органе управления «Ленфильмом» должно быть не более пяти человек.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"