С сентября билет на электричку в пригородных кассах Московского вокзала могут купить только льготники. Остальных, по сообщению читателей, отправляют за проездным в терминалы самообслуживания. «Фонтанка» решила разобраться, почему эти устройства оказались в таком фаворе, и выяснила: система самообслуживания была разработана на госденьги, однако ее эксклюзивным оператором обладает некая частная компания.
В сентябре в редакцию «Фонтанки» стали поступать письма от читателей, которые рассказывали, что в пригородных кассах Московского вокзала им отказались продать билет за полную стоимость. Аргументация была следующей: в кассах теперь продаются льготные проездные, а за полную стоимость можно купить в терминалах самообслуживания, которых на вокзале установлено около 20 штук. Последние похожи на аппарат по пополнению баланса мобильных телефонов, только вместо чека система выдает проездной билет.
Однако в ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», которая отвечает за перевозки пассажиров на электричках, так и не смогли сказать, почему была введена данная мера. Хотя соответствующий вопрос был задан корреспондентом «Фонтанки» еще 23 сентября. Возможно, «СЗППК» будет проще ответить на него после просмотра видео, присланного читателем: на нем кассир отказывается продать билет по полной стоимости, отправляя его к терминалу.
Параллельно «СЗППК» объявила конкурс на приобретение еще 200 терминалов самообслуживания за 73 млн рублей – в дополнение к тем 199 аппаратам, которые сейчас стоят на станциях и вокзалах в зоне обслуживания компании. Сопоставив два данных факта, «Фонтанка» решила узнать, что это за устройства, кто их разработчик и основной поставщик.
Посредник в самообслуживании
Выяснилось, что данные терминалы серии «Искра-102» были разработаны петербургским ОАО «Специальное конструкторское бюро вычислительной техники "Искра"». Однако железная дорога не использует их по отдельности – они являются составной частью «Автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией» («АСУ ППК»). Данная система, в свою очередь, была разработана «Свердловской пассажирской компанией» («СПК») и запущена в эксплуатацию в 2009 году.
Как следует из отчета ОАО «СПК» за 2010 год, первоначально терминалы и системы были установлены на территории Свердловской и Тюменской областей, которую обслуживает компания. В 2010 году система вместе с аппаратами заработала на полигонах ОАО «Пермская пригородная компания», «Дон-Пригород», «Центральная ППК», а в 2011 году 199 терминалов появились на станциях и вокзалах «Северо-Западной ППК».
Во всех случаях установкой системы и поставкой терминалов занималась «СПК», то есть одна дочерняя структура РЖД оказывала платные услуги другой «дочке», что вполне нормально. Однако затем в этой цепочке появляется загадочный частный посредник – ЗАО «Группа компаний Искандер», которое гордо именует себя на собственном сайте «эксклюзивным поставщиком программно-технического комплекса "АСУ ППК"».
Установить точное число тендеров, победителем которых стала данная компания, весьма проблематично. До 1 января 2012 года подконтрольные государству акционерные общества, каковыми являются все пригородные пассажирские компании, имели право не публиковать объявления о своих конкурсах в Интернете. Несмотря на это, примерный объем проведенных работ представить можно.
Вездесущий «Искандер»
Например, как сообщается на сайте самого «Искандера», в 2011 году фирма вела работы по внедрению АСУ ППК на полигоне «Северной пригородной пассажирской компании». Сумма контракта и объем работ не сообщаются, однако ее легко узнать из годового отчета «СППК»: было потрачено 42 млн рублей, развернута сама система, а также установлены 170 аппаратов «Автоматизированное рабочее место кассира», которые также являются составной частью АСУ ППК.
Все в том же 2011 году система была внедрена на полигоне ОАО «ППК "Черноземье"». Как указано в отчете пригородной компании, «в рамках реализации данного проекта в качестве партнеров на различных этапах была привлечена лучшая компания ОАО "Искандер"». Помимо «АСУ ППК», в 2011 году на вокзале Воронежа появилось два терминала самообслуживания. А недавно «ППК "Черноземье"» объявила конкурс на закупку еще 58 аппаратов за 15 млн рублей.
Наконец, как указано на сайте «Искандера», этим летом компания закончила монтаж системы в зоне обслуживания «Волго-Вятской пригородной пассажирской компании». Чуть позже «ВВППК» объявила конкурс на техническое обслуживание данной системы в течение года, который выиграл все тот же «Искандер» (сумма контракта – 7,7 млн). Кроме того, в 2012 году она должна будет поставить 30 терминалов самообслуживания за 9 млн рублей для «Северо-Кавказкой ППК». А также модернизировать для «Северо-Западной ППК» уже установленную сеть терминалов за 23 млн рублей.
Частное право на государственную систему
Таким образом, складывается следующая ситуация: «АСУ ППК» была разработана «Свердловской пассажирской компанией», которая по сути является государственной структурой: 49% в ней принадлежит правительству Свердловской области, 51% – ОАО «РЖД» (собственность правительства РФ на 100%). Более того: согласно официальному свидетельству Роспатента, именно «СПК» является правообладателем системы. Однако эксклюзивным правом на ее монтаж и обслуживание, если верить заявлению самого «Искандера», является частная компания.
В пресс-службе «Свердловской пассажирской компании» на вопрос, действительно ли «Искандер» является эксклюзивным оператором «АСУ ППК», ответили, что это является «конфиденциальной информацией». Не ответили на этот вопрос и в самом «Искандере». Отметим, что, по данным аналитической системы СПАРК, данная фирма была зарегистрирована в сентябре 2010 года, а ее единственным собственником является некая Аида Сулеймановна Сулейманова. Стоит также напомнить, что первые публичные контракты «Искандера» на монтаж «АСУ ППК» фиксируются в 2011 году, то есть вскоре после регистрации фирмы.
Так совпало, что в августе того же 2010 года руководителем Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД, которое курирует деятельность пригородных компаний, стал тогдашний начальник «СПК» Максим Шнейдер, при котором и разрабатывалась система АСУ ППК. Его преемником на этой должности стал Дмитрий Логинов, который с лета 2012 года работает замом гендиректора «Северо-Западной ППК» по инновациям.
Эксклюзив от РЖД
Если информация об эксклюзивном праве «Искандера» на систему верная, то тогда становится понятным, почему именно эта компания оказывается победителем всех публичных конкурсов. Так, например, как указано в документации вышеуказанного тендера на обслуживание «АСУ ППК», который проводила «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», у потенциального подрядчика должен быть договор с «СПК» на использование системы. И если он есть только у «Искандера», то и победителем в конечном счете может стать только эта контора.
То же самое и с поставкой терминалов самообслуживания. Возьмем в качестве примера условия тендера на приобретение 200 аппаратов, объявленного недавно «Северо-Западной ППК». Формально подрядчик имеет право поставить эквивалентное устройство, однако оно должно быть полностью совместимо с «АСУ ППК», что должно быть подтверждено правообладателем – «СПК». Но и это еще не все: победитель должен не просто доставить терминалы, но и установить их. А для этого потенциальный участник обязан представить документы, подтверждающие, что его сотрудники прошли обучение в «СПК» на работу с соответствующим программным модулем. И если есть эксклюзивный поставщик, то никому, кроме него, таких документов не дадут.