Судебные реформы Азербайджана уже получили международное признание, но мы не останавливаемся на достигнутом. Нашим собеседником является министр юстиции, председатель Судебно-правового совета Азербайджана Фикрет Мамедов, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать результаты судебной реформы, проводимой в стране.
- Фикрет Фаррухович, как нам стало известно из печати, судебные реформы, осуществленные в Азербайджане, и их результаты высоко оценены на международной арене и признаны в качестве примера лучшей практики. Хотели бы узнать об этом поподробнее.
- Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за проявленный интерес к столь актуальной как для Азербайджана, так и для любого государства тематике. Сегодня во всей Европе остро стоит проблема эффективности судебной системы и ее реформирования во имя достижения этой цели. Вопрос эффективного осуществления правосудия беспокоит всю мировую общественность. Это неудивительно, поскольку без правосудия нет правового государства, нет прав человека и нет демократии. Ведь как говорил известный французский мыслитель Поль-Анри Гольбах: «Правосудие есть основание всех общественных добродетелей». В этой связи нами уделяется постоянное внимание изучению и использованию положительного международного опыта.
Основа прогрессивных судебных реформ в стране была заложена общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым, благодаря которому была разработана концепция независимой трехзвенной судебной власти, которая начала функционировать в республике с 2000 г. Тогда же впервые стал применяться тестовый отбор кандидатов в судьи.
Вступление страны (в 2001 г.) в Совет Европы, более тесное приобщение ее к европейским демократическим ценностям обусловили дальнейшее реформирование судебной системы. После избрания в конце 2003 г. президентом страны Ильхама Алиева модернизация судебной системы была определена как один из главных приоритетов.
Поэтому совместно с Советом Европы был разработан и в короткие сроки осуществлен План действий по повышению эффективности правосудия в стране. Наряду с целым комплексом законодательных и институциональных мер, было вдвое увеличено число судей. Поэтому вопрос отбора достойных кандидатов на значительное число вакантных судейских должностей представлял особую важность.
В этой связи, тщательно изучив передовой европейский опыт, мы разработали и применили в стране, как нам представляется, самый прозрачный, объективный и эффективный порядок отбора кандидатов в судьи. Достигнутые положительные результаты уже привлекли внимание международных организаций. Так, Комиссия Совета Европы по эффективности правосудия (СЕРЕJ), проявив интерес к отбору судей в нашей стране, специально сформировала авторитетную экспертную группу, которая посетила Азербайджан и непосредственно наблюдала за процессом отбора.
Европейские эксперты высоко оценили многоэтапную процедуру отбора. Чтобы у читателей возникло полное впечатление о том, за чем наблюдали международные эксперты, хочу кратко остановиться на самой процедуре. Следует отметить в первую очередь, что все кандидаты, а их бывало до тысячи, сдают экзамен в единой аудитории, а за ними наблюдают местные и международные наблюдатели, представители СМИ. Отбор вопросов осуществляется компьютерной программой в самом зале на глазах кандидатов и наблюдателей из банка вопросов на основе принципа случайности (100 вопросов из более чем 1000). Кстати, эксперты CEPEJ сами с удовольствием приняли участие в лотерее отбора вопросов. Оглашение результатов проходит в этой же самой аудитории опять-таки в присутствии самих кандидатов. С удовлетворением хочу отметить, что впервые в истории отбора кадров для обеспечения максимальной прозрачности мы организовали прямую трансляцию всех экзаменационных стадий в Интернете. В рамках визита эксперты Совета Европы также провели ряд встреч с представителями местных и международных организаций, проанализировали наше национальное законодательство.
По итогам визита эксперты подготовили всесторонний отчет, где подчеркнули, что деятельность созданных в данной сфере институций и отбор судей отвечают прогрессивным европейским стандартам, а сам процесс отличается прозрачностью, объективностью и честностью.
Данный отчет стал предметом обсуждения на последнем заседании Комиссии в декабре 2011 года при участии представителей всех государств - членов Совета Европы. По результатам обсуждений было принято соответствующее решение, где положительный опыт Азербайджана был оценен в качестве интересного образца лучшей практики.
На данном заседании члены Комиссии также высоко оценили широкомасштабные работы, осуществляемые Азербайджаном по модернизации судебной системы и созданию новой инфраструктуры. При этом было подчеркнуто, что Азербайджан является передовым государством по предпринимаемым мерам, вкладываемым инвестициям, применению новейшего опыта и современных информационно-коммуникационных технологий в этой области. В то же время особую оценку заслужил тот факт, что Азербайджан стал первым государством, обеспечившим перевод и распространение среди судей всеобъемлющих отчетов СЕРЕJ, отражающих анализы деятельности судебных систем европейских государств и играющих важную роль в просветительской работе и тренингах судей.
Между прочим, СЕРЕJ – это не единственная институция, которая высоко оценила процедуру отбора судей в Азербайджане. В отчете о Проекте усиления судебных реформ в странах Восточного Партнерства, который осуществляется Европейским Союзом совместно с Советом Европы, методика (modus operandi), применяемая в отборе кандидатов в судьи в Азербайджане, также была оценена в качестве положительного примера и, более того, была рекомендована для применения другим государствам-членам.
Наряду с этим хотел бы заметить, что, изучая передовой международный опыт, мы ни в коем случае не ограничиваемся Европейским континентом. Мы уделяем большое внимание и применению стандартов ООН по совершенствованию системы судопроизводства. Так, учитывая весомую роль в повышении эффективности правосудия так называемых Бангалорских принципов ООН, которые направлены на обеспечение независимости, объективности судей и предотвращение коррупции, мы перевели их на азербайджанский язык и распространили среди судей. Кроме этого, сразу после одобрения данного документа в ООН Судебно-правовой совет, руководствуясь именно этими принципами, утвердил Кодекс этического поведения судей.
Кстати, в конце прошлого года с визитом в Баку побывал и сам руководитель рабочей группы по разработке Бангалорских принципов ООН Н. Джаявикрама, в свое время занимавший пост министра юстиции Шри-Ланки. Он как раз выступал в качестве основного докладчика на посвященной данному вопросу специальной международной конференции. Г-н Джаявикрама подчеркнул, что стал свидетелем большого значения, придаваемого в Азербайджане применению этих принципов, и высоко оценил тот факт, что Азербайджан является единственным государством, которое обеспечило перевод Бангалорских принципов, их обширного комментария и всех других соответствующих документов на родной язык и распространило их среди судей.
Признание наших достижений на международном уровне в качестве положительной практики и рекомендация нашего опыта к применению являются большим успехом. Особенно радует тот факт, что он был достигнут в период празднования Азербайджаном двадцатилетней годовщины своей независимости.
Однако, естественно, предстоит проделать еще много работы. Мы уже запланировали ряд законодательных, институциональных и практических мер, направленных на дальнейшее совершенствование судебной деятельности.
- Поздравляю вас, г-н министр. Поскольку отбор судей получил международное признание, не могли бы вы поподробнее рассказать обо всех перипетиях данного процесса?
- С удовольствием. В первую очередь, хочу заметить, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на справедливость и беспристрастность судей, качественное рассмотрение дел, является прозрачность и объективность процесса их отбора. С этой целью мы задались идеей разработать и применить в Азербайджане самые прогрессивные правила. Подготовка этих правил проходила совместно с Советом Европы очень тщательно на протяжении нескольких лет. Еще в 2004 году была создана рабочая группа с участием самых авторитетных международных экспертов Франции, Италии и Испании и с учетом опыта передовых стран были разработаны новые правила.
Специально для проведения отбора был создан независимый орган - Комитет по отбору судей. Большинство членов Комитета составляют судьи, куда входят также представители сторон процесса: прокуратуры и адвокатуры, ученый-юрист и др.
Процедура отбора состоит из многочисленных экзаменов, которые включают тесты, письменные экзамены, включающие разрешение казусов по различным отраслям права, собеседования. Кандидаты, успешно сдавшие все экзамены, проходят первоначальное долгосрочное обучение: теоретические курсы и практику в судах, которое длится примерно один учебный год. Мы придаем данному процессу большое значение, ведь роль обучения невозможно переоценить. Как было однажды метко подмечено: «Образование является лучшей гарантией свободы, чем действующая армия». Поэтому мы подходим к организации данных курсов со всей ответственностью.
На курсах организуются лекции судей высших судов, видных ученых, экспертов, обладающих богатыми знаниями и опытом, а также авторитетных зарубежных специалистов. Особое значение придаётся преподаванию тем по защите прав человека, судебной этике, борьбе с коррупцией и другим актуальным вопросам. Придавая важное значение изучению и применению судьями прецедентного права Европейского суда по правам человека, мы установили хорошие рабочие контакты с Евросудом. С учетом эффективности непосредственных контактов с судьями данного суда мы приглашаем страсбургских судей в Азербайджан для проведения тренингов. Так, за последние годы в нашей стране побывали с визитом 10 судей, и в том числе председатель Евросуда, которые выступили на организованных для наших судей конференциях, семинарах и т.д.
Для изучения кандидатами международного опыта в области отправления правосудия учебные курсы организовываются и за границей. К примеру, во время предыдущего курса для них был организован 2-недельный семинар в Академии юстиции Турции, который включал не только теоретические занятия, но и участие в судебных процессах судов разных инстанций. Кстати, в декабре 2011 года по нашему приглашению в Баку с визитом находился руководитель Академии юстиции Турции Гусейн Йылдырым. В целях дальнейшего укрепления сотрудничества между Академиями юстиции двух стран была подписана Рабочая программа сотрудничества и достигнута договоренность о продолжении взаимодействия, уже давшего положительные результаты.
Могу сказать, что на основе указанной процедуры из общего числа 2200 кандидатов уже были отобраны 235 высококвалифицированных юристов, которые уже были назначены на различные судейские должности. И с большим удовлетворением замечу, что отобранные начиная с 2007 года на основании этих максимально прозрачных процедур судьи уже составляют половину всего судейского корпуса, а по Баку - аж 80%. Однако в связи с потребностью в судейских кадрах в прошлом году стартовал очередной, уже 4-й по счету, процесс отбора кандидатов в судьи. В единой для всех кандидатов аудитории - Бакинском Дворце спорта были проведены тестовые и письменные экзамены. Как я уже отмечал, в целях обеспечения прозрачности впервые в истории отбора кадров эти экзамены непосредственно транслировались в Интернете в режиме онлайн. И в эти дни все наши кандидаты, коих около 80, находятся сейчас в Турции на 2-недельном тренинге, организованном в рамках сотрудничества между Академиями юстиции двух стран.
Хотел бы отметить, что среди обязательств, которые взял на себя Азербайджан при вступлении в Совет Европы, были также и пересмотр сроков назначения и процедуры отбора судей в целях укрепления их независимости. Как вы знаете, ранее судьи назначались в суды первой инстанции на 5 лет, а в вышестоящие инстанции сроком на 10 лет. В результате проведённых судебных реформ определен максимально возможный в мировой практике предел – «пожизненное» назначение судей. Процедура отбора же усовершенствована таким образом, что опыт Азербайджана в этой сфере уже выделяется в качестве модели лучшей практики и рекомендуется к применению.
- Помимо отбора судей какие еще направления затрагивает судебная реформа? Что привлекло внимание Комиссии CEPEJ?
- Конечно же, реформирование судебной системы охватывает множество сфер, где отбор судей является лишь одним из множества важных элементов.
Как я уже отмечал, модернизация судебной реформы является одним из приоритетов государственной политики. Здесь уместно было бы вспомнить высказывание Джорджа Вашингтона, который как-то сказал: «Отправление правосудия является твердым столпом государства».
Поэтому главной целью является повышение эффективности отправления правосудия и обеспечение независимости судебной власти.
В этой связи были приняты последовательные меры по модернизации судебной системы и устранению существующих недостатков. Совместно с экспертами Совета Европы подробно изучена и усовершенствована законодательная база, регулирующая судебную деятельность с точки зрения ее дальнейшей адаптации к международным стандартам.
Были приняты важные законы и указы программного характера, направленные на усовершенствование правосудия, а также утверждена специальная Государственная программа по развитию юстиции. Они и заложили основу интенсивной модернизации судебной власти, привели к решению многих проблем и, в конечном счете наши реформы стали примером для всей Европы.
В результате проведённых реформ был создан новый институт - Судебно-правовой совет, являющийся органом судебного самоуправления и состоящий в основном из судей.
К компетенции этого органа относятся оценка деятельности судей, изменение места их работы, продвижение по службе, привлечение к дисциплинарной ответственности и другие вопросы, касающиеся судебной деятельности. Основной целью создания данного института, занимающего важное место в демократическом обществе, явилось усиление независимости судебной системы и функций самоуправления судов путем создания новой посреднической единицы между судами и правительством.
Большая работа была проведена с целью обеспечения доступа населения к судам. Здесь хотел бы отметить, что доступ к правосудию является одним из неотъемлемых элементов права на справедливое судебное разбирательство, которое закреплено в статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно прецедентной практике Европейского суда по правам человека данное право занимает видное место в демократическом обществе. Однако оно теряет всякий смысл при условии необеспечения доступа к правосудию.
Поэтому только за последние 4 года в целях улучшения доступа населения к судам и развития правовых институтов в регионах было учреждено до 20 новых судов, в том числе региональных апелляционных судов. Новым важным этапом в этом направлении стали президентские указы от 15 июля и 9 августа 2010 года. Во исполнение этих указов с начала 2011 года были созданы 4 местных суда по тяжким преступлениям, усовершенствована система военных судов, создана система административной юстиции, основной целью которой является восстановление прав граждан, нарушенных со стороны госорганов. В результате в республике начали работу первые в истории административные суды. Всего таких судов 7, и функционируют они по региональному принципу.
Вы знаете, создание и обеспечение работы только лишь одного нового, особенно регионального суда, сопряжено с принятием крупных институциональных, законодательных, финансовых, технических, кадровых и других мер, которым предшествует фундаментальный анализ и изучение передового опыта. Представьте себе, какая напряженная работа была проделана, чтобы в 2011 году начала функционировать абсолютно новая для нашей страны система административной юстиции, заработали 12 новых судов (что составляет до 11% всех судов страны). А их еще нужно обеспечить новыми зданиями и создать соответствующие условия работы, укомплектовать судьями и решить множество других важных вопросов.
Вот уже прошел год с момента начала деятельности этих судов, и мы уже видим положительные результаты. Я хотел бы отметить еще один важный вопрос. В результате стремительного экономического роста, расширения механизмов судебной защиты число обращений в суды в последние годы увеличилось в несколько раз, а это в свою очередь привело к значительному увеличению загруженности судей. Естественно, наличие высокой рабочей нагрузки создает серьезные трудности для качественного и своевременного рассмотрения дел. В связи с этим соответствующими указами президента страны в последние годы штат судей был увеличен в 2 раза и достиг 600. Кроме того, аппарат судов был увеличен на 75% и каждому судье был отдельно выделен штат помощника.
Для сравнения я хотел бы обратить внимание на некоторые цифры. Например, число судей в апелляционной инстанции выросло более чем в 2 раза - с 63 до 135, а в районных судах Баку с 45 судей до 97. Кстати, финансовое обеспечение судей также не осталось без внимания - зарплата судей по сравнению с 2000 годом увеличилась в среднем в 30 раз.
- Как обстоят дела с судебной инфраструктурой, применением новых информационно-коммуникационных технологий в судах?
- Знаете, в этой области в стране осуществляются широкомасштабные мероприятия, строятся и сдаются в эксплуатацию либо основательно реконструируются десятки судебных зданий, отвечающие высокому статусу судебной власти.
В качестве примера могу привести новое здание Верховного суда страны, которое оснащено самыми современными информационными технологиями. Это истинный Дворец правосудия. Многие зарубежные министры и даже главы государств и правительств посетили данное величественное здание и оценили его как одно из самых красивых судебных зданий в Европе.
В то же время проводимые судебные реформы в Азербайджане и достигнутые положительные результаты привлекают внимание авторитетных международных финансовых структур. Так, Всемирный банк, видя прогресс данных реформ, выступил с инициативой оказания нам финансовой поддержки. В связи с этим мы начали осуществлять совместный проект по модернизации системы юстиции. В рамках данного проекта подготовлены проекты более чем 20 новых судебных зданий и судебных комплексов, которые объединят 3 или даже 4 суда: например, апелляционный, административный, военный и суд по тяжким делам. Для подачи апелляции или при смене юрисдикции надо будет просто войти в другую дверь. Налицо ряд существенных преимуществ: удобно для граждан, скорость осуществления правосудия, экономическая выгода. Для реализации данной идеи мы разработали уникальную концепцию и программу проектирования судов.
В ближайшие месяцы завершится строительство новых зданий для ряда районных судов, в том числе городов Баку и Гянджи, а также Гедабекского района. А в этом году в рамках данного проекта в различных районах республики начато строительство судебных комплексов.
В строящихся зданиях особое внимание уделяется организации процесса работы в свете самых современных международных требований, упрощению возможностей обращения граждан в суды, создается вся необходимая инфраструктура для электронного документооборота, здания оснащаются самым современным информационно-коммуникационным оборудованием.
В рамках проекта в ноябре прошлого года было сдано в эксплуатацию новое здание Огузского районного суда, строительство которого было начато в конце 2010 года.
Новое здание Огузского районного суда отличается от зданий других судов рядом новшеств. Так, здание разделено на административную и общественную зоны, каждая из которых имеет отдельный вход. Административная зона предусмотрена для судей и работников суда, а общественная – для граждан. Судебные исполнители Министерства юстиции, государственный обвинитель и адвокаты будут пользоваться общественной зоной. Тем самым ограничиваются непроцессуальные отношения между судьями и гражданами, и они будут встречаться лишь в залах судебных заседаний.
В общественной зоне установлены специальные мониторы для получения информации о суде. В залах судебных заседаний смонтирована система «Фемида», ведущая аудио- и видеозаписи судебных процессов, создана вся необходимая инфраструктура для проведения видеоконференций и презентаций, электронного документооборота, установлены современные IP-камеры безопасности. Залы судебных заседаний оснащены современным ИКТ-оборудованием, позволяющим получать показания свидетелей. Созданные условия позволяют также судьям и работникам суда напрямую подключаться к пленумам Верховного суда, а также заседаниям, совещаниям и собраниям Министерства юстиции.
Кстати, в залах обвиняемые содержатся не за решеткой, как в других судах, а в специально отведенной стеклянной кабине. В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов в суде созданы все условия для их свободного передвижения.
На входах установлены электронные металлоискатели и турникеты, что играет особую роль с точки зрения обеспечения безопасности во время судебных процессов. Граждане смогут, не выходя из здания, пользоваться здесь банковскими, медицинскими и почтовыми услугами. Здесь также имеются зал для тренинга и электронная библиотека.
Заслуживает внимание тот факт, что на открытии здания принял участие президент страны господин Ильхам Алиев, что является ярким примером оказываемого на государственном уровне высокого внимания к судебной власти и политической воли по продолжению реформ в этой области. Президент даже проверил работу системы видеоконференций, самолично проведя такую конференцию с председателем Верховного суда, находившимся в Баку. Следует отметить, что применение таких технологий на практике стало возможным благодаря разработке стратегии Единой информационной инфраструктуры судов. Этому предшествовало изучение опыта применения современных информационно-коммуникационных технологий в судах передовых стран.
Стратегия включает взаимосвязанные системы коммуникации, комплексы средств автоматизации, информационные ресурсы, доступные судам, органам судебного самоуправления и Минюсту. Эта технологическая система обеспечит быстрый доступ к банкам законодательных данных, к обобщенным материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повысит возможность аналитических исследований. Она позволяет унифицировать судебное делопроизводство, обеспечивает высокое качество исполнения судебных документов.
Кроме этого, данная система упрощает управленческую работу, посредством которой станет возможным получение всех сведений о состоянии и ходе дел (регистрация, процессуальная переписка, статистика, передача в архив), нагрузке судей и т. д.
В реализации стратегии уже имеются определенные успехи. Так, была создана самая полная, точная и постоянно обновляемая интернет-база законодательства (www.e-qanun.az). Кроме этого, учитывая также необходимость предоставления доступа к законодательным актам не только судьям, прокурорам, адвокатам и другим юристам, а также и простым гражданам, мы обеспечили бесплатный доступ к базе всего населения. В Конституционном и Верховном судах страны уже применяется электронный документооборот, в судебных залах функционирует конгресс-система, предусматривающая и услуги перевода. Коммуникационная система, созданная в новом здании Верховного суда, создает возможность проведения видеоконференций с различными структурами, которая и была использована для телемоста с президентом в Огузском суде. Применение этих высоких технологий, в том числе видеосвязи, предусматривает участие лиц, не имеющих возможности присутствовать по тем или иным обстоятельствам в судебном заседании, дистанционный допрос свидетелей и применение других новшеств во всех судах.
Также в рамках совместно осуществляемого со Всемирным Банком проекта в целях облегчения доступа граждан в суды и улучшения правовых услуг создан единый интернет-портал судебной системы (www.courts.az). Данный портал дает возможность получения всесторонней информации о Верховном суде, судах апелляционной и первой инстанций, их юрисдикции, рассматриваемых делах и вынесенных решениях, документах, необходимых для приложения к обращениям, приемных днях и т. п., образцов исковых заявлений и других судебных документов. Посредством портала можно направлять обращения и получать ответы в режиме онлайн. В портале отражена информация и обо всех судьях.
Наряду с этим в портале будет размещен перечень дел, назначаемых к рассмотрению в судах, и формирующаяся в настоящее время электронная информационная база итоговых судебных решений. Это тоже одно из передовых новшеств, которое мы смогли запустить в день профессионального праздника работника юстиции – 22 ноября. Однако хотел бы заметить, что с применением информационных технологий у статуи правосудия не появится телефон "Блэкберри", она все еще будет держать в руках меч и весы. Нельзя не согласиться с этими словами заместителя генерального секретаря Совета Европы г-жи Мод Де Бур-Букиккио. Действительно, информатизация не может превратить неэффективно функционирующую систему в эффективную, но она может помочь хорошо функционирующей системе работать еще более эффективно и действенно.
В основе всего стоит человеческий фактор, и все зависит от нас самих, и я уверен, что, проявив твердую волю, усердие, принципиальность и применяя передовой опыт, мы сможем добиться поставленной цели, а именно повысить эффективность отправления правосудия и тем самым всецело гарантировать права человека. Поэтому останавливаться на достигнутых успехах мы не намерены и будем продолжать наши реформы.
- Европейский суд по правам человека имеет важное значение в совершенствовании механизмов судебной защиты прав человека. Как мы знаем, в последнее время были проведены конференции, где обсуждалось будущее суда…
- Верно. Речь идет об уникальном механизме защиты прав человека во всей Европе. А права человека, как отмечал Бутрос-Бутрос Гали, являются основными ценностями, которые позволяют нам считать себя человечеством. Я думаю, что данное высказывание как никогда актуально сегодня.
Ведь в настоящее время это единственное в своем роде международное средство правовой защиты находится под угрозой выживания. Принятие Европейской конвенции по правам человека 1950 году и создание суда явилось экстраординарным шагом в создании системы защиты прав человека. Сегодня многими Европейский чуд, под юрисдикцией которого находятся 816 млн., воспринимается как последняя надежда. Однако данная институция не является четвертой инстанцией для национальных судов, и его деятельность была задумана на основе принципа «субсидиарности» (дополнительности).
Многие уже утверждают, что Европейский суд стал «жертвой своего собственного успеха», приведшего к гигантскому увеличению потока жалоб, что вылилось в чрезмерные задержки в вынесении решений. В этой связи уже с 2004 года Комитет министров Совета Европы принимает меры по реформированию суда, призывая государства-члены более активно имплементировать конвенцию, осуществлять меры по повышению осведомленности. Однако они не дали желаемых результатов. Для информации сообщу, что 55% всех жалоб в суд поступает только от четырех стран: России, Турции, Италии и Румынии. Еще шестерка стран (Украина, Сербия, Польша, Молдова, Болгария, Великобритания) добавляет 23%. Таким образом, около 80% жалоб поступает в суд из 10 стран Совета Европы, тогда как всего членов 47. Более того, свыше 1/3 всех решений было принято против Турции, России, Украины и Греции. Уместно отметить, что количество заявлений из Азербайджана в 1,3 раза меньше среднеевропейского показателя.
Более того, согласно анализам суда, озвученным в ежегодных отчетах, только для рассмотрения находящихся на исполнении около 150 тысяч жалоб потребуется как минимум 20 лет. И это исключая поток все еще поступающих новых заявлений. Даже несмотря на вступление в силу Протокола 14, упрощающего процесс рассмотрения жалоб и осуществления соответствующих институциональных мер, количество жалоб не уменьшилось, а напротив, увеличилось еще на 17%.
Советом Европы активно изыскиваются пути решения этой проблемы. В связи с этим в 2010 году в Интерлакене (Швейцария), в 2011 году в Измире (Турция), а в апреле сего года в Брайтоне (Великобритания) впервые в истории Совета Европы были проведены Конференции министров юстиции, посвященные будущему суда. Данные форумы стали значимым событием, можно сказать, для всех юристов Европы. Европейский суд и в целом Совет Европы возлагают большие надежды на результаты конференций. Поэтому на конференциях приняли участие Генеральный секретарь Совета Европы, председатель ПАСЕ, европейский комиссар по правам человека. Следует отметить, что наряду с министрами юстиции на мероприятиях участвовали также и министры иностранных дел государств - членов Совета Европы.
Наша страна, придавая важное значение обсуждаемой тематике, была представлена на конференциях на самом высоком уровне. В своих выступлениях мы выдвинули предложения по реструктуризации Европейского суда, применению еще более эффективных механизмов, отметили прогрессивные реформы по защите прав человека, проводимые у нас в стране, поделились своими планами на будущее.
На конференции были приняты декларации, предусматривающие соответствующие планы действий по повышению эффективности работы Европейского суда. В документах была оговорена необходимость повышения эффективности правосудия, усиление просветительских мер, в том числе широкое применение прецедентного права суда в учебных курсах для судей и сотрудников правоохранительных органов, улучшение методов работы Евросуда и т. д.
Учитывая особую значимость этого вопроса с точки зрения обеспечения прав человека, мы провели специальное заседание коллегии Министерства юстиции, где широко обсудили задачи, вытекающие из Интерлакенской и Измирской деклараций. По итогам коллегии было принято решение, предусматривающее соответствующие поручения и конкретные мероприятия. Вопросы, предусмотренные в декларации, были включены в план работы министерства, и по их исполнению уже были осуществлены необходимые меры.
В целях доведения до сведения общественности сути Интерлакенской и Измирской деклараций эти документы были безотлагательно переведены на азербайджанский язык и размещены на сайтах Минюста и Судебно-правового мовета (www.justice.gov.az, www.jlc.gov.az). Наряду с этим разработанный судом и особо отмеченный в Измирской декларации «Практический путеводитель Европейского суда по критериям приемлемости», играющий важную роль в уменьшении количества неприемлемых жалоб, коих около 90%, был также переведен и размещен на нашем интернет-сайте. Здесь тоже мы оказались одной из первых стран, которая полностью перевела данный документ на родной язык.
Мы активно изучаем практику суда, ведь она является не просто собранием решений о нарушениях фундаментальных прав, но и уникальным источником юридической мысли. В этой связи при поддержке местных НПО и международных организаций мы снабжаем судей специальной литературой по правам человека и особенно прецедентному праву Европейского суда. Ежемесячно печатается специальный Бюллетень Европейского суда, который охватывает последние решения суда, в том числе против Азербайджана, статистические выкладки и другую интересную информацию о работе главного судебного органа Европы.
Наряду с этим, как я уже отмечал, мы активно сотрудничаем с Евросудом, привлекаем страсбургских судей к тренингам у нас в стране. Не буду повторяться, просто приведу пример. В июле прошлого года, то есть всего через несколько месяцев после Измирской конференции, мы провели семинар для 50 судей с участием судей Евросуда от Испании и Азербайджана, где обсудили как раз имплементацию деклараций и, в частности Путеводитель о приемлемости, который был там же распространен среди всех участников.
Вместе с тем Судебно-правовым советом по данному вопросу проводятся различные конференции и другие учебные мероприятия. Верховный суд каждую неделю проводит семинары по прецедентному праву. Отдельного разговора заслуживает углубленное обучение кандидатов в судьи по данной проблеме, в рамках сотрудничества с Советом Европы и другими международными организациями.
Однако принятие мер должно продолжаться. Причем это должно происходить как во всех государствах - членах Совета Европы, так и в самом суде. Именно так говорится в декларациях. И тогда достижение целей, поставленных на конференциях, станет возможным. Ведь, как говорил Мартин Лютер Кинг: «Право, обеспечение которого отложено, это право, в котором отказано».
- Г-н министр, выражаем вам благодарность за уделенное время и ответы на интересующие нас вопросы.