Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 11 сентября 2012 20:20      385

"Ленфильму" нарисовали светлое будущее

Судьба старейшей киностудии страны обрела чуть более чёткие очертания. Всё ещё неясно, как "Ленфильм" выберется из кризиса, но выселять его с Каменноостровского проспекта, тем более – уничтожать, никто не собирается. Планы такие: помещения реконструировать, павильоны построить, фильмы снимать. На этом сходятся авторы концепций развития студии, представленных на обсуждение членам правительства и экспертам Минкультуры. Споры о будущем "Ленфильма" вышли жаркими, не обошлось и без "мягкого" компромата. За всем этим с интересом следила "Фонтанка".

В таком формате судьба культурного объекта решалась у нас не слишком часто. В международном пресс-центре РИА "Новости" в Москве во вторник, 11 сентября, для публичного обсуждения концепций развития киностудии "Ленфильм" собрались: эксперты Открытого правительства, члены Общественного совета при Министерстве культуры России, представители Минфина, Минэкономразвития, Росимущества и аппарата правительства, члены Союза кинематографистов.

Присутствовал министр культуры Владимир Мединский. В приветственном слове он поразил собравшихся знанием киновопроса: произнося фамилию Сокуров, сделал ударение на первый слог. А говорил он об известном письме режиссёров Александра Сокурова и Алексея Германа президенту Путину с просьбой сохранить киностудию. После этого, продолжал министр, появилось несколько концепций развития "Ленфильма". А поскольку, отметил Мединский, "министерство культуры заинтересовано в том, чтобы "Ленфильм" вернулся к нам как мировой брэнд, чтобы он блистал на международных фестивалях", варианты существования студии предложено обсудить публично.

Пациент, скорее, мёртв

Чтобы все поняли, с чем предстоит иметь дело, перед выступлением авторов концепций были оглашены результаты аудиторской проверки, проведённой на "Ленфильме" по инициативе Росимущества.

Выручка от профильной деятельности киностудии (проката оборудования, предоставления павильонов для съёмок, устройства декораций, услуг гримёров) за последние полтора года составила 43 миллиона рублей. При этом только фонд оплаты труда на студии – 52 миллиона рублей. Общий убыток за полтора года – 43 миллиона рублей. Кредиторам "Ленфильм" должен 76 миллионов рублей. Должники самой студии не отдали ей 26 миллионов рублей. В арбитражном суде идёт череда разбирательств, где "Ленфильм" выступает ответчиком.

За полтора года приняты решения о взыскании со студии 25 миллионов рублей. Дела ещё на 16 миллионов находятся на стадии рассмотрения. Из них 15 миллионов – это иск правительства Санкт-Петербурга в связи со срывом сроков съемок фильма "Моя бабушка ведьма", хотя вопрос давно мог быть "урегулирован с комитетом по культуре, а картина могла быть доработана".

Причины такого положения – "низкий спрос на профильные услуги компании, вызванный износом основных фондов и устаревшим оборудованием".

Большая часть расходы студии направлена на ремонтные работы. А также – на зарплаты. Количество сотрудников киностудии по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 10 процентов, а фонд зарплаты вырос на 25 процентов. Средняя зарплата на студии – 14 тысяч рублей.

Частично, продолжают аудиторы, убытки покрываются за счёт непрофильной деятельности компании (сдачи помещений в аренду), выручка от которой за полтора года составила 81 миллион рублей. Но сами помещения в таком состоянии, что их "невозможно сдать в аренду по верхней границе рынка, несмотря на крайне интересное положение" в центре города.

У "Ленфильма" есть собственная котельная, но в большинстве его помещений нет горячей воды.

На улице Тамбасова, где у "Ленфильма" – 10 гектаров площадей, во всех помещениях, кроме одного офиса, текут крыши. Во дворе нет асфальта, в павильонах и гаражах – отопления. Чтобы запустить его, надо потратить 2,5 миллиона рублей на ремонт теплотрассы.

Основные производственные цеха студии устарели морально и физически. Из всех павильонов только 6 находятся в рабочем состоянии. Участок монтажа практически отсутствует. Из 46 гримёрных функционируют 23. Но горячего водоснабжения в них нет. Используют бойлер. Из 32 единиц игрового транспорта, имеющегося на студии, 15 требуют ремонта. Спецтранспорт отсутствует вообще, хотя в 1998 году его было около 300 единиц. Мастерская спецэффектов отсутствует. Полноценно функционируют только пиротехнический цех и репетиционная площадка. Звукотехнический комплекс есть, но нуждается в дооснащении.

Не пройдёт и получаса после выступления аудитора, и порушенное хозяйство "Ленфильма", в частности – упомянутый звукотехнический комплекс, снова "всплывут". Представитель одной "бригады реанимации" фактически обвинит конкурента в доведении студии до сегодняшней комы. В видеоролике, с которого начнётся презентация концепции совета директоров, прозвучит реплика в адрес авторов другой концепции – команды Андрея Сигле: дескать, те самые люди, которые некогда растащили "Ленфильм", теперь просят у государства 2 миллиарда на его  развитие. Сигле станет грозить председателю совета директоров Эдуарду Пичугину судом. Тот попытается спрятаться за спины студентов-кинематографистов, снимавших ролик. В общем, разразился некрасивый скандал на глазах изумлённой общественности.

Выяснится и ещё одна странность. Так называемая "концепция общественного совета" имеет отношение только к четверым членам этого совета – режиссёрам Андрею Сигле, Александру Сокурову, Дмитрию Светозарову и Константину Лопушанскому. При этом Сокуров потребовал заменить совет директоров в полном составе. Но вот остальные 12 членов общественного совета поддержали "конкурента" – совет директоров студии. Налицо – раскол.

На самом деле, не очень понятно, что именно делят конкуренты. Методы у них, как выяснилось, практически одинаковые, а цель так и вовсе одна: вынуть "Ленфильм" из той ямы, в которой студия пребывает последние годы.

Сколько стоит "оживить покойничка"

До недавнего времени считалось, что существует три концепции развития киностудии. И все якобы отличаются друг от друга кардинально.

Первая исходила от АФК "Система". Она предполагала, как было принято считать, фактическое объединение принадлежащей корпорации студии мыльных опер RWS с "Ленфильмом", переезд последнего на площади первой и продажу или сдачу в аренду площадей на Каменноостровском. Циркулировали разговоры о будущих аттракционах, фонтанах и отелях близ Петропавловки. Но накануне общественного обсуждения "Система" сообщила, что участвовать судьбе "Ленфильма" больше не хочет. "Намерения ОАО АФК "Система" превратно истолковываются видными деятелями отечественной кинематографии,  - объясняет компания свою обиду в письме министру культуры, - наша корпорация совершенно беспричинно несёт репутационные издержки на каждом повороте истории с киностудией".

Остались две "реанимационные бригады": как уже было сказано  - общественный совет киностудии и совет её директоров. Первую концепцию представлял Андрей Сигле, вторую – Эдуард Пичугин (полностью с ней можно ознакомиться на сайте "Ленфильма").

По версии Сигле и компании, на развитие студии к 2020 году требуется 2 миллиарда рублей. Продюсер не просит их у государства. Он лишь рассчитывает на помощь при получении кредита на 10 лет и просит правительство просубсидировать 2-процентную ставку. Потери государства, подсчитал Сигле, при этом составят 523 миллиона рублей. Но зато государство получит налог на прибыль – 376 миллионов рублей и дивиденды от деятельности "Ленфильма".

Эдуард Пичугин и его единомышленники оценивают спасение компании в полтора миллиарда. Из этих денег только 300 миллионов им нужны "живыми деньгами", остальное – товарные кредиты, лизинговые и прочие бизнес-схемы. Совет директоров уже заключил договоры с российскими и зарубежными компаниями, с производителями аппаратуры и материалов, со студиями и с университетами.

За названные деньги авторы концепций намерены реконструировать старые здания и построить новые объекты – вплоть до бассейна для подводных съёмок. Они хотят обустроить собственный "инкубатор талантов" – с помощью сети филиалов собирать талантливую молодёжь со всей страны и предоставлять ей льготных условий для съёмок в Питере.

К 2020 году, по версии авторов обеих концепций, "Ленфильм" сможет получать доход от кинопроизводства и проката (15 картин и 4 сериала в год) и от собственного продюсерского центра. Это позволит, в частности, рассчитаться по кредитам.

Отдельной статьёй, согласно концепциям, должен стать доход в 120 миллионов рублей ежегодно от так называемой "Золотой коллекции" – знаменитых ленфильмовских картин, которые находятся в собственности "Госфильмофонда". Поскольку права на картины в своё время новый собственник приобрёл совершенно законно, то никто не знает, как их оттуда "выцарапать". В концепции Пичугина предусмотрено постановление правительства страны, которое обязало бы отчислять "Ленфильму" 80 процентов дохода от использования "Золотой коллекции".

Существенная разница между концепциями заключается в одном: Сигле и компания хотят превратить "Ленфильм" в студию авторского, исторического и детского кино – эдакий "кинозаповедник". Концепция Эдуарда Пичугина с единомышленниками, как выразилась председатель общественного совета при "Ленфильме", кинодраматург Светлана Кармалита, "человечнее и ближе к зрителю". "Ленфильм должен быть живой струёй, а не заповедником, - считает она. – Опора исключительно на авторское, детское и историческое кино не позволит студии существовать". Кроме того, по её словам, в концепции совета директоров, против которой некогда общественный совет собирался выступить, оказалось "меньше слов и больше дел".

Концепцию, представленную Пичугиным, поддержали и большинство представителей министерств и экспертов. Андрей Сигле пытался протестовать. Александр Сокуров плакал. Министр Мединский обещал, что решение будет принято очень быстро.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"