Очередного московского застройщика, вышедшего на рынок Петербурга, ждут проблемы. Начался банкротный процесс в отношении одного из подразделений холдинга «Квартира.ру». Руководство этой структуры уверяет, что все происходящее никак не повлияет на процессы строительства и все объекты непременно будут завершены. «Фонтанка» же решила оценить, какое наследство оставит после себя эта компания, если уйдет с рынка города.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти определил принять заявление «Банка Москвы» о признании ОАО «Инвестиционная корпорация Квартира.ру» несостоятельным (банкротом). По делу возбуждено производство, заседание, на котором будут рассмотрены требования заявителя о введении процедуры наблюдения, намечено на 3 октября. Сумма, из-за которой «Квартира.ру» может обанкротиться, составляет $6 миллионов, и этот долг банку компания не может выплатить с 2008 года.
В руководстве «Квартиры.ру» уверяют, что банкротный процесс никак не повлияет на деятельность холдинга, поскольку иск подан только к одному из подразделений компании. Однако стоит отметить, что 30 августа Арбитражный суд дал ход заявлению о признании несостоятельным еще одного подразделения - «ООО «Генеральный подрядчик Квартира.ру» - дело было приостановлено в марте 2012 года, но истец, ООО «Коммерческое инвалидное предприятие», исправил недостатки в представленных документах и разбирательству дали ход. Заседание назначено на 12 сентября. Таким образом, холдингу придется отбиваться от банкротных исков сразу к двум своим подразделениям.
Банкротство компании, а оно весьма вероятно, поскольку застройщик находится сегодня не в лучшем положении, может привести к тому, что в Петербурге останутся недостроенными два жилых комплекса: «Ладожский парк» а также 4-я очередь ЖК «Международный». И каждый из этих объектов заслуживает отдельного разговора.
Строили мы, строили...
Больше всего повезло покупателям квартир в жилом комплексе «Международный». Он почти достроен, во всяком случае три очереди уже сданы в эксплуатацию. Правда, срок окончания работ, судя по проектной декларации, был намечен на сентябрь 2009 года, а завершилось строительство только в середине 2011-го, но опоздание на полтора года стало обычным явлением. Когда будет завершена четвертая очередь, неизвестно. «Это паркинг, поэтому мы вам ничего не можем сказать», - честно ответили в клиентском отделе компании «Квартира.ру».
Зато вокруг «Ладожского парка» кипят бурные страсти. По проектной декларации первую очередь этого жилого комплекса застройщик должен был ввести в эксплуатацию еще в декабре 2008 года. И действительно — завершили в срок. Но не заселили — возникли проблемы с подключением к инженерным сетям. Дольщики в проблемы строителей вникать не стали и с марта 2009-го встали на тропу войны.
Покупатели квартир, желающие наконец получить свою недвижимость в собственность, начали писать во все инстанции — от комитета по строительству администрации Петербурга до общественной приемной партии «Единая Россия». После нескольких обращений объект взяли на контроль — это решение было принято на заседании рабочей группы по вопросам долевого строительства при стройкомитете Петербурга в октябре 2009 года.
Поскольку «Ладожский парк» был заявлен как стартовый по программе межрегионального сотрудничества, то деятельность московской компании «Квартира.ру» попала под надзор властей сразу двух столиц. На стройку регулярно — не реже чем раз в три недели приезжали и вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов, и заместитель руководителя департамента городского строительства Москвы Дмитрий Коробов. Но. несмотря на пристальный надзор, заселение первой очереди растянулось до середины 2010 года, а оформление квартир в собственность «переехало» еще и на 2011 год — из-за проблем застройщика с согласованием документации. Любопытно, что сейчас на сайте компании указано, что все объекты первой очереди сданы в 2008-м.
Третью очередь комплекса завершили и заселили на рубеже 2011/12 года, с опозданием всего на год. Зато те, кто приобрел квартиры в корпусах 2-й очереди, не могут заселиться до сих пор. Им последовательно обещали торжественно вручить ключи вначале в мае 2011-го, затем срок заселения перенесли на декабрь, затем снова на 31 мая, но уже 2012-го. Последнее обещание застройщика — начать заселение не позднее 15 сентября этого года.
Дольщики «Ладожского парка» перепробовали все методы борьбы — от голодовки и митингов до писем в приемную президента РФ. Но после каждой акции следуют все новые обещания, которые не выполняются. «Если нам и на этот раз не дадут ключи, - рассказала представитель инициативной группы дольщиков Татьяна И., - то мы пойдем на крайние меры — 17 сентября просто блокируем все подходы к стройке и все дороги, ведущие к комплексу».
Стоит отметить, что банкротный процесс, который начался в отношении «Квартиры.ру», дольщиков хоть и насторожил, но не испугал. «Мы видели сообщения об этом, - пояснила Татьяна. - Но ведь это же не страшно? Это касается только одного подразделения, а компания-то пока остается. Так что хочется верить, что свои квартиры мы все-таки получим».
На пути Орловского тоннеля
История освоения земельного участка на Свердловской набережной, 54 - 58, уходит корнями еще в 2000 год. Участок площадью 25,8 тысяч иквадратных метров приобрел у города «Невский синдикат». «Тогда на нем было три жилых дома, все они находились в аварийном состоянии, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» Андрей Бакланов, экс-глава «Невского синдиката», ныне владелец строительного бизнеса в Греции. - Надо было расселить около 50 квартир, в основном коммуналок. Расселил я их за год, но основная территория застройки — около 70% — была занята автостоянкой , и город никак не мог ее убрать».
В 2002 году, еще при губернаторе Владимире Яковлеве, появилась идея о строительстве под Невой Орловского тоннеля. 15 октября 2002 года он встретился в Смольном с председателем правления немецкой фирмы «Херренкнехт АГ» господином Жан-Клодом Амэ, на встрече обсуждался вопрос создания в створе Орловской улицы тоннеля диаметром 16 метров с трехполосным движением транспорта и пешеходной дорожкой.
Летом 2003-го проект обрел конкретику. По словам председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимира Дедюхина, подводная часть тоннеля, соединяющего створы Пискаревского проспекта и Орловской улицы, должна была составить 925 метров, а общая протяженность с выходами на поверхность – 2,5 километра. Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составляла около $200 миллионов. В ноябре 2003-го проект «благословила» уже новый губернатор Петербурга — Валентина Матвиенко.
«Было решено строить тоннель, но начались споры о том, где он пройдет, - рассказывает Бакланов. - И комитет по градостроительству и архитектуре год не мог согласовать мне проект из-за того, что никак было не определить трассу». По рассказам близких к обсуждению проекта тоннеля источников, в период 2003 - 2005 годов шел бурный спор между потенциальными подрядчиками о том, кто будет реализовывать этот проект, поэтому участок «Невского синдиката», на котором частично были выполнены работы по устройству свайного поля, оказался одним из главных доводов в споре. К тому же выяснилось еще одно обстоятельство — оказалось, что на левом берегу тоннель должен был выходить на территорию, на которой основанная Андреем Молчановым «Группа ЛСР» планировала строительство жилого квартала.
«Постоянно говорилось о том, что тоннель затронет наши сваи, - вспоминает Бакланов. - Хотя он должен был пролегать на значительной глубине и ничем нам не мешал, но это был удобный довод изменить направление и настаивать на выборе определенной технологии. Но дело не в этом, а в том, что, пока шли все эти споры, из отпущенных мне на реализацию проекта четырех с половиной лет я три с половиной не мог приступить к работе, а мне уже начали говорить о штрафных санкциях. И в 2005 году я решил, что в нашем городе все начинания могут двигаться только в том случае, если в них есть заинтересованность лично Владимира Путина, и участок продал».
Земельный участок перешел к компании «Квартира.ру». И в 2008 году общественности презентовали проект жилого комплекса «Платинум». В строительство (с учетом стоимости выкупа участка) планировалось вложить $120 миллионов. В финансовых партнерах столичного девелопера значился Русский международный банк. В комплексе должны были разместиться 607 квартир, торгово-офисные помещения на первых этажах и встроенно-пристроенный паркинг на 443 автомобиля. Предполагалось, что вдоль набережной Невы разместится жилье класса «люкс», в прилегающей к набережной части здания – «комфорт», в глубине участка – улучшенные типовые. На верхних этажах запроектированы пентхаусы — одним из преимуществ своего объекта застройщик указывает «вид на Смольный и мост Петра Великого». Любопытно, что продажи квартир в этом комплексе начались еще в декабре 2007 года — сейчас, по данным открытых источников, продано не меньше 50 - 70 квартир. Достроить объект застройщик был должен не позже конца 2009-го.
Маршрут, которым пойдет тоннель, к этому времени уже был утвержден, зато наступил финансовый кризис. И работы по возведению «Платинума» заморозили. Но, поскольку этот объект тоже возводился в рамках межрегиональной программы правительства Москвы, то в марте 2010-го ходатайствовать перед Валентиной Матвиенко о продлении сроков строительства приезжал лично первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. По результатам переговоров было решено, что первая очередь жилого комплекса должна быть достроена к июню 2011 года, вторая – к июню 2012-го. Сроки продлили без применения штрафных санкций.
После запланированного завершения строительства прошел уже год. «Платинум», перешедший по наследству уже к третьему по счету губернатору, Георгию Полтавченко, до сих пор не достроен. Теперь сроки его завершения перенесены на март 2013 года. А застройщик, "Квратира.ру Платинум" отделился от холдинга. Заодно появились и новые идеи по поводу Орловского тоннеля — на его месте может появиться однопролетный неразводной мост. Окажет ли эта идея какое-то воздействие на долгострой на Свердловской набережной, покажет время.