Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 10 августа 2012 19:55      171

«Бриллиант» Пугачевой оказался слишком велик

Проект культурно-делового центра Аллы Пугачевой в устье Смоленки Градсовет воспринял скептически. Здание, которое по замыслу певицы символизирует драгоценность, петербургские архитекторы непочтительно обозвали «антиподом бриллианта, только сложно ограненным» и к тому же «распухшим». Высоту 70 метров члены совета почти единогласно сочли чрезмерной и потребовали уменьшить до установленных регламентом 40. Но до окончательного решения еще далеко — главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев оптимистично сообщил, что «обсуждений впереди много».

Бриллиант-скульптура музыкальной формы

Эскиз будущего культурно-делового центра в устье реки Смоленки, больше известного как «Театр Аллы Пугачевой», представили Градсовету. Как сразу подчеркнул главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев, это «ни в коем случае не окончательное решение». «Мы еще будем обсуждать облик этого здания. И впереди у нас очень длинная, большая работа», - предварил он выступление авторов.

Эскиз подготовил тандем из британского архитектурного бюро Populous LLC и петербургской проектно-архитектурной мастерской «А-Лен». Главный архитектор проекта Деймон Лавель пространно объяснил, что участок, предназначенный для будущего культурного центра, — уникальный и очень ответственный. «Этот проект будет иметь огромное значение не только для Петербурга, но и для всей России, а я считаю, что и для всего мира, - заявил он. - Островок, на котором разместится здание, всегда предназначался для архитектурного акцента. А поскольку рядом находится пассажирский порт, то он станет тем входом, по которому будут судить о городе».

Дальше Лавель рассказал, что, «выполняя пожелание заказчика», он спроектировал здание, которое должно восприниматься как драгоценность, бриллиант, размещенный на вершине скипетра (в роли самого скипетра выступает устье реки Смоленки)». Кроме того, культурно-деловой центр должен стать еще и скульптурой, а также «напоминать по форме о музыке». «В последнее десятилетие Петербург переживает период культурного ренессанса, - пояснил архитектор. - И вполне обоснованно, что здесь будет реализован такой проект».

Многочисленные атриумы и остекленные поверхности будущего «бриллианта» будут прикрыты экраном, предназначенным для защиты от снега и льда. Но угол наклона и площадь граней экрана еще уточняются. «Эти вопросы находятся на стадии разработки, - объяснил Лавель. - Я пока не могу сказать, каким образом будет удаляться снег и лед, но будут использоваться технологии снеготаяния — под экраном разместятся климатические установки».

Российский соавтор британского зодчего, руководитель «А-Лен» Сергей Орешкин был более сдержан. Он кратенько рассказал историю Васильевского острова — от основания Петербурга до 60-х годов прошлого столетия. И в заключение поведал, что намытый в устье Смоленки островок всегда предназначался для градостроительного акцента — на нем планировали поставить памятник защитникам Ленинграда, но проект так и не был реализован, а позднее, когда были утверждены планы намыва, идея и вовсе потеряла свою актуальность.

После чего  Орешкин перешел к прозаическим вещам. Выяснилось, что проблем с транспортной доступностью не будет — рядом с будущим «бриллиантом» запланированы две развязки ЗСД, в районе Мичманской улицы — еще одна, в крайнем случае посетителей можно доставлять от метро «Приморская» по Смоленке с помощью водного такси. Функция этой территории — торгово-деловая, строить жилье здесь нельзя, поэтому в культурно-деловом центре не будет никаких квартир, а только гостиница и апартаменты. Единственное препятствие — по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) на островке возможно строительство зданий высотой до 70 метров, а по закону о режимах зон охраны — только до 40.

Но авторы проекта проверили, как будет восприниматься 70-метровое здание на различных моделях, — ни с каких стратегически важных точек его не видно. А также по их заказу ООО «ДевРос» выполнило историко-культурную экспертизу, и положительное заключение КГИОП уже получено. Поэтому Градсовет попросили одобрить повышение высотного регламента для возведения «необходимого городу объекта».

Это не бриллиант, а его антипод!


Рецензент Владимир Григорьев проект сдержанно похвалил, с удивлением отметив, что парковок более чем достаточно. «Мы дважды проверяли, их там даже больше, чем требуется по нормативу», - обескураженно признался он. Сомнения у него вызвал предложенный заказчиком облик будущего здания. «Самое первое впечатление, что место диктует стиль, - заметил архитектор. - Здесь просится что-то строгое, симметричное, более простого объема».

Зато выступающие эмоций не сдерживали. Вячеслав Ухов возмущенно заявил, что в те времена, когда островок предназначался для градостроительного акцента, была совсем другая архитектурная среда — памятник должен был находиться на кромке земли и воды и символизировать окончание города, а сейчас островок находится в центре застройки. «Смоленку будет перекрывать вот эта огромная масса, - заявил он. - Она просто задавит собой реку. Впрочем, это мое частное мнение», - тут же добавил выступающий.

Заступиться за проект попробовал Феликс Буянов, сообщивший «как василеостровец и как обыватель», что такое здание городу нужно — в этой части острова «огромные пустынные пространства и слышны только крики чаек и пьяных с импровизированного пляжа. Но бриллиант не получился, - добавил он, видимо, уже как архитектор. - Это — антипод бриллианта, правда очень сложно ограненный».

В ответ Анатолий Столярчук, тоже «как василеостровец», заявил, что габариты будущего здания должны быть уменьшены хотя бы в два раза. «Сейчас его просто распирает, оно выглядит разбухшим», - заявил он. Коллегу поддержал Михаил Мамошин, не преминувший вставить шпильку городским властям. «Я очень рад, что всего за пару месяцев (именно столько прошло со времени отказа правительства Петербурга от идеи строительства Центра искусств на Среднем проспекте. - Прим.ред.) мнение  администрации города переменилось, и теперь культура нам нужна, - заявил архитектор. - И это очень хорошо, что у нас появится такой центр. Но его размеры выдают желание заказчика замаскировать офисы и апартаменты, можно обойтись 2/3 от заявленных габаритов. Давайте еще раз подумаем, - предложил он. - И может быть, внесем какие-то изменения в проект».

Никита Явейн раскритиковал предложенный проект «как практик»: «Иногда хожу на стадион «Петровский» и посещаю концертный зал «Октябрьский». Прикинув территорию, которую будут занимать люди, пришедшие на концерт, и добавив к ним поток грузовых машин и автобусов, необходимых для работы центра, он пришел к неутешительному выводу: «Проект нежизнеспособен, или же для него потребуется расчистить около 2 га прилегающей территории».

Последний гвоздь в крышку гроба «бриллианта» забил Владимир Попов. «Мы имеем дело со строительством центра поп-искусства, русского шоу-бизнеса, - вынес он свой вердикт. - Для меня это равносильно тому, что в Петербурге появится какой-то аналог «Фабрики звезд». И мне очень странно, что подобные начинания разрешаются без какого-то общественного обсуждения».

Что касается «бриллианта», то Попов предложил перенести его куда-нибудь в другое место. «Вот есть у нас в стране замечательный город Пермь, - заявил почетный президент петербургского Союза архитекторов. - Они позиционируют себя как новаторы, открывают всякие ультрасовременные театры, проводят модернистские выставки, создают музеи нового искусства. И вот там, на реке Каме, это замечательное здание будет очень уместно. А здесь, в нашем городе, я не хочу его даже обсуждать».

Семьдесят метров, и ни сантиметром меньше

На голосование было вынесено два вопроса: нужен ли городу в принципе этот культурно-деловой центр и одобряет ли Градсовет повышение регламента застройки до 70 метров? Идею появления центра архитекторы с небольшим перевесом голосов одобрили, а увеличивать допустимую высоту отказались категорически — не спасло даже повторное голосование по этому пункту.

Впрочем, как объяснил позднее журналистам Юрий Митюрев, вопрос о предоставлении инвестору разрешения увеличить высоту будет обсуждаться на заседании комиссии по землепользованию и застройке, и там мнение Градсовета не будет иметь значения. Да и вообще — решения архитектурной общественности носят только рекомендательный характер. И скорее всего, события будут развиваться по следующему сценарию: комиссия определит, до какого уровня можно будет повысить будущее здание, а дальше архитекторы будут предлагать Градсовету все новые и новые разработки по теме — пока не будет найден консенсус.

Директор ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» Юрий Голованов решением Градсовета обескуражен не был. Он заверил журналистов, что все вопросы сейчас «проходят согласования», но рассматривать предложение уменьшить высоту отказался категорически. «Тогда у нас не сложится экономика проекта, - пояснил он. - Это строительство — частная инициатива, просто мы, учитывая потребности города, строим концертные и выставочные площади. Но срок окупаемости концертного зала — 18 лет, и этого мы себе позволить не можем. Наше здание — со всеми предусмотренными функциями — должно окупиться в течение 6 лет».

Напомним, строительство культурно-делового комплекса на участке в устье Смоленки должно было начаться еще в 2010 году, однако постановление о строительстве было утверждено только в августе 2011 года — на одном из последних заседаний правительства, проходивших под руководством Валентины Матвиенко. Стоимость комплекса оценивалась в 100 млн долларов. Соучредителями ООО "Театр песни Аллы Пугачевой", которое отвечает за строительство и руководство будущим центром, первоначально были бизнесмены Максим Воробьев (владелец компании "Русское море") и его партнер Михаил Кенин, а также сама Пугачева, ее дочь Кристина Орбакайте и компания PMI. Однако позже состав собственников изменился — сейчас 49% акций принадлежат Алле Пугачевой, 51% - компании PMI.

Площадь отведенного под строительство участка составляет 27 411 квадратных метров, под застройку планируется занять 17 221 «квадрат». Предусмотрен двухэтажный подземный паркинг на 1243 машино-места. Соотношение площадей в будущем культурно-деловом центре явно не в пользу культуры: 19 000 квадратных метров занимает арена (она же — концертная площадка на 6 тысяч человек), 25 450 квадратных метров — выставочный зал и 15 100 квадратных метров — зона развлечений. На ресторан отводится 4400 «квадратов», на гостиницу (121 номер) — 8280 «квадратов», на апартаменты (131 шт.) - 31 070 «квадратов».

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"