Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 июня 2012 14:02      261

Интеллигенция в защиту Pussy Riot: пошло, аморально, но не преступно

Эльдар Рязанов, Борис Гребенщиков, Павел Чухрай, Вероника Долина, Рома Зверь, Фёдор Бондарчук, Лёва Би-2, Олег Басилашвили, Марк Захаров, Чулпан Хаматова... Всего – 102 человека, представители самых разных течений в искусстве, кумиры разных поколений, спорящие друг с другом о культуре и политике, поставили подписи под одним документом: письмом в Верховный суд и Мосгорсуд в защиту трёх "неформалок" из Pussy Riot. Художники просят освободить девушек. Потому что совершённое участницами печально знаменитого "панк-молебна" можно оценивать как угодно с моральной точки зрения, но это не уголовное преступление. А преследование их вредит в первую очередь самой церкви, которую государство так неумело бросилось защищать... Однако три эксперта в рамках уголовного дела уже выдали заключение, из которого следует совсем другое: судить как преступниц – по статье, сулящей срок вплоть до 7 лет. "Фонтанка" изучила оба документа.

Открытое письмо со ста двумя подписями виднейших представителей российской культуры было опубликовано сегодня, в среду, 27 июня, в "Московском Комсомольце". "Мы, нижеподписавшиеся, по-разному оцениваем морально-этическую сторону действий участниц февральской акции в храме Христа Спасителя, – говорят подписанты. – Но..." И дальше всего 4 причины, по которым, как считают художники, девушек из Pussy Riot недопустимо держать под стражей:

"– мы считаем, что действия Pussy Riot не являются уголовным преступлением. Девушки никого не убили, не ограбили, не совершали насилия, не уничтожали и не похищали чужого имущества. Россия – светское государство, и никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования;

– мы полагаем, что уголовное дело против Pussy Riot компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом. Все то время, пока участницы акции находятся под стражей, в обществе нарастает атмосфера нетерпимости, что ведет к его расколу и радикализации;

– мы не видим законных оснований и практического смысла дальнейшей изоляции от общества этих молодых женщин, не представляющих никакой реальной опасности. Тем более что две из них – молодые мамы;

– мы убеждены, что необходимо освободить из-под стражи Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич и прекратить их дело или переквалифицировать его из уголовного в административное".

Полный список тех, кто подписал обращение, можно увидеть здесь.

А несколькими днями раньше три эксперта, три доктора наук – филолог, юрист и психолог - завершили экспертизу в рамках уголовного дела. И подписали заключение о том, что обвиняемые не только демонстрировали неуважение к социальной группе – верующим, руководствуясь стремлением возбудить религиозную вражду, но делали это "по единому замыслу… то есть выявлено наличие договорённости". Экспертизу проводили: главный научный сотрудник Института мировой литературы Всеволод Троицкий, председатель правления РОО "Институт государственно-конфессиональных отношений и права" Игорь Понкин и профессор Московского городского психолого-педагогического университета Вера Абраменкова.

По мнению экспертов, "существенным обстоятельством" является то, что свою акцию участницы группы Pussy Riot проводили в "культовом здании", в котором "действуют особые правила поведения, не допускающие действий противоречащих каноническим правилам Русской Православной Церкви".

Предупреждаем: то, что мы будем цитировать дальше, – серьёзный документ, приобщённый к материалам уголовного дела как ключевое доказательство вины фигуранток.

Эксперты выявили, в частности, нарушения следующих законов:

- 9-е Апостольское правило – запрет "творить бесчинства в церкви";

- 62-е правило Трульского Собора – запрет "находиться в церкви в "комической" или "сатирической" одежде и производить там пляски";

- 75-е правило Трульского Собора – запрет осуществлять в церкви "бесчинства посредством воплей" и вообще осуществлять "несообразное и несвойственное церкви";

- 15-е правило Лаодикийского Собора – запрет "кому-либо, кроме церковных певчих, осуществлять пение на солее"…

За это не церковь предала богохульниц анафеме. Нет, они сидят под стражей и будут отвечать по вполне светскому закону под названием Уголовный кодекс. В истории христианства что-то похожее уже было. Называлось инквизицией.

Помимо перечисленных норм, констатируют эксперты, девушки нарушили ещё один "закон" – "Памятку", которая висит "перед входом в Храм". И расположена – цитируем! – "таким образом, что таковая не может быть не увидена любым входящим в это здание лицом".

Упомянутый документ предписывает посетителям: не сквернословить, не оголять "плечи, грудь, живот и др.", не пользоваться электронной аппаратурой и так далее. Требования вполне понятные, справедливые, применимы не только для храма. Другое дело – тянет ли пренебрежение ими на 7 лет колоний – максимальная санкция по статье о злостном хулиганстве, которая вменяется панк-девицам.

– Почему надо опрокидывать церковные правила – в уголовные законы? – удивляется адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин. – Да, их поведение было пошлым, мерзким, эпатажным, но не преступным! Было административное нарушение по статье 5.26, часть 2, КоАП (о нарушении законодательства о свободе совести и осквернении реликвий. – "Фонтанка".). Это тяжёлая и неприятная статья. Вот и надо было оштрафовать их по этой статье!

Как следует из экспертного заключения, 21 февраля в 11 часов 20 минут происходило вот такое безобразие: Екатерина Самуцевич, Мария Алёхина, Надежда Толоконникова и ещё два неустановленных лица, "находясь в помещении Кафедрального Собора Русской православной церкви – Храма Христа Спасителя", обрядились в "скрывавшие… лица разноцветные шапки-маски с прорезями для глаз и рта", "колготки (или лосины) и короткие платья, всё – яркого, "кислотного" цвета", затем "преодолели ограждение части зала Храма Христа Спасителя перед алтарём, проникли на солею и амвон. После чего, находясь возле алтаря, в течение нескольких минут осуществляли выкрики, громко пели песню, танцевали". Когда охрана выдворяла девиц, они скандировали: "Срань Господня".

Впрочем, есть и такая точка зрения, что на самом деле участницы скандальной акции виноваты в другом. Зачем же было за 2 недели до 4 марта в главном храме страны, истово крестясь, громогласно (ещё и с использованием, как отметили эксперты, усилителя звука) просить: "Богородица, Путина прогони"? Именно в этом и заключался пресловутый "панк-молебен". Всё остальное, что анализировали эксперты по записи, это, как утверждает адвокат Фейгин, вовсе не видео из храма, а ролик, который смонтировали и вывесили в интернете сами "пуссириотки". В храме же девицы провели считанные минуты. Косвенно это подтверждают и эксперты, отметившие, что девушки успели исполнить только один куплет песни, а включенная ими музыка звучала "непродолжительное время".

Последняя экспертиза, фактически пригвоздившая девиц к нарам, стала в этом уголовном деле третьей. Две предыдущие тоже проводились по поручению следственных органов. Но в первых двух случаях эксперты дали такие заключения, что получалось – не было преступления, девиц надо оштрафовать по "административке" и гнать в шею из СИЗО.

– Первую экспертизу назначал ещё следователь Хамовнического ОВД 28 февраля, – рассказал "Фонтанке" Марк Фейгин. – Её проводило ГУП "ЦИАТ", которое проводит большинство подобных экспертиз. Оно дало заключение о том, что имело место оскорбление, но не было такого мотива, как религиозная ненависть, а значит, нет уголовного состава.

Дело по "панк-молебну" было возбуждено по месту совершения предполагаемого хулиганства – в ОВД района Хамовники. Тогда им занимался следователь в чине старшего лейтенанта. Это он назначал первое исследование и ставил вопросы перед экспертами. После ответов все материалы у него забрали "наверх" – в управление по Центральному административному округу Москвы. Там делом занялась уже группа под руководством подполковника Артёма Ранченкова, и тот назначил вторую экспертизу – дополнительную. Но и тут вышла "осечка": эксперты на все вопросы ответили отрицательно, преступления не увидели.

И тогда по ходатайству потерпевшей стороны (представителя церкви) была назначена третья экспертиза. Её поручили уже другим специалистам.

Третий результат, судя по всему, оправдал ожидания. Во всяком случае, за ним последовало заявление об окончании предварительного следствия, обвиняемые начали знакомиться с материалами дела, а подполковника Ранченкова ждала заслуженная награда. Он больше не работает в окружном управлении. "Артём Ранченков переходит в Следственный департамент России, – подтвердил "Фонтанке" руководитель пресс-службы ГУ МВД Москве Андрей Галиакберов. – Является ли это повышением? Я не знаю, какая у него там будет должность, но это вышестоящая организация".

Все три "хулиганки", как выяснила "Фонтанка", выросли в интеллигентных семьях. У Кати Самуцевич рано умерла мама, её воспитывал отец – человек довольно строгих правил. "Он во многом не согласен с дочерью, но сейчас ходит на все суды, старается её поддержать", – рассказал Марк Фейгин.

У Маши Алёхиной похожая ситуация, только она росла со строгих правил мамой. Сама Маша – по профессии эколог. В своей "дотюремной" жизни много времени посвящала больным детям, ездила по хосписам. У Маши есть 5-летний сын, с которым сейчас остались её мама и муж.

Надя – самая юная из "соучастниц", ей 22 года, она – студентка философского факультета. Отчасти это говорит о склонностях девушки. Тягу к творчеству и философии Надя унаследовала от папы, который работал врачом-педиатром, но всегда увлекался искусством. Из искусства и философии и сложился в голове у девушки особый "коктейль".

Как и Надя, её подруги относят себя к особому творческому направлению – акционизму. Это течение ориентировано на стирание грани между искусством и реальностью. Оно предполагает, что художник сам становится частью своего творения, выступая организатором некоего процесса, в ходе которого грань-то и стирается. Иначе говоря, в храме Христа Спасителя, обращая свой призыв к Богородице, молодые акционистки просто "стирали грани". Трудно сказать, смягчает это их вину или усугубляет – с точки зрения земного Кодекса. С точки зрения другого Судьи? Время покажет.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"