Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 июня 2012 10:38      243

Культурная столица снова утонула в «Лебединых озерах»

Скорбное однообразие отличает театральную афишу Петербурга летом, когда в Неву заходят круизные лайнеры. Причем, туристы, зачастую, даже не подозревают, что видели одно из шести существующих в городской афише «Лебединых озер», ценность которого точнее всего выражается понятием «тираж». «Фонтанка» произвела ревизию этой культурной услуги.

Практически на всех центральных театральных площадках города, где можно разместить оркестр, идут спектакли с одним и тем же названием – «Лебединое озеро». И понятно почему: без этого знаменитого на весь мир балета паззл под названием «Петербург» для туристов не сложится.

Речь идет о самых роскошных и привлекательных театральных залах в историческом центре - Александринском театре, Театре консерватории им. Римского-Корсакова, Театре музкомедии и Эрмитажном театре – до начала капитального ремонта в этот список входил также и Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова.

Для начала стоит привести тот удивительный факт, что ни у туристов, ни у петербуржцев нет никаких шансов увидеть в это лето два главных «Лебединых озера», которые являются несомненным фактом искусства, вызывают споры в когорте критиков, привлекают взыскательную публику, выезжают на крупнейшие мировые фестивали – «Лебединое озеро» Мариинского и Михайловского театров. В летней афише Михайловского театра это название отсутствует вовсе. А в летней афише Мариинки присутствует дважды, но на один из спектаклей билетов уже давно нет, а на второй еще некоторое количество осталось, но по ценам от 4200 до 7000 рублей. Так что желающим непременно познакомиться со знаменитым произведением предлагаются варианты, что называется, для «небалетной публики». И тут тоже есть градации.

Самым представительным среди поставщиков популярного балетного зрелища на музыку Чайковского является Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Л.Якобсона. Во-первых, это театр с серьезной традицией (его создатель Леонид Якобсон – один из основателей модернистской хореографической школы), во вторых – с обширным и серьезным репертуаром, где можно обнаружить не только расхожие балетные хиты, но и работы современных хореографов, и бережно хранимое наследие Якобсона, с которым театр время от времени выезжает на «Золотую маску». «Лебединое озеро» здесь идет в декорациях Семена Пастуха – художника, нередко работающего в том числе и для Мариинки. Оркестром театра «Зазеркалье» дирижирует Павел Бубельников. Якобсоновский балет занял самую козырную площадку – тысячный зал Александринки. Цены на билеты здесь варьируются от 900 рублей на балкон 3 яруса и ложи 4-го яруса до 3500 рублей в знаменитую Царскую ложу. И все же надо понимать, что каким бы уровнем профессионализма ни обладала труппа, артисты, выходящие на сцену в двадцати спектаклях подряд, первоклассного качества не выдадут.

Остальные три театра, поддерживающие «лебединую» славу нашей культурной столицы, - это театры, которые в Петербурге увидишь только летом, и чей репертуар ограничен исключительно популярной балетной классикой: «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Пахита», etc. Из них наиболее известен в узких кругах «Театр балета К.Тачкина». Его «Лебединые озера» можно увидеть в Эрмитажном театре, в великолепном зале на две с половиной сотни мест по цене 2000 каждое.

Что до «Санкт-Петербургского театра классического балета», который на июнь-июль обосновался в зале на 1200 мест петербургской Консерватории им. Римского-Корсакова, то о нем знатоки балета ничего сказать не могут, а сайт в качестве одной из главных заслуг коллектива приводит «большой фурор в Сирии» в 2007 году – тогда сирийцы будто бы впервые созерцали российское «Лебединой озеро» и были совершенно покорены. В Петербурге желающим пережить подобное же потрясение предлагается заплатить от 900 до 1600 рублей.

Наконец, театр «Русский балет», также незнакомый балетоманам, но похваляющийся на своей странице в сети полусотней мировых турне, арендует уютный зал на 750 мест Театра музыкальной комедии, а за просмотр истории любви принца Зигфрида и прекрасной Одетты просит от 800 до 2000 рублей.

По самым скромным подсчетам, один спектакль «Лебединое озеро» в зале-тысячнике приносит организатором около миллиона рублей. Хватит и на аренду, и на гонорары, а единственный из названных четырех театр со статусом «государственный» – Театр им. Якобсона - с легкостью выполнит годовое госзадание: оно с этого года, напомним, определяется количеством зрителей, посетивших спектакль. И городская казна в прогаре тоже не останется. Другое дело, что к событийному туризму, о котором столько говорят нынешние культурные власти, «лебединая лихорадка» не имеет никакого отношения. Скорее, наоборот, свидетельствует о застое театральной жизни. Так что не случайны вопросы, которые задают представители западных круизных компаний о качестве балета в Петербурге — в последний раз эту тему они поднимали на днях, на встрече с вице-губернатором Василием Кичеджи.

Вот, скажем, в небольшой финский город Тампере, куда круизные лайнеры не заходят, туристов привлекают совсем иначе: за лето здесь проходит более 20 международных фестивалей и форумов с такой впечатляющей афишей, что слава о них гремит по всей Европе. С другой стороны, среднее поколение петербуржцев хорошо помнит времена, когда на городских самых центральных площадках каждое лето проходили гастроли лучших театров Москвы и периферии, и залы были так же полны, но это было тогда, когда гастрольная деятельность театров была частью государственной культурной политики. А на сегодняшний день жителям культурной столицы, жаждущих серьезных театральных впечатлений, в том числе, и летом, остается только порекомендовать отправиться в Тампере, Вену, Авиньон или Эдинбург – крупнейшие центры летнего театрального туризма, предоставив Петербургу вязнуть в лебединых болотах.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»