Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 06 июня 2012 14:29      421

Дети и куклы в удобном городе Тампере

Возникший в 1779 году вокруг текстильной фабрики город Тампере в последней трети XX века превратился из чисто промышленного центра еще и в одну из культурных столиц Финляндии. В первую очередь благодаря десяткам фестивалей, обеспечивающим так называемый «событийный туризм». Международный фестиваль кукольных театров «Мукамас» фактически открыл летнюю фестивальную сессию и стал отличным поводом поговорить об индустрии детских развлечений, которая в Финляндии есть часть государственной политики. 

«Мукамас» играет в куклы по-взрослому

На площади перед старой ратушей стоит нечто вроде палатки, но округлой формы и ворсистой фактуры. Вокруг толпится народ. Группе российских журналистов рассказали, что в это время в этом месте должен быть уличный спектакль. И, оказывается, он уже идет. Для тех двух счастливцев, чьи ноги торчат из-под «палатки». Остальные смиренно ждут своей очереди, разглядывая буклет фестиваля «Мукамас», который каждый проходящий мимо получает от услужливой женщины, говорящей по-английски. В буклете сказано, что спектакль посвящен удивительному явлению, описанному в финском фольклоре, – когда человек или животное вдруг оказывается затерянным в пространстве буквально: его никто не видит, и он сам потом, вернувшись, не может вспомнить, что с ним случилось. Однако после этого «провала» природа начинает относиться к нему благосклонно – ему везет на охоте, он снимает самые богатые урожаи.



Спектакль идет пять минут, очередь движется быстро, и вот уже твою голову накрывают суконной «крышей» палатки, в ушах у тебя наушники с медитативной музыкой, а перед глазами – маленькое окошко. Заглядываешь в него – и словно проваливаешься в другую реальность. Точнее, нереальность. Лесная картинка: под толстым стволом сухие листья и травинки, в которых дремлет существо с человеческим лицом – нос и губы видны отчетливо, глаза накрыты шарфом, но тело кажется бесплотным. Но вот травинки, управляемые руками актеров и напоминающие длинные цаплины ноги, начинают вышагивать по телу, щекотать его – в какой-то момент шарф спадает с глаз спящего, а лицо оказывается очень близко от вас - и черные глаза существа выглядят настолько живыми, что несколько секунд даже сомневаешься, не человек ли это? Нет, кукла. Но эффект достоин иллюзионов в лучших парках аттракционов, а сделан буквально, что называется, «на коленке».

Следующие несколько картинок, где присутствуют крошечная принцесса и аквариум, в меру завораживают, но не могут затмить куклу с пронзительными черными очами. Вспоминаются куклы полувековой давности из музея петербургского Большого театра кукол, глаза которых именно для достижения эффекта живости сделаны из натуральных драгоценных каменей, но здесь, напоминаю, речь о крошечном финском негосударственном театре с самым непритязательным именем: «Уличный театр». Поскольку представления его бесплатны, театр явно существует на минимальные муниципальные гранты по какой-нибудь антиурбанистической программе (спектакль, как сказано в буклете, преследует цель ненадолго переместить городского жителя в другую среду, приблизить его к природе), однако этот маленький театрик умудряется достойно соседствовать в фестивальной афише с одним из китов мирового кукольного театра – «Дуда Пайва Компани».

Спектакль Дуды Пайвы, обеспечивающий фестивалю высокий рейтинг, - роскошное зрелище под названием «Проклятье» с идеально пластичными актерами: виртуозно управляя мягкой куклой – отвратительной зеленой старушенцией – они рассказывают без слов историю о жизни двух нерадивых хирургов, которые во время операции удалили из ядовито-зеленого тела две красные туфельки, а они оказались сердцем «бабули», после чего жизнь медиков превратилась в сущий ад. Кошмарные трансформации – это десятки комбинаций из двух человеческих тел, саморасчленяющейся плоти зеленого страшилища и еще одной куклы, собачонки. История эта, само собой, не про врачей, а про то, что мир не так очевиден, как многим кажется, так что, если, оперируя старушку, вы вдруг обнаружите в ее недрах пару красных башмачков, лучше оставить их на месте.

Немало впечатлил российский золотомасочный «Медведь» из Костромского театра кукол – чеховский водевиль, поставленный режиссером из Пензы Владимиром Бирюковым с портретными куклами Оксаны Мысиной, Сергея Гармаша и Камиля Тукаева (которых и озвучивают их прототипы). На мастерство актеров в работе с марионеткой все гости фестиваля смотрели так, как глазели, очевидно, люди на Левшу, подковывающего блоху. Но эти топовые чудеса кукольного театра для взрослых не изгладили впечатления от микроперформанса из финского фольклора, увиденного в шатре. Спектакли подобных маленьких театров обеспечивают ощущение активной и плодотворной культурной среды.

Как объяснила позже создатель и руководитель фестиваля Манси Штюц – она же директор театра «Мукасас» и председатель союза кукольных театров Финляндии (финское отделение европейской Ассоциации кукольных театров для детей), финский кукольный театр – достаточно молодой, и мастерства известных кукольных театров мира ему недостает. Но отсутствие опыта здесь стараются компенсировать разнообразием современных форм и активной социальной позицией.

Как театр «как бы» стал театром настоящим

«Мукамас» в переводе с финского означает «как бы». Манси Штюц поясняет, что, когда театр возник в 1979 году, это был «как бы театр с как бы зарплатой». Ничего толком не было, кроме желания создать полноценный кукольный театральный проект. Стали ездить по Европе с целью усвоить и применить лучшее. В 1999 году, став уже серьезным театром – одним из трех кукольных государственных театров Финляндии, – пригласили тех, у кого учились, друзей со всей Европы. Получился хороший фестиваль.



И все-таки собрать приличную афишу не так сложно, как наладить ежедневную качественную работу стационара, превратить его из «как бы» театра в театр подлинный, с программой, качественным репертуаром и внятной социальной функцией. Для детского театра именно последний пункт крайне важен, но в России об этом частенько забывают, а вот у финнов этому как раз можно поучиться. Здесь, как и в России, существует серьезная проблема со свежей драматургией, сочиненной специально для детского театра. Как рассказывает Манси Штюц, «Мукамас» обратился в Евросоюз с проектом творческого конкурса для детей-драматургов, которые сами сочинят пьесы о том, что их волнует. Конкурс на средства Евросоюза состоялся, победила 15-летняя девушка, пьеса которой была поставлена в «Мукамасе». Конфликт пьесы в форме рождественской сказки оказался не оригинален: подросток размышлял на тему, «что такое хорошо и что такое плохо». Но пьеса напомнила взрослым, что в сегодняшнем мире, допускающем предельный нравственный релятивизм, детям взрослеть трудно, как никогда. Ибо без четких нравственных критериев процесс формирования личности затрудняется многократно. И об этом нельзя забывать, какие бы новации ни поднимал на знамя современный театр для молодых.

Рискну предположить, что главная социальная проблема в кругу детей и подростков во всей Европе - тоже общая: подмена реального существования виртуальным. И театр «Мукамас» тоже по мере сил берется ее решать. В репертуаре, который в год обновляется примерно на 2 - 3 спектакля, уже несколько лет держится название «@Hanna». В спектакле обсуждается проблема реальных и виртуальных друзей. Поскольку в зале театра «Мукамас» в Тампере всего 70 мест, театр практикует выезды в школы, где «@Hanna» собирает по 200 зрителей разом.

Что касается материальных условий, в которых театр существует, они таковы: бюджет одного детского спектакля составляет от 15 до 50 тысяч евро, а средняя зарплата актера – 2,5 тысячи евро, но не стоит забывать, что средний финн платит за квартиру примерно 1000 евро в месяц. Билет на фестивальный спектакль стоит 10 евро, на обычный – 6 евро. Гостям, которые соберутся посетить Тампере с детьми, важно знать, что большинство спектаклей в «Мукамасе» идут под грифом «few speech». То есть практически без слов и перевода не требует.

Парк развлечений «Сяркянниеми»: от 0 до 168 метров

Парк Сяркянниеми – еще один масштабный проект, к которому смело можно приложить термин kids-friendly, принятый на Западе, но мало что говорящий россиянам. Этот семейный парк развлечений включает в себя не только вольготное времяпровождение, но и воспитание, и правильное питание, и заботу о безопасности, и решение социальных проблем. Знакомство с парком Сяркянниеми провела Мариа Эскелинен, здешний менеджер по проектам. Общались в ресторане на башне Нясиннеула, крутясь над землей на высоте 168 метров (для сравнения: так не вступивший в строй после пожара ресторан «Седьмое небо» на Останкинской башне в Москве находится на высоте 328 метров). Как выяснилось, сама башня практически с момента постройки в 1971 году превратилась в символ города Тампере, а ресторан на данный момент входит в десятку лучших ресторанов Европы на обзорных башнях, и совершенно по праву, как убедились журналисты, поедая свежайший лосось после изумительного грибного супа с телятиной.

Комплекс Сяркянниеми имеет редкую многоплановость: тут расположены аквариум, планетарий, дельфинарий, Музей современного искусства Сары Хильден и 30 аттракционов. В дельфинарии – пять дельфинов, два из которых родились в Сяркянниеми, причем Тампере – самое северное место, где живут дельфины. В океанариуме проводятся занятия для школьников по экологии морей. А среди аттракционов год от года появляются новые зоны, отражающие самые животрепещущие интересы детворы. Например, 8 июня в Сяркянниеми открывается первая в мире зона Angry Birds. Если кому-то из взрослых еще и надо разъяснять смысл этой одной из самых популярных в мире компьютерной игры, где сердитые птички по природе своей вовсе не сердиты, а лишь яростно отбивают у зеленых хрюшек похищенные яйца, - то детям все это отлично известно. И если учесть, что за сезон парк посещают 500 тысяч человек, то программа по освоению детворой реальности, альтернативной виртуальной, хотя и с ее атрибутами, и в этой части развлечений можно уже сейчас считать выполненной.



В качестве полезной информации стоит добавить, что русские дети в Сяркянниеми не будут страдать от языкового барьера, поскольку ежегодные буклеты выпускаются, в том числе, и на русском языке, а также в парке работают русскоязычные сотрудники, специально нанимаемые на лето. На сайте парка Сяркянниеми также существует страничка на русском языке. Цена единого дневного билета, дающая право на посещение всех аттракционов – 35 евро, но если рост ребенка ниже 120 см, снижается и цена – до 29 евро. Отдельно важно, что в парке работает особая программа безопасности, которая предусматривает ежедневную проверку всех аттракционов, а аниматоры специально, что называется, «натасканы», чтобы следить за играми юных посетителей и оказаться «на месте» в нужное время. Ну а за качество фермерской еды парк Сяркянниеми получил Экологический знак северных стран.

Мария Эскелинен также рассказала, что мэр Тампере, построивший башню, выстроил в городе еще и Ледовый дворец. «Теперешние политики более осторожны и не затевают таких масштабных проектов, хотя доходы города и приток туристов сильно увеличились с момента появления этой башни и парка», - вздохнула Мария на прощание. В доказательство стоит привести впечатляющую цифру: годовой оборот парка развлечений Сяркянниеми составляет 19,9 млн €, про этом парк сам себя окупает и даже приносит городу (держателю ста процентов акций) небольшой доход – в прошлом году он составил 0,5 млн €.

PiiPoo – культурный центр нового типа в торговом центре

Первое, что удивило в торговом городе «Идеапарк» в нескольких километрах от Тампере: звуки оркестра. В центральном холле на первом этаже, как выяснилось, действительно разместился внушительный оркестр школьников, который исполнял популярные мелодии. Качество игры было, конечно же, не филармоническое, но прохожие, включая и автора текста, непременно останавливались, чтобы умилиться тому, как, например, четыре светловолосые девчушки в первом ряду сосредоточенно и синхронно дудели в свои флейты. При этом дети чувствовали себя совершенно свободно, словно исполняли привычный, хотя и достаточно торжественный, ритуал. К детскому центру PiiPoo, ради которого журналистов сюда завезли, концерт отношения не имел, но легко вписался в сюжет о детстве как о продуманной и многосторонней социальной программе, который сложился в процессе поездки.

PiiPoo же оказался детским творческим центром, где помимо групп с установленными часами работы есть еще и комнаты по интересам: в одной из них можно раскрашивать и рисовать, а также дизайнировать пространство в маленьких домиках, где на стенах уже развешены шедевры мировой живописи, в другой – играть в подвижные игры и осваивать азы скалолазания на стене с гигантской репродукцией картины Сальвадора Дали «Время течет». Почему была выбрана именно эта картина, юная сотрудница центра, проводившая экскурсию, так и не смогла объяснить. Зато она рассказала, что в определенные часы дети здесь могут научиться танцевать в стиле диско (комната для таких занятий и впрямь напоминала клуб со светомузыкой и крутящимся под потолком зеркальным шаром), снимать мультфильмы, делать дизайнерские поделки, а также осваивать основы циркового искусства: за тяжелой металлической дверью обнаружился уютный зал для цирковых представлений с трапециями, канатами, матами и цирковым оборудованием. Вопрос про ограничения по возрасту рассказчицу изрядно удивил: выяснилось, что начинать заниматься цирком дети в PiiPoo могут сразу, как научатся ходить.

Всеобщее внимание привлекла большая стеклянная колба со множеством пустышек всех мастей, стоящая недалеко от входа. Оказалось, финские младенцы именно у этого объекта принимают первое волевое личностное решение: отказываются от соски раз и навсегда. 



Также выяснилось, что в художественной студии рисуют, делают итальянские маски и другие оригинальные вещицы не только дети, но и люди из домов престарелых, в том числе с незначительными нарушениями психики.

Кстати, когда наша группа покидала «Идеапарк», в центральном холле играл уже другой оркестр – состоящий из пенсионеров. И ведь понятно, что "пионеры и пенсионеры" - это не отдельная цель, а один из элементов комплексного цивилизованного отношения к качеству жизни, включающего в себя и изобретательную городскую скульптуру, и действующую фабрику в центре города, на заднем дворе которой безо всякого вреда для здоровья можно открыть уютный ресторанный дворик, утопающий в цветах, и целые поляны нарцисов и тюльпанов непосредственно у дворовых контейнеров для мусора, и так далее и тому подобное, что делает город комфортным для людей. 



Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»