Доходная часть бюджета Петербурга на 2012 год «упадет» в целом на 20 миллиардов рублей. Это окончательный прогноз Смольного - в ЗакС поступили поправки губернатора ко второму чтению документа. По ним, как и ожидалось, секвестрование продолжилось. К заявленным ранее 8,1 миллиарда рублей добавилось еще 11,9 миллиарда рублей. «Фонтанка» изучала, что точно не будет профинансировано в текущем году.
О первых потерях бюджета «Фонтанка» писала еще в начале апреля, когда документ «О внесении изменений в закон «О бюджете Петербурга» был внесен на рассмотрение в первом чтении.
Напомним, что изменения бюджета со знаком «-» в том числе связаны с потерями петербургской казны из-за изменения федерального законодательства. Некоторые регионы теряют часть налогов после того, как были приняты изменения к закону «О консолидированной группе налогоплательщиков» (Петербург, например, от «Газпромнефти», «Сибура» и т.д). С нынешнего года прибыль поступает в тот регион, в котором была получена согласно размещенным объемам производства. В прошлом году от предприятий нефтегазовой отрасли в бюджет города поступило порядка 35 млрд налогов, только от «Газпромнефти» из этой суммы — 22 млрд.
Новый секвестр коснулся практически каждого ведомства Смольного. Это было предсказуемо, так как еще в середине апреля от финансового вице-губернатора Сергея Вязалова главным распорядителям поступили «письма счастья» с указанием пересмотреть свои запросы на городскую казну. По ряду ведомств, как и предполагалось, речь шла о миллиардах рублей. Хотя, в большинстве случаев, поправки затронули «всего лишь» десятки и сотни миллионов рублей. Большая часть из них из адресной инвестиционной программы капитальных объектов строительства.
Администрация губернатора по новому сокращению потеряла 258 миллионов рублей. Около 30 из них были сняты с содержания органа власти, что не может не вызывать положительных эмоций, но 38 были прибавлены управлению гостиничного хозяйства. Минус 300 миллионов значатся по АИП – это расходы по приспособлению под современное использование государственной резиденции «Каменноостровский дворец». Расходы по этой части, впрочем, не исчезают совсем, а переносятся на 2013 год.
161 миллион снимается с жилищного комитета. И, как ни прискорбно, с капитального ремонта жилых домов, которые полностью являются собственностью Петербурга, и с предоставления ведомственного жилья работникам городского хозяйства.
Комитет по благоустройству теряет меньше – 147 миллионов рублей. Эта сумма значится по строке «субсидии на возмещение затрат на содержание дорог». Кому и что там должно было возмещаться, в сухих строчках бюджетной поправки не расшифровывается.
183 миллиона изымается из бюджета комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. 90 из них значились по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Такие снятия бюджетных средств немного пугают и, возможно, еще заставят задуматься при необходимости вызова этих самых «оперативных служб». Еще 62 миллиона уходит со статьи по оснащению соцобъектов средствами комплексной системы безопасности, что тоже не может не настораживать.
А вот потери КГИОП не очень смущают, хотя они составляют 109 миллионов рублей. Только отнимают эти деньги с неких мероприятий «в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».
А вот то, что у комитета по здравоохранению забирают более 1,2 миллиарда рублей, волнует душу до учащенного сердцебиения. 760 миллионов из этой суммы – это даже не перенос по АИП на будущие годы, а просто вычеркивание немонтируемого оборудования для оснащения вводных (то есть тех, которые будут открывать) объектов социальной инфраструктуры. В каких учреждениях точно не будет немонтируемого оборудования, в АИП не говорится. Еще 70 миллионов рублей не дождутся онкобольные, так как именно на мероприятия по программе развития онкологической службы их и планировалось направить. Скорую тоже в 2012 году можно не ждать – с плана мероприятий по совершенствованию службы и с ее материального оснащения снимается 143 миллиона рублей.
На этом фоне вольготно чувствует себя комитет по земельным ресурсам. Это – одно из немногих ведомств, которому денег решили дать. И целых 54 миллиона рублей. Притом что с содержания органа исполнительной власти 6 миллионов снимается, 60 миллионов пойдет на некие мероприятия по землеустройству и землепользованию.
Бюджет комитета по инвестициям станет беднее на 11,7 миллиона рублей – в этом ведомстве деньги снимаются везде по чуть-чуть – с различных субсидий организациям и с содержания органа. А вот комитет по информатизации обеднеет гораздо серьезнее – на 388 миллионов рублей. 100 из них уйдут с мероприятий по защите информации, составляющей гостайну (так как в Смольном сейчас работает и так много специалистов по гостайне, спецмероприятия по этой части, видимо, решили отменить). Еще 250 миллионов снимут со статьи, на которую последние годы направлялись средства всегда, хотя, по сути, мало кто понимал, зачем. Она называется в АИП «проектирование и развитие единой мультисервисной телекоммуникационной сети Санкт-Петербурга». Деньги с нее на будущие годы не переносятся.
Комитету по культуре придется отказаться от творческих планов на 161 миллион рублей. Пострадают от этого, в первую очередь, библиотеки, которым планировалось выделить 60 миллионов на материально-техническое обеспечение. Но самыми горькими слезами будет плакать Елагин остров, которому не дадут 89 миллионов рублей на развитие паркового хозяйства. Молодежная политика потери даже не заметит – они составят всего 7,5 миллионов рублей. А наука и высшая школа пострадает на 16,3 миллиона рублей – в основном, за счет программы «Наука. Промышленность. Инновации» и программы развития профобразования. А обычная школа, то есть комитет по образованию, не потратит гораздо больше – 230 миллионов рублей. И по той же причине, что и комитет по здравоохранению. На 218 миллионов из этой суммы не будет закуплено куда-то немонтируемое оборудование.
Комитет по печати не будет украшать Петербург к международным, общепризнанным и городским праздникам на 39 миллионов рублей. Всего же по ведомству секвестр составляет почти 46 миллионов рублей.
В 2012 году в поселке Саперный на Невской улице не будет начато строительство судоремонтного судостроительного завода. Но, может быть, оно начнется в 2013 году – по комитету по природопользованию с АИП срезается по этой статье 133 миллиона рублей. Они значатся со знаком «+» в следующей графе, по 2013 году.
Одни из самых серьезных потерь наблюдаются по комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Они даже больше, чем в комитете по здравоохранению – 2 миллиарда и еще 44 миллиона рублей. Почти на 444 миллиона рублей в городе из-за этого не будут ремонтироваться дороги. В Петродворцовом районе не будет построен проезд №2 на территории Марьино. Перенесется на 2013 год финансирование строительства продолжения Софийской улицы до Московского шоссе и далее в Металлострой со всеми сопутствующими проездами и развязками. Такая же участь, на 200 миллионов, ожидает продолжение Суздальского проспекта. Совсем не будет производиться реконструкция Петербургского шоссе от Пулковского до Детскосельского – почти 260 миллионов по этой статье перебрасываются аж на 2014 год. Точно так же решили поступить с транспортной развязкой на перекрестке Пискаревского и Непокоренных.
Нелегко придется и комитету по социальной политике, тем более, что секвестирования по этой отрасли никогда не приветствовались льготниками и другими социальными категориями петербуржцев. Поэтому 216 миллионов с «минусом» руководство ведомства раскидало понемногу едва ли не по всем субсидируемым организациям. Серьезные сокращения замечены только по статье по мерам соцподдержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не обеспеченных финансированием из федерального бюджета из-за превышения региональных стандартов над федеральными по оплате жилья и коммунальных услуг – 86,5 миллионов рублей. Насколько серьезно эти потери скажутся на отдельных категориях граждан, в поправке не поясняется. Не исключено, что это и просто техническая корректировка.
Но не найти в поправке губернатора ведомства, которому будет хуже, чем комитету по строительству. Не сто миллионов, не миллиард и не два, а 3 миллиарда 97 миллионов 174 тысячи и 500 рублей изымается из бюджета ведомства на главный секвестр 2012 года. Другое дело, что многие расходы по АИП не исчезают полностью, а переносятся на будущий 2013 год. Но от этого, видимо, никому не легче. Итак, в 2012 году не будет строительства жилья севернее улицы Новоселов – минус 580 миллионов, не будет комплексной застройки квартала 20 юго-западной приморской части – минус 997 миллионов – все это откладывается до 2013 года. Совсем не будет, даже с переносом, финансирования на 100 миллионов присоединения объектов стройки к энергообеспечению. Совсем отменяется строительство заброшенного участка Богатырского проспекта от Яхтенной до Стародеревенской – на 75,5 миллионов рублей.
Переносится строительство трех школ в городе: в Шувалово-Озерки, южнее реки Волковки и севернее ул. Новоселов. А также четырех детских садиков (минус 30, 84, 106, 140 и 152 миллиона рублей соответственно). В Петергофе не начнется возведение детской школы искусств – минус 80 миллионов. В Полюстрово не будет начато строительство инфекционной больницы на 600 коек: 250 миллионов рублей перебрасывается на 2013 год. В Сестрорецке откладывается на год строительство крытого детского катка – 70 миллионов рублей. На Бассейной не запустится возведение легкоатлетического комплекса за 228 миллионов рублей. Еще 141 миллион рублей в этом году не потратят на строительство центра для социальной адаптации инвалидов и детей-инвалидов.
На фоне этого завидовать распорядители будут комитету по транспортно-транзитной политике. В это просто не верится, но ведомству решили добавить 446 миллионов рублей. И 150 из них пойдут на нанесение и восстановление дорожной разметки в городе. Но самые большие траты комитета будут по статье «расходы на установку и содержание технических средств организации дорожного движения». Не исключено, что многим хотелось бы «раскулачить» ведомство, так как на эту статью запланировано потратить 277,5 миллионов рублей. Где появится столько новых знаков «кирпич» и «пешеходный переход», остается только догадываться.
И это, притом что с комитета по транспорту забирают 48,4 миллиона. Причем, хитрым образом. 320 миллионов получается в «плюсе» за счет субсидий организациям по перевозке граждан на автобусах, которые высаживают только на остановках, 75 миллионов – в «минусе» за счет изъятия субсидий с метрополитена за перевозку граждан. 303 миллиона рублей вычитается с АИП. А это: минус реконструкции кабельной сети за 60 миллионов рублей, минус закупка вагонов метро на 189 миллионов рублей, минус 22 миллиона с полной замены вентиляционного оборудования вентшахт, минус 90 миллионов с оснащения станций метро автоматизированными системами диспетчерского управления и только один плюс в 60 миллионов на приобретение троллейбусов.
Всем придется много работать. Так как комитет по труду от поправки губернатора получает деньги – 7,6 миллиона рублей. Большая часть добавляется на содержание казенных учреждений комитета. Перечня учреждений не прилагается.
КУГИ тоже оказался «выше» финансовых разборок. Комитет получит дополнительно 262 миллиона рублей. И 250 из них на очень странную статью по увеличению уставного капитала ОАО «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга». Насколько именно это актуально в свете массовых финансовых репрессий, в поправке не разъясняется.
У комитета по физкультуре теряется немного – всего 40,8 миллиона рублей. Причем с абстрактной программы, связанной просто с развитием физкультуры и спорта.
Еще один «страдалец» бюджетной политики – комитет по энергетике. У него решили отнять 1,1 миллиарда рублей. И почти миллиард идет по АИП – это и общесплавная канализация «Конная Лахта» (100 миллионов), и водовод на Васильевском острове (103 миллиона), и вторая очередь коллектора – дублера от ул. Верности до Муринского ручья (100 миллионов), и реконструкция котельной «Парнас-4» (78 миллионов), и центральных тепловых пунктов (100 миллионов), и котельной «Гражданская» (150 миллионов рублей). Также отменяется, точнее, переносится на 2013 год газификация поселков и пригородов: всего на 472 миллиона рублей.
На фоне этого комитет финансов выглядит как большой молодец: он банально не будет платить 530 миллионов рублей за обслуживание госдолга Петербурга.
Комитет экономического развития тоже не будет развивать экономику – в отношении IТ-парков. Уж очень затратное это дело развивать экономику, и на 2013 год по АИП переносятся траты на 608 миллионов рублей на подготовку территории, проектирование и строительство IT-парка в Невском районе.
Остается только порадоваться немного за КСП Петербурга, которой перепадает 8,7 миллиона рублей и за аппараты УППР и УППЧ – им дают 826 тысяч и 4,7 миллиона рублей соответственно.
Оставшийся секвестр выпадает на бюджеты районов. В среднем, они теряют по 50-60 миллионов рублей. Но есть и такие, где урезается до 90 миллионов рублей.
Теперь остается только гадать, как такие новации примут депутаты – это ведь им во втором чтении придется голосовать «за» или «против». Но, скорее всего, думать об этом они будут не раньше 14 мая. Именно тогда должны завершиться согласования еще одной определяющей поправки – поправки БФК. Исходя из того, насколько она будет «согласованной», видимо и будет понятно, насколько длительным будет обсуждение, горяча критика и широко одобрение предложений Смольного. Подробнее о прямой зависимости длительности обсуждения бюджета от содержания поправки БФК можно прочитать здесь.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»