Если набрать заголовок этой статьи латиницей, попадешь на сайт нового петербургского театра «Мастерская». Театр этот возник в сентябре 2010 года. Выпускники одного курса Театральной академии решили не расставаться, а, получив дипломы, делать театр под руководством своего мастера — режиссера Григория Козлова. Несмотря на удаленность от центра — театр обосновался с том здании, откуда выехал «Буфф», на Народной улице, 1, - зритель быстро проторил дорогу в "Мастерскую". Сейчас в труппе театра 30 человек, а в репертуаре - 13 спектаклей. Поскольку новые театры в нашем городе появляются не чаще раза в 5 лет, «Фонтанка» расспросила директора «Мастерской» Михаила Барсегова о стратегии выживания молодого негосударственного театра в Петербурге.
- Михаил, насколько я знаю, найти директора — это для молодого театра едва ли не главная проблема. Как вы и «Мастерская» нашли друг друга?
- Мой друг, педагог Театральной академии Константин Учитель позвонил и сказал: «Приходи, посмотри спектакли мастерской Григория Козлова, чудные ребята». Я пришел. И когда смотрел первый из спектаклей - «Старшего сына» по известной пьесе Вампилова, — у меня сразу возникло ощущение, что этот спектакль можно смело прокатывать, он будет пользоваться успехом у зрителей. Тут же выяснилось, что многие профессиональные зрители считают, что фактически театр уже есть — есть актерский ансамбль, режиссер-лидер, репертуар.
- А что вообще нужно, чтобы появился театр?
- Формально — 15000 рублей, чтобы оформить юридическое лицо. Но очевидно же, что без поддержки театральной общественности, городской власти и спонсоров театр бы не выжил. Поэтому мы прежде всего организовали сбор подписей в поддержку идеи создания театра «Мастерская». И тут обнаружилось редкое единодушие творческой интеллигенции обеих столиц. Обращение к руководству города подписали даже те, кто в жизни друг другу руки не подает. Подписи мы собирали в мае-июне, а в конце июня выпускники Григория Козлова выступили на театральной «Пече-куче» - это такой международный проект, который существует в 500 городах планеты, на нем презентуются самые разные творческие проекты, а в зале собираются люди, которым по какой-либо причине это интересно. Первый канал тогда прислал целых две камеры для разных программ. «Козлята» получили приз зрительских симпатий и представители прессы написали, что в городе может родиться новый театр, которому не хватает только площадки. По стечению обстоятельств в этот же день, но с утра в ЗАКСе было заседание комиссии по культуре, которая, как говорится, рассмотрела и одобрила обращение народных артистов Алисы Бруновны Фрейндлих, Зинаиды Максимовны Шарко и Валерия Михайловича Ивченко поддержать инициативу создания театра «Мастерская». Мы там были с критиком Мариной Дмитревской, и меня спросили, сколько необходимо денег, чтобы театр мог нормально функционировать? Я ответил: примерно миллион в месяц, то есть 12 миллионов в год. Григорий Козлов стал получить первые поздравления от театральной общественности. Мы зарегистрировали юридическое лицо. Ребята получили дипломы, разъехались на каникулы. А 23 сентября мы открыли первый сезон спектаклем «Старший сын» на малой сцене БДТ.
- Деньги-то дали?
- 12 миллионов, конечно, нет. Первые деньги от города — 500 тысяч - мы получили в декабре. А все это время жили, благодаря спонсорам. На 2011 год мы получили уже 5 миллионов. А самое главное — нам дали возможность показывать спектакли на площадке, которая тогда называлась Открытая сцена, на Народной улице. А сейчас город передает ее нам и создает новый государственный театр. Это площадка на 300 мест, которая на данный момент заполняется процентов на 80. Для театра, расположенного фактически в спальном районе, это очень много. И это значит, что у «Мастерской» уже появился свой зритель.
- А как привлекать зрителя в театр, который находится в спальном районе?
- Тут необходимо сформировать именно своего зрителя. И сейчас это гораздо проще, чем раньше, потому что есть интернет – сайт, социальные сети. У страницы «Мастерской» в контакте, например, 4500 друзей – это и есть наш зритель. Наш сайт vteatrekozlov.net ежедневно посещают 500 человек. Ну и кроме того, мы делаем флаеры, которые раздаются зрителям в других театрах, в кафе, в вузах, школах.
- Почему у сайта такое странное название?
- Так получилось, что все доменные имена, связанные с названием – «Мастерская» - были заняты, и мы придумали вот такое «имя». А что касается первых зрителей «Мастерской», то в первом сезоне у нас на практике были студенты социологического факультета университета, и они опросили около 1000 человек. Оказалось, что 80 процентов из них впервые пришли по «сарафанному радио», то есть, по рекомендации друзей и знакомых – у таких рекомендаций, как известно, самый мощный эффект.
- А как вам кажется, в чем же все-таки секрет такого феноменального зрительского приема спектаклей "Мастерской"?
- Душевной теплоты сегодня в обществе – большой дефицит. А в «Мастерской» именно на нее сделана ставка. Даже такой циник, как я, был изумлен некоторым реакциям. После спектакля «А зори здесь тихие» одна дама стояла на коленях, плакала, и что-то писала в книге отзывов и предложений. Пишут, конечно, очень теплые, приятные слова. Вот народная артистка России Нина Усатова написала целую страницу пожеланий и слова благодарности. Некоторые отзывы мы публикуем в контакте – и они привлекают новых зрителей.
- «Мастерская», кроме репертуарной, ведет какую-то фантастическую фестивальную деятельность. Иные питерские стационары сиднем сидят в городе, и их никуда не приглашают. А у вас, судя по всему, от приглашений отбоя нет. Как вам это удается?
- Да, так получилось, что вот театр образовался – и через пару месяцев у нас уже было около десятка приглашений на фестивали и гастроли. Но своих денег на поездки у нас, конечно, нет. Мы подаем заявки на гранты правительства города, а город либо поддерживает, либо нет. Вот недавно, например, мы вернулись из Сингапура с фестиваля «M1 Singapore Fringe Festival», куда до нас из русских театров только Большой и Мариинский ездили. С финансированием нам помогло Министерство культуры.
- Подождите. Ну а откуда про вас фестивали узнают?
- Российские – через профессиональные театральные круги. А что касается зарубежных, мы проводим мониторинг, следим за публикациями и шлем заявки, если видим, что нам фестиваль подходит по тематике. Вот в Сингапуре, например, тема была «Театр и религия», а у нас есть спектакль для подростков «У ковчега в восемь», поставленный ученицей Григория Козлова Катей Гороховской по пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба. Мы отправили заявку и прошли конкурсный отбор, который кроме нас прошли еще только 17 спектаклей из 11 стран.
- Как вас приняла сингапурская публика? Была проблема языкового барьера?
- Мы подготовили английские субтитры, так что проблем с пониманием не было. Зрители в Сингапуре во время спектакля смеялись, пожалуй, даже чаще, чем в Петербурге или Москве. В некоторых сценах спектакля наши артисты использовали Синглиш (Singlish - сингапурский диалект английского), это сделало пингвинов - персонажей пьесы - более близкими сингапурцам. Огромное количество отзывов сингапурцев в Твиттере свидетельствует о том, что нас действительно поняли.
- Это первый зарубежный опыт "Мастерской"?
- Нет, еще будучи студентами ребята показывали "Фандо и Лис" на фестивале Istropolitana в Братиславе, где получили Гран-при. Были в Белоруссии, в Могилёве. Но так далеко забрались впервые.
- В свое время вы в качестве директора Формального театра Андрея Могучего возили спектакль «Школа для дураков» на Эдинбургский Фриндж - фестиваль с мировой известностью. Сингапурский Фриндж сильно отличается от шотландского?
- Да, разница между европейский и азиатским пониманием «обочины» - а именно так переводится с английского слово «fringe» - огромна. Фриндж в Эдинбурге - это своего рода «театральный блошинный рынок», который собирает 500 театральных групп на 200 площадках, и все вместе они дают около 2000 спектаклей в течение четырех недель. Никакого предварительного отбора в программу шотландского Фринджа не производится, все приезжают на свой страх и риск. И только 4 спектакля из 500 по итогам фестиваля получают «путёвку в жизнь» - Edinburgh Fringe First Award. «Школа для дураков» тогда получила. В Сингапуре иначе: фестивальный совет задаёт тему, которая меняется из года в год. Желающие участвовать в фестивале присылают заявки, - так формируется long list. Далее эксперты фестиваля производят отбор спектаклей-участников и создают short-list. Особенность Эдинбургского Фринджа - в огромном количестве театров-участников и острой конкуренции между ними за зрителей, которые купят билеты, и за внимание прессы. При этом фестивальные площадки большей частью представляют собою помещения, не вполне приспособленные для традиционного театра (бывшая церковь или клуб, например). На Сингапурском Фриндже спектаклей на порядок меньше, но показываются они на самых современных театральных площадках островного государства, таких как Esplanade Theatre или National Museum Gallery Theatre. У сингапурцев установка – развивать в стране театральную культуру, и они замечательно с этой задачей справляются. Мы, например, играли на площадке уровня нашей Александринки, по сравнению с которой наша сцена на Народной, как раз, - клуб. Но я очень надеюсь, что, когда театр станет государственным, его технический уровень дотянется до сингапурского.
Справка "Фонтанки"
Театр "Мастерская" открылся 23 сентября 2010 года спектаклем "Старший сын" на малой сцене БДТ. С 6 ноября 2010 года показывает спектакли в старом помещении Театра "Буфф" на Народной улице, 1. В труппе театра - 30 человек. В репертуаре - 13 названий: "Старший сын" (по пьесе А.Вампилова), "Идиот. Возвращение" по роману Ф.Достоевского, "У ковчега в восемь" по пьесе У.Хуба, "Два вечера в веселом доме" по роману "Яма" А.Куприна и другие.
Принял частие в следующих фестивалях: IV Международный театральный фестиваль «Ученики мастера» посвященный Г.М. Козлову (Петербург);«Маска плюс» в рамках XVII Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (Москва); IV и V Международный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс» (Москва); VII Международный театральный фестиваль «Русская классика. Отцы и дети» (Орел); XVIII Международный фестиваль театральных школ «Истрополитана» (Братислава), "Балтийский дом - 2011"; M1 Singapore Fringe Festival (Сингапур).
Отмечен призами и наградами: 2010 год - Независимая актерская Премия имени Владислава Стржельчика получили студенты курса Г.М. Козлова Евгений Шумейко, Евгений Перевалов и Максим Студеновский - за роль князя Мышкина в спектакле «Идиот. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина»; Гран-при XVIII Международного фестиваля театральных школ «Истрополитана» (г. Братислава, Словакия) - за спектакль «Фандо и Лис» (реж.Рикардо Марин); Победитель в номинации «Театр года-2010» по результатам опроса «Выбор 33-х», инициированного Комитетом по культуре СПб; 2011 года - Молодежная премия правительства Санкт-Петербурга «За достижения в области сценического творчества» (Александра Мареева, Арсений Семенов, Евгений Шумейко); Премия «Прорыв» в номинациях «Лучший молодой актер/актриса драматического театра в роли второго плана» (Евгений Шумейко за роль Васеньки в спектакле «Старший сын») и «Лучший молодой менеджер драматического театра» (Михаил Барсегов «За создание АНО «Санкт-Петербургский театр «Мастерская»).
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба театра «Мастерская»