"Эрарта", самый либеральный музей современного искусства в Петербурге, открыла очередную выставку в рамках проекта «Россия в Эрарте». На этот раз из Перми: «(Без)условная реальность. Новое искусство Перми». Город Пермь известен любителям современного искусства, главным образом, благодаря музею современного искусства Permm, проекту Марата Гельмана в бывшем здании вокзала, - единственному в своем роде за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Нынешняя выставка в Эрарте не имеет к проекту Permm никакого отношения. На ней представлены 14 художников разных поколений, школ и взглядов, с разными заслугами и разным уровнем мастерства. И даже местный колорит в их картинах совершенно разный: от перенасыщенных цветом жанровых сцен до холодных зимних пейзажей, уводящих взгляд в пустоту. Выставку для Эрарты подготовили пермский фонд «Новая коллекция», работающий в городе с 2004 года, и куратор Анна Суворова.
Название выставки отражает не столько смысл содержания представленных на ней работ, сколько принцип отбора художников. Устроители решили пренебречь такими условностями, как звания, институции, дипломы и направления в искусстве. В экспозиции – работы и ректора местного филиала Академии художеств, и студента, отчисленного этим самым ректором с первого курса, и просто врача, решившего заняться живописью.
Главное достоинство выставки «(Без)условная реальность. Новое искусство Перми» состоит в том, что она уместилась в четырех залах на двух этажах Эрарты. Ее можно медленно обойти минут за двадцать, а, выходя, еще и вспомнить, что именно ты там увидел – это редкость для сборных выставок, тем более представляющих искусство целого города. Словосочетание «краткость – сестра таланта» к музейным кураторам относится не меньше, чем к мастерам слова, и в этом смысле Анна Суворова заслуживает всяческих похвал. Для того, чтобы отобрать из сотен художников четырнадцать, а из всех их работ – несколько десятков, нужно иметь не только ясное видение проекта, но еще и мужество.
На четвертом этаже Эрарты зрителя встречает примерно то, что мы и ожидаем от живописи провинции с умеренно-континентальным климатом: яркие стилизованные портреты и жанровые сцены. Все они, по большей части, относятся в 1980-м годам и написаны двумя пермскими примитивными художниками – Верой Бартовой (1948-2000) и Рудольфом Тюриным (1939-2008). В этом же зале выставлены объекты самого, наверное, известного мастера из представленных в Эрарте – скульптора Мансура Закирова (1968-2008). Художник-реалист, он, потеряв в 1995-м году зрение, освоил резьбу по дереву, и стал делать «раскрашенные заборы» – барельефные композиции из гротескных фигурок людей: от женщины в розовом платье с сигаретой в зубах и бутылкой в руках, до библейских персонажей, впрочем, не более привлекательных.
В следующем помещении справа – современный уже проект Антона Семакина «Кладбище неизвестных персонажей». «Известно, что зачастую художник пишет не портрет, но образ, составленный из многих лиц – типаж, стилизованный, условный, архетипический. Не имея реального прототипа или являясь изображением прототипа не установленного, безвестного – и, вместе с тем, узнаваемые всеми по воле (или вине) художника – эти симулякры лишены надежды на вечное упокоение, ибо безымянны и немы», - пишет Семакин в аннотации к проекту и исправляет несправедливость с помощью фотошопа.
Концепция концепцией, а все-таки собака на фоне полуразрушенного сталинского здания посреди бесконечных снегов (картина из серии «В мире прекрасного»), висящая на соседней стене, куда обаятельнее. Ее автор – Глеб Шарафиев, самый молодой из представленных здесь художников – тот самый упомянутый уже врач, решивший заняться живописью.
Пятый этаж встречает нас футуристической скульптурой Алексея Залазаева: не опознаваемым объектом названным «Запах французских духов 2», «Кентаврицей 2», «Бионической структурой с двумя производными». Рядом с ними инсталляция Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной «В поисках утраченной Пармы», с помощью сдвоенных бутылок и выдуманных планов-схем рассказывающая о непростых географии и истории региона. Другой проект этих же художников, «Экспедиция», несколько лет назад выставлялся в Русском музее.
На самом деле, всю выставку можно условно разделить на две части. Одна отобрана все-таки по представительному принципу - то есть, с целью показать разные поколения, школы, концепции. Вторая, судя по всему, – личный выбор куратора. Это как раз довольно большого формата холсты – незамысловатые морские виды Максима Каеткина (серия «Внутреннее море»), фотографически яркие гиперреалистические городские виды Ивана Лукиных, проходящий по заброшенным местам поезд Александра Грекова.
И если выставка и заслуживает внимания, то, в первую очередь, благодаря именно этой наивной, непосредственной живописи, лишенной претензии на актуальность.
«Эрарта» в очередной раз предлагает нам смотреть на живопись не как на искусство с большой буквы «И», а как на некий срез того, чем в определенное время и на определенной территории, в данном случае, в Перми, занимаются люди, называющие себя художниками. Примитивный художник, не заработавший известности, оказывается здесь гораздо более занимательным, чем те заслуженные, известные, музейные, чьи работы хранятся в Третьяковке или выставляются в Русском музее.
Дело в том, что он, этот невеликий художник, не имея грандиозных амбиций, и зрителю тоже позволяет расслабиться и без угрызений совести воспринимать все увиденное на уровне простого детского «нравится – не нравится» или «красиво – некрасиво» и не задаваться вечным школьным вопросом «что хотел сказать автор?». «Эрарта», музей в высшей степени демократичный, похоже, к такому восприятию и подталкивает своих гостей. А за возвышенным, актуальным и великим лучше отправиться в какое-то другое место.
Мария Элькина, «Фонтанка.ру»
Фото автора
Эксперты Циан.Аналитики выяснили, как за это время изменились спрос, ставки и объем предложения на рынке долгосрочной аренды в крупных городах РФ.