Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 03 марта 2012 13:58      251

Паника на ровном месте

В Рунете началась паника. Особо дотошные граждане обнаружили постановление Центризбиркома от 16 февраля № 102/819-6 – о внесении изменений в «Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий и определения результатов выборов».  И прочли там взволновавший их пункт 2.6.2:

«Члены УИК с правом решающего голоса … подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования».

Из этого немедленно был сделан сенсационный вывод: избирательные бюллетени, которые граждане, не желающие голосовать ни за одного из кандидатов, сделают недействительными, - например, поставив «крестики» против двух и более кандидатов, - якобы будут погашены, как «испорченные». И никак не повлияют на результат голосования. Следовательно, такое голосование никак не влияет на то, пройдут выборы в один тур (если кто-то из кандидатов наберет больше 50% голосов), или придется проводить второй. А ведь одним из главных аргументов сторонников превращения бюллетеней в недействительные было их стремление таким путем добиться второго тура, - не отдавая при этом свой голос не устраивающим их кандидатам…

Сперва это транслировалось только в социальных сетях, затем история вышла на медийные площадки. Однако паника, раздутая по поводу циковской инструкции, абсолютно неоправданна и возникла на ровном месте. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно прочесть закон «О выборах президента Российской Федерации».

Что такое «испорченные бюллетени»? Это понятие четко определено в данном законе (п. 11 ст. 69).

 «п. 11. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается».

Иначе говоря, это бюллетень, который избиратель случайно испортил (например, по ошибке проголосовал не за того кандидата, за которого хотел, и так далее), и попросил у членов УИК заменить его на другой. Ключевое положение  – он обнаружил свою ошибку еще ДО ОПУСКАНИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ В УРНУ! Члены УИК  дают избирателю другой бюллетень, который он заполняет и опускает в урну,  а испорченный бюллетень немедленно (как написано в законе) погашается.  

Теперь прочтем внимательно п. 3 ст. 73 закона о выборах президента: 

«3. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования».

Нетрудно заметить, что эта формулировка дословно повторяет процитированную выше инструкцию ЦИК – так что, ничего нового по сравнению с законом, она не вносит. Но что очень существенно: подсчет числа погашенных бюллетеней (это прямо следует из текста статьи 73 закона) и занесение его в строку 6 протокола происходит еще  ДО ВСКРЫТИЯ УРН. 

Процесс их вскрытия и подсчета голосов описан в этой статье закона, начиная с пункта 9 ст. 73. И это  означает, что те бюллетени, которые ПОПАЛИ в урну для голосования, уже никаким путем не могут стать «испорченными» и быть погашены. Когда они извлечены из урн (переносных и стационарных), они могут быть или действительными (поставлен один крестик против фамилии одного из кандидатов) или недействительными (крестиков нет вообще, или они поставлены против фамилий двух и более кандидатов).

Теоретически, в урне могут быть еще бюллетени «неустановленной формы», но это понятие (п. 12 ст. 73) четко определено: это «не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией» бюллетени. Они при непосредственном подсчете голосов избирателей вообще не учитываются - упаковываются отдельно и опечатываются.

Что происходит дальше?

Недействительные бюллетени (п. 16 ст. 73 закона о выборах президента) подсчитываются и суммируются отдельно. Действительные бюллетени рассортировываются (п. 17 ст. 73) по пачкам – в зависимости от того, за кого из кандидатов отдан голос. Количество недействительных бюллетеней указывается в строке 9 протокола, действительных – в строке 10. Сумма этих цифр дает число избирателей, принявших участие в голосовании (то есть, не только получивших бюллетень, но и  опустивших его в урну). 

Затем – простая арифметика.

Если обозначить общее (по всем избирательным участкам в стране) число  действительных бюллетеней как А1, а число недействительных как А2, то сумма А1 + А2  дает число А – общее число избирателей, принявших участие в голосовании.

Процент голосов, отданных за каждого кандидата, - в соответствии с п.3 ст. 76 закона о выборах президента, -  определяется как число отданных за кандидата голосов, деленное на число избирателей, принявших участие в голосовании.

Предположим, что кандидатов (как и в нашем случае) пять. За них подано соответственно К1, К2, К3, К4 и К5 голосов избирателей.

Поскольку при определении числа поданных голосов учитываются только действительные бюллетени, то  если сложить все эти цифры К1+К2+К3+К4+К5 – у нас  должно получиться число А1, то есть число действительных бюллетеней. Но при этом проценты голосов, отданных за кандидатов, определяются как дроби, у которых в числителе – количество поданных за них голосов, а в знаменателе – ОБЩЕЕ число избирателей, принявших участие в голосовании (А), а не число действительных бюллетеней (А1).   

Проценты голосов, отданных за каждого кандидата,  определяются так: 

П1 = К1/А

П2 = К2/А

П3 = К3/А

П4 = К4/А

П5 = К5/А

Из этого следует, что каждый недействительный бюллетень, учитываемый в числе А,  УВЕЛИЧИВАЕТ  ЗНАМЕНАТЕЛЬ  каждой из этих дробей при СОХРАНЕНИИ ЧИСЛИТЕЛЯ. То есть, уменьшает все эти дроби, СНИЖАЯ проценты голосов, поданных за каждого кандидата.

Борис Вишневский, депутат ЗакС Петербурга