Создатель советской моды не привез расписные валенки, но оказался неплохим художником
В музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка «Вячеслав Зайцев. Полвека в моде», знаменующая собой сразу две даты – 50-летие с начала карьеры маэстро и открытие нового сезона Aurora Fashion Week. Кроме собственно костюмов, на ней представлены картины и фотографии модельера, его автопортрет и архивные снимки. Правда, на выставку не попали многие в прямом смысле эпохальные работы кутюрье.
Невзирая на всю очевидность, необходимо все же лишний раз напомнить, кто такой Вячеслав Зайцев. Он родился в 1938-м году в городе Иваново, в 1962-м окончил Московский текстильный институт и уехал в город Бабушкино под Москвой, где работал художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики. Там он создал свою первую коллекцию спецодежды для работниц области и села: расписал телогрейки и валенки яркими красками. Этот революционный по меркам шестидесятых жест принес на волне оттепели Зайцеву первую известность, позволившую вернуться в Москву и начать работать в Доме моделей на Кузнецком мосту.
В середине 1960-х он уже познакомился с Пьером Карденом и твердо решил из советского модельера превратиться в кутюрье. В убогой легкой промышленности СССР мода могла восприниматься только как что-то, привезенное «оттуда», с запада. Ноу хау Зайцева – не столько в эскизах, костюмах и платьях, сколько в самой идее, что может существовать советская мода. Уже в 70-е у него одевалось большинство советских знаменитостей. Однако вожделенная им цель была достигнута только во время перестройки: в 1988-м году коллекцию Вячеслава Зайцева продемонстрировали в Театре Мариньи в Париже, после чего ее автор получил право показа своих коллекций на Haute Couture. С тех пор в массовом сознании он так и остается русским модельером номер один, хотя его достижения собственно как дизайнера очевидны далеко не всем.
Название выставки «Полвека в моде» вводит в некоторое заблуждение. Надеешься и правда увидеть некую ретроспективу, вплоть до расписанных валенок, совершить путешествие во времени. В действительности, выставка охватывает в два раза меньший период, чем обещает: не полвека, а только четверть. И даже на этом отрезке Зайцев-дизайнер представлен довольно узко. Его авторству принадлежит некоторое количество не представленных в «Эрарте» знаковых для современной России вещей, в частности, милицейской формы 1991-го года и красных пиджаков для «братков». Именно по ним можно было бы почувствовать истинный масштаб влияния Вячеслава Зайцева на нашу повседневную эстетику.
На экспозиции, собранной Aurora Fashion Week, Вячеслав Зайцев выступает, в первую очередь, как автор русского гламура. В нем кутюрье совместил свои представления о двух вещах - о высокой моде и о русской национальной эстетике. Первая ему виделась, в основном, как маленькие черные платья от Ив Сен Лорана, а вторая - как обилие ярких красок.
Самые старые костюмы, представленные на выставке, относятся к 1988-му году, тому самому, когда коллекция дизайнера была впервые показана в Европе. Это два элегантных черных платья, украшенные узором из позолоченных ромбов. Удивительно, но сегодня в этом формально нейтральном сочетании читается что-то однозначно русское.
Один из самых симпатичных экспонатов на выставке - не лишенный стиля и подходящий для ношения, скажем, на работу старомодный бежевый клетчатый костюм, - остроумно назван «Ожидая перемен» (2007). А платье 1998-го года с широкой юбкой вызывает желание немедленно отправиться в магазин и купить что-то похожее. Вещи второй половины 2000-х годов, явно стилизованные под русский национальный костюм и призванные играть роль «экзотики из России», на самом деле, больше всего экзотику их Японии, что-то из Kenzo.
Кроме костюмов, в «Эрарту» привезли живопись и фотографии, над которыми кутюрье работал последние двадцать лет. Попытка запечатлеть на фото вырванных светом из темноты юношей Караваджо выглядит довольно банально. А вот живопись Вячеслава Зайцева, оказывается, остроумна и ненавязчива, и вполне достойна хорошего интерьера.
Для тех, кому все-таки интересно, что происходило в первой половине полувека карьеры Зайцева, в дальнем зале показывают документальное кино, в котором пересказана практически вся его биография, и, в том числе, вполне достоверно передана атмосфера Общесоюзного дома моделей 1960-х - 1970-х годов.
Как ни относись к Вячеславу Зайцеву, нельзя не признать того, что никого равного ему по популярности в мире русской моды до сих пор нет, и редкое для музея скопление гостей и прессы на вернисаже – лишнее тому подтверждение.
По большому счету, совершенно неважно, хороший он модельер или плохой. За те 50 лет, что Зайцев работает на благо отечественной моды, мы, как говорит девушка Света из родного для маэстро города Иваново, стали более лучше одеваться, и в этом есть некоторая его заслуга.
Мария Элькина, «Фонтанка.ру»
Фото автора