Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 февраля 2012 21:57      268

Боеприпасы отправят в топку

Западный военный округ объявил о начале утилизации боеприпасов по новой методе — путем сжигания. Эта уникальная разработка принадлежит военнослужащим 1 командования ВВС и ПВО. Таким способом в текущем году предстоит уничтожить 2 тысячи тонн снарядов. Уже 2 февраля методику продемонстрируют журналистам. Главный разработчик и военный инженер ЗВО рассказал «Фонтанке» об основных аспектах уничтожения боеприпасов без взрыва.

С 1 февраля военные инженеры Западного военного округа приступили к уничтожению боеприпасов с использованием новых методик, при которых не взрывают, а сжигают бомбы и торпеды. В результате на полигонах нет грохота от разрывов снарядов. Это сообщение пресс-службы ведомства слегка насторожило корреспондентов «Фонтанки», преимущественно имеющих гуманитарное образование. Как пояснил начальник инженерной службы 1-го командования ВВС и ПВО (бывшая 6-я армия) Станислав Дорошенко, речь идет о боеприпасах, содержащих смесь взрывчатых веществ, в них присутствует гексоген и нет пороха. Это боевые части крылатых ракет, зенитных управляемых, авиационных управляемых ракет (класса «воздух-воздух») и боевые части морских торпед. Их мощность - от 200 кг в тротиловом эквиваленте, некоторые достигают 2 тонн единого заряда.

Для того чтобы уничтожить, например, 600 кг тротила, нужен полигон такого размера, которого в средней полосе России просто нет. Предприятия промышленности брать такие гиганты на утилизацию отказываются. И не только потому, что нет необходимого оборудования. Промышленность участвовала в целевой программе на 2005-2010 годы. Их утилизация состояла в том же, что делают и войсках — боеприпасы взрывали. Принцип тот же самый, но за деньги. Станислав Дорошенко приводит данные статистики: с 2007 по 2010 год при утилизации авиационных ракет погибло 20 гражданских специалистов. С чем предприятия, действительно, хорошо справлялись, так это с переплавкой цветных металлов, из которых состоят сами ракеты. Поэтому корпуса уже давно утилизированы. А вот многокилограммовые боевые части с 50-х годов прошлого века хранятся на складах.

Новая методика уничтожения была разработана три года назад. Изучили устройство боеприпасов, действие взрывчатки. Долго пробовали. При испытании метода не пострадал ни один человек. Хотя способ утилизации, можно сказать, на грани фола. Выглядит это приблизительно так: боеприпас привозят на полигон, при помощи крана выгружают, размещают на площадке, создают ему определенный уклон. Затем откручивается боевая крышка, через которую должна вытекать гексогено-тротиловая смесь. Так как сам по себе гексоген не горит, инженеры рассчитали, что горящий расплавленный тротил нейтрализует кристаллы гексогена. Вся суть именно в том, что смесь горит и вытекает. В противном случае, она бы взорвалась.

К боеприпасу с открытой крышкой подводят тепло. Как вариант, трехметровая пороховая дорожка зажигается электрическим воспламенителем. Боевая часть мощностью в 1 тонну горит в течение 20-30 минут. Здесь важно  правильно рассчитать угол уклона (для каждого типа он разный). Кроме того, вытекание должно происходить строго по ветру, изменение направления также может привести к взрыву. Но все-таки самая опасная часть работы — это открыть боевую крышку. «Там гексоген с тротилом годами кристаллизуется и растет в объеме, - объясняет Станислав Дорошенко. - Боевая часть уже сама по себе находится в напряженном состоянии. И не хотелось бы ее вообще трогать, но другого пути нет, надо вскрыть и подвести тепло». Таким образом, военные инженеры ЗВО уничтожили на полигоне под Кингисеппом уже более 10 тысяч тонн боеприпасов различной мощности от 200 кг и больше. За один раз сжигают по две штуки. По словам Дорошенко, к настоящему времени все авиационные боеприпасы утилизированы, остались только боевые части морских торпед.

Разработка инженерного батальона 1-го командования ВВС и ПВО уникальна. Им выдан патент и единственная в России лицензия на подобную работу. Поэтому военнослужащие подразделения часто выезжают «на гастроли»: в прошлом году помогали с утилизацией коллегам из Астраханской, Московской, Ярославской и Костромской областей. У военных инженеров ВВС и ПВО есть и другие разработки. Так, Роспатент уже утвердил за ними право на авторство сжигания пороховых снарядов путем сжигания. Также получен патент на уничтожение крупнокалиберных авиационных патронов, которые, по сути, мало чем отличаются от снарядов. Эта методика позволяет утилизировать до 100 тысяч патронов в сутки.

Несмотря на новую методику, живущим по соседству с военными полигонами рано предвкушать тишину из-за отсутствия взрывов (что для Петербурга, как показал опыт, весьма актуально). По данным «Фонтанки», в 2012 году путем сжигания в ЗВО должно быть уничтожено до 2 тысяч тонн боевых частей ракет и торпед. Но в плане ликвидации округа числятся еще 10 тысяч тонн пороховых снарядов. А в целом по стране, как сообщил замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, на военных арсеналах остается 3 миллиона тонн «просроченных» боеприпасов. Половина будет уничтожена в этом году, оставшиеся - в следующем. «К 1 января 2014 года в Вооруженных силах не должно остаться ни одного боеприпаса с несоответствующим сроком хранения», - сказал генерал. Но это мы уже слышали. Последний раз Минобороны обещало, что последний старый боеприпас будет уничтожен в 2011 году. В конце прошлого года округа объявили о досрочном выполнении плана и завершении утилизации. А в январе 2012 как ни в чем не бывало ликвидация началась по новой.

PS:
По данным СМИ, в 2011 году во время утилизации боеприпасов на полигонах и складах Минобороны погибло 13 человек, пострадало более 120. За последние 10 лет российские склады боеприпасов взрывались около 30 раз.

Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»