Пока Георгий Полтавченко знакомился с финским опытом уборки улиц от снега, петербургские дорожники отрапортовали, что в следующем году на дороги города будет рассыпаться на 50% меньше соли. Этот показатель будет достигнут в том числе за счет использования хлористого кальция, который не оставляет разводов на обуви, но зато превращает ее в камень и делает на несколько размеров меньше.
31 января губернатор Георгий Полтавченко наконец-то исполнил свое давнее желание и побывал с официальным визитом в Хельсинки, чтобы узнать, как там убирают улицы от снега. Как написал в своем "Твиттере" его пресс-секретарь Андрей Кибитов, в коммунальном управлении города им рассказали, что там по-прежнему используют соль, но в ограниченных количествах – только 12 тысяч тонн за зиму и только на основных автомагистралях, для лучшего сцепления с дорогой. Отметим, что протяженность улично-дорожной сети в Хельсинки, по данным администрации этого города, составляет 1700 км.
Впрочем, Петербургу еще далеко до этих цифр – для уборки улиц зимой 2011/12 года закуплено 128 тысяч тонн данного вещества (протяженность УДС, по данным комитета по благоустройству, 3140 километров). Однако уже следующей зимой количество используемой соли будет снижено ровно вполовину: об этом во вторник журналистам рассказал директор Центра комплексного благоустройства Михаил Курдяев (центр находится в ведении комитета по благоустройству).
По его словам, эта цель будет достигнута благодаря нескольким новинкам. Во-первых, при уборке улиц будет применяться хлористый кальций (как в жидком, так и в твердом состоянии), который в последние годы активно используется в Москве и во всем мире. В отличие от соли, он начинает активно топить снег уже через 15 минут после разбрасывания (соль – через час), а главное, делает это гораздо интенсивнее: его теплоемкость составляет 162 кал/г, соли – только 21 кал/г. Кроме того, он действует и при экстремально низких температурах – до минус 55 градусов, – в то время как соль перестает топить снег при минус 21.
Однако у хлористого кальция есть один большой минус, который перевешивает все его плюсы. И дело совсем не в цене, хотя он стоит в два раза дороже соли. Как рассказал «Фонтанке» ведущий научный сотрудник Московского НИИ химических реактивов и особо чистых веществ Юрий Орлов (во вторник он провел семинар для работников петербургских дорожных предприятий, посвященный современным реагентам), если соль просто оставляет плохо смываемые разводы на обуви, то хлористый кальций поступает еще более беспощадно. Ботинки или сапоги из натуральной кожи, на которые попадает это вещество, скукоживаются и становятся на несколько размеров меньше; кроме того, они еще становятся твердыми, как камень, так что ими можно хоть гвозди забивать. Впрочем, он отмечает, что вред будет минимизирован, если соблюдать нормы и использовать реагент исключительно для проезжей части, и ни в коем случае - на тротуарах.
В прошлые годы хлористый кальций в Петербурге практически не использовался. Осенью этого года, после того как новые власти провозгласили курс на постепенный отказ от соли, кальция было закуплено около 4 тысяч тонн. Поставщиком этого вещества выступает австрийская компания Zirax, которая уже много лет обеспечивает хлористым кальцием Москву, а также имеет собственный завод в Волгограде. Отметим, что в столице обрабатывать им улицы начали еще в середине 2000-х годов, практически отказавшись от соли. Однако этой зимой московские власти реабилитировали NaCl – там стали использовать реагент «Бионорд», в состав которого входит поваренная соль.
Кстати, нынешний вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, который курирует сферу культуры, в начале 2000-х трудился заместителем главы Волгоградской области, где как раз и расположена российская площадка Zirax'а. В 2003 - 2004 годах он возглавлял в Москве ГУП «Доринвест», отвечающее за уборку улиц, а чуть позже, в 2009 - 2010 годах, – столичный департамент транспорта и связи. Вполне возможно, что он мог поделиться опытом с петербургскими дорожниками.
Еще один способ сократить количество используемой соли, который сейчас осваивают петербургские дорожники, – это разбрасывать на дорогах не сам NaCl, а его раствор. Естественно, что общая доля соли в нем будет меньше, нежели если бы ее распространяли в сухом состоянии. Кроме того, как говорят чиновники, на дорогах с интенсивным движением значительное число сухой соли так и не вступает в реакцию со снегом и оказывается на обочине – ее туда отбрасывают проезжающие машины. Раствор начинает топить снег гораздо быстрее, и здесь потери реагента меньше.
Правда, смешивать соль планируют с жидким хлористым кальцием – для этих целей уже даже купили 9 стационарных солерастворных узлов, которые будут базироваться в автопарках специализированных дорожных предприятий; в будущем планируется купить еще 17 таких узлов. А там, где есть хлористый кальций, всегда есть угроза того, что обувь превратится в камень.
Наконец, в ряде районов город попросту перестанет использовать соль. По словам Михаила Курдяева, сейчас ее уже не применяют на Крестовском острове, а в скором времени в зону, свободную от соли, попадут пригороды – Пушкин, Павловск и Петергоф. В этих районах NaCl будет применяться только в крайних случаях и исключительно на центральных магистралях. Что касается тротуаров и небольших улиц, то их не станут защищать от снега до асфальта, а чтобы они не превратились в каток, будут посыпать мраморной крошкой.
Отметим также: по словам Юрия Орлова, отказаться от соли полностью нельзя – при определенных условиях она действует лучше других реагентов. Вопрос только в том, чтобы использовать ее разумно, а не по принципу: «Сыпь от пуза, она все расплавит». То же самое касается и хлористого кальция: при его грамотном дозировании вред обуви будет минимизирован. Правда, пока неизвестно, будет ли у петербургских коммунальщиков время, чтобы правильно дозировать реагенты: в последнее время Смольный требует, чтобы снег убирали немедленно. И в ситуации аврала работники, не раздумывая, сыплют от пуза.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"