Ледовому дворцу и петербуржцам, проживающим неподалеку от него, аукнулось хаотичное строительство начала нулевых. Огромный комплекс, рассчитанный на 12 тысяч человек, практически не обеспечен автостоянками. В итоге все посетители концертов и прочих массовых мероприятий бросают машины на прилегающих улицах и во дворах жилых домов. Для того чтобы облегчить задыхающемуся от автомобилей району жизнь, город принял решение — переделать единственное зеленое пятно под автостоянку. Строительные работы начались в декабре и тут же вызвали волну протестов.
Строительство, которое началось на углу Российского проспекта и улицы Латышских Стрелков, озадачило жителей всех окрестных домов. Никаких общественных слушаний, никаких объявлений не было. Просто в двадцатых числах декабря на пустырь прибыла техника, рабочие установили синий забор и начали снимать грунт. Общественность заволновалась.
«Нам никто ничего не объяснил, - рассказал «Фонтанке» проживающий в одном из домов по Российскому проспекту Алексей Орлов. - Никаких информационных щитов на заборе не появилось. Мы с огромным трудом узнали, что в некоторых СМИ летом, оказывается, прошла публикация о том, что комитет по транспортно-транзитной политике проводит конкурс по выбору подрядчика для строительства по этому адресу автостоянки». «Нашего мнения не только никто не спрашивал, но даже и не предупреждал!» - подчеркивает он.
Вступить в диалог с местными жителями чиновники КТТП, а комитет выступает заказчиком строительства, решили только после одного митинга, прошедшего 30 декабря, и в преддверии другого — назначенного на 14 января. Встреча с возмущающимися активистами состоялась 12 января. Гражданам объяснили, что комитет нацелен на выполнение нормы ФИФА о наличии парковочных мест для 10% посетителей, поскольку на планы по Ледовому накладывается перспектива проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу, и выполнение соответствующих требований международных комитетов. Какое отношение Ледовый дворец имеет к чемпионату по футболу, осталось неизвестным. Зато жителям пообещали провести в ближайшее время общественные слушания — через три недели после начала строительных работ.
Будущая автостоянка на 522 машины предназначена для Ледового дворца — существующих парковочных мест комплексу не хватает категорически. Уже имеющейся стоянки на 200 мест явно недостаточно, а построенный в соседнем квартале многоэтажный паркинг у автовладельцев популярностью не пользуется — он заполнен на 40%. Посетители Ледового предпочитают парковать свои транспортные средства во дворах, под окнами жилых домов.
Вместимость Ледового — 12 тысяч человек, и даже если он заполняется лишь наполовину, то очевидно: новые парковки не просто нужны, а необходимы. Правда, новая автостоянка вряд ли проблемы решит. Но, как считает заместитель генерального директора комплекса «Ледовый дворец» Александр Артамонов, она может хоть немного облегчить жизнь — и самому дворцу, и петербуржцам, уставшим от транспорта многочисленных гостей комплекса. «Конечно, хорошо бы парковку на тысячу мест или два паркинга мест на восемьсот каждый, но это — бюджетные объекты. Поэтому понятно, что при разработке проекта исходили из идеи экономии бюджетных средств», - рассуждает он.
Жители с ним не согласны. Территория бывшей свалки ТБО на углу Российского проспекта и улицы Латышских Стрелков давно превратилась в символический островок зелени. Не дожидаясь, пока у городских властей дойдут руки до благоустройства рекультивированной (а попросту засыпанной) свалки, жители сами превратили ее в зону развлечений. С горки дети зимой катаются на санках, а летом на зеленой траве с удовольствием загорают взрослые. Выходят сюда и на шашлыки — словом, пустырь, получивший романтичное название Яблоновский сад (по названию раньше находившейся здесь деревни Яблоновка. — Прим. ред.), используется как полноценный парк. Это, конечно, не полноценный парк, но другой зоны отдыха поблизости попросту нет.
Долгое время этот пустырь числился в Перечне зеленых насаждений общего пользования и был защищен от застройки. Но в 2009 году, при корректировке этого списка, территорию площадью 2,51 га разделили на несколько земельных участков, оставив для зеленой зоны лишь пятую часть. Правда, никаких автостоянок не предполагалось — новые участки должны были использоваться для создания объектов физкультуры и спорта. Рекреации, а также сопутствующей инфраструктуры. Пролоббировал эти изменения, как рассказывают жители, депутат ЗакСа Игорь Высоцкий.
«Мы хотели, чтоб наши дети занимались спортом, - рассказывают жители квартала. - Поэтому по нашим обращениям он добился того, чтобы здесь запланировали создание зоны активных видов спорта. Но никаких спортивных объектов так и не появилось, а нас погубило слово «инфраструктура» - автостоянка подходит под это определение. Так что стройка ведется на законном основании».
Впрочем, против того, что Ледовому дворцу необходимо как-то решать проблемы с парковками, не возражает никто. Как пояснил «Фонтанке» архитектор Владимир Григорьев, имеющий самое непосредственное отношение к созданию этого объекта, Ледовый полностью соответствует тем нормам, которые действовали во время подготовки проекта. «Что парковок недостаточно, было очевидно и тогда, - добавил он. - Планировали использовать территории в соседних кварталах, у станции метро - там сейчас построены коммерческие паркинги».
По мнению противников строительства, было бы разумным вернуться к идее создания многоуровневых паркингов поблизости от Ледового дворца. Поскольку среди протестующих есть и опытные проектировщики, ими подготовлены и альтернативные предложения для организации мест размещения автомобилей. Эти проекты активисты намерены предложить комитету по транспортно-транзитной политике на предстоящих общественных слушаниях. К сожалению, хотя любой из разработанных жителями квартала способов позволит решить проблемы Ледового дворца намного эффективнее, чем парковка, строящаяся по заказу КТТП, бюджету все иные варианты обойдутся значительно дороже.
Справка:
Ледовый дворец - многоцелевой спортивно-концертный комплекс, в котором можно проводить спортивные соревнования, концерты, цирковые шоу; выставки и ярмарки, конференции, празднование юбилейных дат организаций и фирм со столиками до 1000 мест, танцполом и сценой.
Начало строительства - 1998 год, окончание - 2000 год. Ледовый дворец строился специально для проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой в Санкт-Петербурге в 2000 году. Заказчик - ОАО "Дворец спорта".
Генеральный подрядчик - Skanska East Еurоре Оу. Проектные проработки выполнил проектный институт АООТ "ЛенНИИпроект". Технико-экономическое обоснование и архитектурную концепцию разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (МНИИП). Разработку рабочей документации обеспечивало проектное бюро ЗАО «Игл Групп Санкт-Петербург» и Eagle Group International.
Конкурс на строительство парковки для Ледового дворца КТТП объявил в августе 2011 года. Стоимость работ оценивается в 110,8 млн рублей. Вместимость автостоянки — 522 машино-места. Строительство должно завершиться к июлю 2012 года.
Яблоновский сад — рекультивированная территория бывшей свалки твердых бытовых отходов (ТБО), прекратившей свое существование в 1975 году. Любопытно, что в 2006 году, по данным геоэкологической экспертизы участка, которую ФГУП «Урангеология» выполнило по заказу ЗАО «СКА Санкт-Петербург», на месте бывшей свалки планировалось строительство спортивного комплекса — крытого спортивного катка и гостиницы на 100 мест. Так что не исключено, что сюрпризы для жителей квартала еще не закончились.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"