Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 ноября 2011 14:31      260

Без Аллы Маниловой "Дворец искусств" снова превратился в музей

Дворец искусств на Васильевском  острове не появится. В Смольном сочли, что территории бывшего трампарка можно найти «более интересное применение». Все, кто на протяжении четырех лет активно боролся с будущим строительством на территории исторического трампарка, не сомневаются в том, что принятое решение связано с отставкой вице-губернатора Петербурга Аллы Маниловой, горячо поддерживавшей проект на Васильевском. Со времени торжественного подписания соглашения о строительстве до слов об его отмене прошло чуть больше четырех месяцев. Венгерские инвесторы пока не прокомментировали очередную акцию новой администрации Смольного по отмене идей прошлой.

Об отмене проекта строительства Дворца искусств на Среднем проспекте Васильевского острова заявил 28 ноября губернатор Петербурга на IX съезде строителей Санкт-Петербурга. «Это частный проект, и мы не можем ждать, когда инвестор найдет деньги, чтоб его реализовать, - заявил журналистам губернатор города Георгий Полтавченко. - А этой территории можно найти более интересное применение». Как пример возможного развития бывшего трамвайного парка он назвал создание политехнического музея, «о необходимости которого так много говорят».

«Это очень хорошее решение, - прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» слова губернатора депутат ЗакСа Алексей Ковалев, один из самых активных борцов против Дворца искусств. - За него нашу власть можно только похвалить». Парламентарий счел действия Смольного «победой общественности и Союза музеев России». «По нашему заказу представители Союза музеев во главе с Михаилом Пиотровским и специалисты московского политехнического музея провели экспертизу находящегося на территории трампарка музея электротранспорта. И пришли к выводу, что его необходимо сохранить в полном объеме, а проект застройки не оставляет достаточного места».

По словам депутата, музейщиками было сформулировано предложение о превращении музея электротранспорта в современный интерактивный центр. А для этого, во-первых, надо полностью сохранить здания депо, во-вторых, создать ремонтную базу — чтобы поддерживать коллекцию ретро-вагонов в работоспособном состоянии, а самое главное — обязательно оставить в целости выезды из трампарка, поскольку трассировка путей тоже считается исторической. И письмо с этими предложениями, как сообщил Ковалев, Михаил Пиотровский направил на имя губернатора Полтавченко осенью этого года.

Между тем предыдущая историко-культурная экспертиза, проведенная по заказу комитета по культуре Санкт-Петербурга, должна быть, по мнению Ковалева, немедленно дезавуирована, поскольку, по заключению проводивших ее специалистов, к сохранению рекомендованы только 28 экспонатов из существующих 60 — все остальные признаны не имеющими какой-либо ценности.  «У меня есть документальные подтверждения того, что комиссия даже не осматривала трампарк. А просто побывала там на экскурсии, поэтому ее выводы нельзя принимать в расчет», - заявил он.

Одновременно, по-видимому, должна быть отменена и еще одна экспертиза, выполненная в 2009 году по заказу КГИОП ООО «Арс». По заключению проводивших ее  специалистов, на территории трампарка достаточно сохранить только половинки трех зданий-ангаров (и их можно сверху надстроить), все остальное можно снести без ущерба для культурного наследия. Эти выводы вызвали серьезные споры на заседании совета по культурному наследию. Теперь, как следует из заключения Союза музеев, трех половинок депо явно недостаточно для размещения коллекции музея электротранспорта.

Как пояснили "Фонтанке" в КУГИ, расторжение соглашения не повлечет за собой никаких имущественых проблем. "Пока никакие земельные участки инвестору не передавались, поэтому никаких договоров расторгать не придется", - пояснили в имущественом ведомстве. Все вопросы будут решаться на уровне  комитета по инвестициям. В компании TriGranit побещали прокомментировать ситуацию немного позже, но отрицать то, что  инвестору известно о "смене курса" петербурсгких властей, не стали

Напомним, о планах по застройке трампарка на Среднем проспекте стало известно в 2007 году, когда администрация Петербурга расщедрилась и выделила венгерским партнерам участок в «золотом месте» - территорию бывшего трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. 8 га земли были предоставлены инвестору целевым назначением. В качестве обременения - или подарка городу - говорилось, что концерн TriGranit должен построить на части этой территории филармонический концертный зал и современную телевизионную студию (на 3,5 га), получившую кодовое название «телефабрика». На необходимости создания современного телевизионного предприятия горячо настаивала вице-губернатор Алла Манилова.

Инвестором намеревался выступить венгерский концерн TriGranit, проект должен был реализовывать ЦМПП «ТелеГрад», связанный, по некоторым данным, с банком «Санкт-Петербург». Однако к 2010 году концепция проекта изменилась (инвестор, правда, остался прежним) — филармонический зал и съемочную студию заменили на многофункциональный комплекс «Дворец искусств». В будущем здании должны были появиться концертный зал, выставочный комплекс, залы для проведения мероприятий и конференц-блок для организации конгрессов, форумов, съездов и прочих подобных мероприятий. И, как еще в мае этого года заявлял глава комитета по инвестиционно-стратегическим проектам, именно в этом дворце в дальнейшем можно было проводить Петербургский экономический форум (другой претендент на ПЭФ — заложенный на днях с участием Алексея Миллера и Георгия Полтавченко «ЭкспоФорум»).

Схема частно-государственного партнерства холдинга TriGranit и правительства Санкт-Петербурга прорабатывалась с середины 2009 года. Начерно будущее взаимодействие виделось так: TriGranit до 2012 года за свой счет застраивает центральную часть квартала (ту, где и будут находиться концертный зал и телестудия), затем город выкупает у инвестора эти учреждения за 25 лет. Остальную территорию инвестору разрешали использовать для строительства коммерчески окупаемой недвижимости. Под будущий культурный комплекс отводилось 34,8 тысячи квадратных метров, то есть меньше половины бывшего парка (общая площадь участка — 7,8 га). Остальную территорию инвестор мог застраивать по своему усмотрению.

Территорию трампарка предоставили инвестору для проведения изыскательских работ. В результате были проведены две историко-культурные экспертизы, разработаны проекты планировки и межевания, которые хоть и с большим трудом, но прошли через два совета по культурному наследию и два градсовета, а также общественные слушания. Как пояснял в 2009 году «Фонтанке» директор ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград» Семен Краснов, во время изыскательских работ были выделены три земельных участка, два из которых, расположенные по краям трамвайного парка, интересны инвестору в коммерческих целях — на них будут реализованы инвестпроекты (жилое и коммерческое строительство). Стоимость земли Краснов не разгласил, но заверил, что «сумму заплатили солидную».

Однако на пути проекта сразу же возникли препятствия. Во-первых, здания трампарка входили в перечень выявленных объектов культурного наследия, во-вторых, на его территории с 1976 года действует созданный энтузиастами музей городского электротранспорта. И именно на этих двух обстоятельствах настаивали противники появления Дворца искусств на Среднем проспекте, причем главным их козырем было неизбежное при строительстве уничтожение музея.
О необходимости отменить проект и сохранить действующий на территории парка музей городского электротранспорта говорилось во время каждой из встреч представителей градозащитной  общественности с губернатором Валентиной Матвиенко, но безуспешно. «Нам ответили, что мы хотим оставить город без последнего инвестора», - объяснил зампредседателя петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов официальную причину отказа «оставить землю в покое».

Пытались протестовать против строительства и представители движения «Петербуржцы за общественный транспорт», много раз проводившие пикеты и митинги в защиту музея, но ни к каким результатам их акции не привели. Были недовольны и жители Васильевского острова — к примеру, на общественных слушаниях по проекту планировки территории, которые состоялись в декабре 2010 года, они пытались доказать, что реализация масштабного проекта превратит серьезные транспортные проблемы Большого и Среднего проспектов в окончательно неразрешимые. Но присутствовавший на обсуждении глава Василеостровского района Владимир Омельницкий призвал собравшихся не «цепляться за всякие крючки», уводя от инвестиционного проекта, и сообщил, что администрация района крайне заинтересована в реализации планов инвестора .

Как уже писала «Фонтанка», Дворец искусств теперь уже бывшие власти города обещали построить на Васильевском острове к Дню города-2014. Соглашение о государственно-частном партнерстве по его возведению подписали во время открытия Петербургского кинофорума вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский (замещавший в то время убывшую в отпуск Валентину Матвиенко) и один из крупнейших предпринимателей Восточной Европы Шандор Демьян. Закрытие сделки было намечено на 1 декабря 2011 года.

«То, что сейчас называется музеем, таковым не является, - заявлял тогда, выступая на пресс-конференции, Антон Губанков, на тот момент - глава комитета по культуре. - Это просто набор техники, собранный энтузиастами». «Называть эту коллекцию музеем — значит обижать музейщиков, - добавил он. - Техника не внесена в реестр, организаторами не ведется научная и просветительская работа. Да и сама коллекция — не общедоступна».

«Разговоры про этот музей напоминают мне разговоры про привидение. Все говорят, а никто его не видел, - присоединилась к Губанкову Алла Манилова, занимавшая в то время пост вице-губернатора. - Территория закрытая, находится под замком. Туда же не попасть!» «Городу необходим полноценный, открытый городской музей, в котором будет интерактив, возможно, аттракционы для детей, - заявила она. - Музей должен быть интересным для петербуржцев. Мало показать конку 1907 года, надо задержать посетителя больше, чем на 5 минут. И еще, мало создать музей — надо принять решение, кто и за чей счет будет его содержать».

По условиям заключенного соглашения, к 1 декабря 2011 года город должен был полностью подготовить земельный участок, а также решить все правовые и имущественные вопросы, которые могут возникнуть при строительстве. И только в том случае, если эти условия будут выполнены, инвестор приступит к реализации проекта. Однако уже в сентябре, после того, как новый вице-губернатор Сергей Вязалов провел ревизию крупных инвестиционных городских проектов, Дворец искусств попал в список нецелесообразных затрат.  Это решение последовало за отставкой вице-губернатора Аллы Маниловой, активно поддерживавшей проект.

Справка:

TriGranit Development Corporation - крупнейшая в Венгрии девелоперская компания. На российском рынке недвижимости работает с января 2007 года. Стоимость инвестиционного портфеля проектов - 1,5 млрд евро. Акционерами являются Шандор Демьян (34%), Immoeast Immobilien Anlagen (25%), сопредседатель совета директоров Atticus Capital Натаниэль Ротшильд (12%), председатель совета директоров Barrick Gold Питер Мунк (19%), глава OTP Bank Шандор Чани (10%). Самым крупным проектом фонда TriGranit Development Corporation должно стать освоение территории Бадаевских складов в Московском районе. Здесь на территории площадью 27 га будет построен общественно-деловой комплекс площадью 950 тыс. кв. м, включая трехъярусные подземные парковки на 16,7 тыс. машиномест. Доминантой комплекса должна стать башня высотой 140 м, где разместятся конгрессно-выставочный центр на 10 тыс. человек и гостиница на 1,5 тыс. номеров. Но, как поясняют в компании TriGranit, с этим проектом возникло очень много юридических сложностей.  

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»