Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 24 октября 2011 15:45      416

«Театральный роман»: фарс или трагедия?

Постановлением правительства Российской Федерации №778 от 15 сентября 2011 года, «на реконструкцию (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию) комплекса зданий Дома ветеранов сцены имени М.Г. Савиной, находящихся в ведении Управления делами президента РФ», выделено 2,59 млрд рублей. В связи с этим есть смысл напомнить историю этого капремонта, на который уже выделялись 5 млн долларов. Вопрос о судьбе Дома наверняка зайдет на съезде Союза театральных деятелей в Москве.

Это - не богадельня!

Так изначально был определен Марией Гавриловной Савиной статус Дома ветеранов сцены, где уже 115 лет находят приют многие поколения актеров, «которые за право этого отдыха заплатили вперед, отдав все силы, нервы, здоровье на служение искусству». Земля на Петровском острове в Санкт-Петербурге была передана указом Николая II в бессрочное безвозмездное пользование Обществу взаимного вспоможения артистов только для одной цели: размещения на ней Убежища для престарелых сценических деятелей. Нынче площадь этой территории, имеющей статус памятника истории и культуры федерального значения, составляет примерно 5,5 га. Здесь находится комплекс зданий, которые, по признанию собственника ДВС - СТД РФ, «пришли в крайне неудовлетворительное техническое состояние из-за хронического недофинансирования работ по поддержанию материально-технической базы и неэффективного управления».

Несколько лет назад руководство Союза решило передать часть парка столичному холдингу АФК «Система» под строительство элитного жилья в обмен на обещание инвестора отремонтировать сам Дом. В июне 2004 между СТД и  корпорацией был подписан соответствующий договор. Но жители воспротивились, а 25 октября 2006 года во время общения в прямом эфире тогдашнего главы государства с народом председателю Совета ветеранов ДВС Дине Кальченко удалось дозвониться в Москву и рассказать о своих опасениях. Путин жестко прокомментировал ситуацию: «Взяли бы, да помогли. Просто так, не отбирая у стариков то, что им принадлежит по праву…» После этого компания перевела на счет Дома в Сбербанке 132,6 млн рублей, даже больше, чем, по утверждению руководителей Союза, требовалось для ремонта зданий.

Ветераны ждали обещанного три года, а когда заподозрили, что ничего не делается, и подаренные средства расходуются бесконтрольно, обратились к журналистам. После ряда статей в питерских газетах 14 декабря 2009 года на сайте СТД появился документ, который, казалось бы, должен ответить на главный вопрос: «Где деньги, Зин?» Но эта «информация» еще больше озадачила. Выяснилось, что договором добровольного пожертвования, заключенным между Благотворительным фондом «Система» и Негосударственным учреждением «Дом ветеранов сцены им. М.Г. Савиной», определено целевое назначение дара: «на комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на реконструкцию, реставрацию, капитальный и текущий ремонт зданий ДВС». Получается, что владельцу «Системы» Владимиру Евтушенкову, ставшему меценатом поневоле, совершенно безразлично как тратятся его миллионы - на конкретный ремонт или на «комплекс мероприятий», только направленных на него.

Деньги счет любят

Эта пословица была любимой присказкой другого московского богача Прокофия Демидова (1710-1786), за всю жизнь пожертвовавшего государству и общественным учреждениям 4 282 000 золотых рублей. Если он брался за дело, то доводил его до конца, заботясь, прежде всего, о «полезности». Свое любимое детище – Воспитательный дом на берегу Москвы-реки – посещал почти ежедневно. Защищая интересы детей, «лаялся», по его собственному выражению, на собраниях Опекунского совета так, что чиновники-казнокрады просили у Екатерины II защиты от «причиняемых беспокойным жертвователем огорчений и обид». Однако жившая в Петербурге императрица всегда становилась на сторону Демидова: только за первые 15 лет существования Воспитательного дома в нем сменилось девять главных надзирателей…

Два года назад в Доме на Петровском острове тоже поменялось руководство: прежний директор Лев Хазанович возглавил аналогичное заведение Союза в Москве, а на его место пришел Александр Белокобыльский. А так как дар благотворителя все время находился на счетах Дома ветеранов сцены, то вполне логично предположить, что и отвечать за растаявшие миллионы должны именно эти люди. Попробуем приблизительно оценить, какие суммы были «освоены» руководителями. Практически сразу деньги из Сбербанка переместились в Северо-Западный филиал АКБ «Московский банк реконструкции и развития», одним из собственников которого является Акционерная финансовая корпорация (АФК) «Система». Известно, что в банке по вкладам начисляются проценты, а так как сумма солидная, то и проценты – немалые. К сожалению, официальные сведения об этих миллионах весьма скудные. Например, в ответе прокуратуры Петербурга на запрос ветеранов фигурирует остаток в 86 млн руб. на 1 сентября 2009 года. В апреле 2010-го г-н Белокобыльский в «Интерфаксе» озвучил сумму в 77,5 млн руб., а весной этого года сказал, что осталось миллионов сорок, вероятно, забыв упомянуть о начисляемых процентах, которые регулярно тратятся им на уставную деятельность.

Со всей этой «арифметикой» разбирались специалисты Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Результаты их проверки год назад были направлены начальнику Главного следственного управления ГУВД по СПб и Ленобласти генерал-майору юстиции Романову «для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении руководства ДВС им. М.Г. Савиной по ст.160 ч.3 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения) в порядке ст.144-145 УПК РФ». Но до сих пор решение не принято. Спокойно к «освоению» пожертвования относятся и в дирекции БФ «Система»: на запрос "Фонтанки" вице-президент Фонда Матвеев ответил, что они ждут, когда деньги закончатся. И тогда «в случае обнаружения фактов их нецелевого использования, будет назначен независимый аудит», если эти факты подтвердятся, то материалы проверки передадут в прокуратуру, а если нет, то «будут подписаны акты о целевом использовании средств и отсутствии взаимных претензий»…

Кто поедет в Комарово?

Пять лет спустя после миллионов, оказавшихся на счету ДВС, в Москве приняли решение отремонтировать Дом на бюджетные деньги. Схема такая: здания передаются в федеральную собственность, приводятся в порядок, а затем вновь переходят к СТД в бессрочное пользование. По утверждению зампредседателя СТД Геннадия Смирнова, «по договору дарения, заключенному между нами и Управлением делами президента России, весь комплекс зданий теперь принадлежит государству».

Однако в открытом письме самого председателя СТД Александра Калягина сказано, что Союз отдает в госсобственность не все постройки, а только два корпуса: Савинский и главный, в которых, а также в деревянном доме, уже принадлежащем государству, в 2011-2012 годах «за счет федерального бюджета будет проведен комплексный капитальный ремонт и реставрация на самом высоком уровне». И далее «вопрос о капремонте корпуса №4, гостиницы, о судьбе старой котельной может быть рассмотрен на втором этапе». (Кстати, эти здания расположены как раз на тех гектарах, где АФК «Система» собиралась реализовать свой инвестиционный проект). Заявление более чем странное: если руководство СТД на самом деле хочет создать своим ветеранам комфортные условия проживания, то озаботиться в первую очередь надо было бы «судьбой» котельной, которую еще в 2005 году администрация Петроградского района предлагала реконструировать в рамках общегородской программы, реализуемой «Газпромом» в Петербурге. Эта программа также предполагала замену тепловых сетей, ремонт крыш, фасадов. Тогда от безвозмездной помощи руководители Союза отказались, так как они усиленно работали над реализацией своего «системного» проекта…

Следующий вопрос: где во время ремонта будут жить ветераны? По замыслу чиновников - в Комарово, там СТД принадлежит Дом отдыха, который сначала надо отремонтировать тоже за счет госбюджета, ведь сейчас в нем – удобства на этаже и мебель начала 1980-х. Когда обитатели Дома на Петровском острове узнали об этих планах, то первой реакцией был шок, затем – активное сопротивление. Многочисленные собрания, прошедшие в ДВС, были бурными, а выступления - эмоционально-единодушными: «Переезд подобен смерти!» Действительно, по медицинской классификации, пожилым считается возраст 60-75 лет, старческим – после 75, а прожившие более 90 лет - долгожители. Следуя этой терминологии, в Доме сейчас находится 10 долгожителей, 15 приближаются к этому рубежу, несколько человек пожилого возраста, все остальные – старческого. Они уже перенесли стресс, оставив свои квартиры и переехав сюда. Следующий переезд за город с «чемоданчиком» (мебель, книги, антиквариат, по мнению администрации ДВС, должны остаться на каком-то складе) для многих может стать последним. Странно, что этого не понимают (или не хотят понять) руководители СТД. В своих письмах, адресованных и президенту РФ, Управление делами которого теперь занимается ремонтом, и Секретариату Союза ветераны возражают против переселения в Комарово и предлагают решение проблемы без стресса и человеческих потерь, но в ответ - тишина. (С текстом писем можно ознакомиться на сайте Петербургского театрального журнала, www. ptj.spb.ru)

Беспокойная старость

Когда Савина создавала дом отдыха для художников сцены, она считала, что там они должны найти «покой, наивозможный комфорт и нежное, бережное отношение за труды свои». Наследники доброго дела - руководители СТД – на словах тоже заботятся о стариках. Этой заботой, а также некоммерческим характером ДВС они долгое время объясняли свой отказ передать Дом под юрисдикцию Петербурга, из бюджета которого с 2004 года  выделяются значительные средства на улучшение социального обслуживания ветеранов. Вообще, анализ уже упомянутой «Информации» с сайта Союза заставляет усомниться в этом «некоммерческом характере». Как сказано там, бюджет ДВС или «большой котел» формируется, помимо субсидий города, из поступлений от СТД, добровольных имущественных взносов самих ветеранов, выручки от реализации товаров, работ и услуг, доходов, получаемых от собственности. Стоит пояснить, что Союз театральных деятелей, по утверждению директора Дома, уже год ничего не перечисляет на его содержание, «добровольные» вступительные взносы всегда были обязательными: для членов СТД – это 350 тыс. руб., а для людей, к нему отношения никакого не имеющих – 850000. Последних брали с большой охотой, хотя в соответствии с «Положением о порядке приема», должны были делать это только в виде исключения. На сегодняшний день из 77 проживающих в Доме членов Союза – только 39. К тому же ежемесячно ветераны отдают 75% своей пенсии в этот же «котел».

Доходами от собственности, вероятно, является арендная плата за гостиничные апартаменты: первый этаж особняка на берегу Малой Невки сдается уже много лет по рыночным ценам, на втором - живут г-н Белокобыльский и его заместитель Филонов, имеющие собственные квартиры в городе. А еще за четвертый и Савинский корпуса, где в большом количестве обитают совершенно посторонние граждане. Какие товары и услуги реализует дирекция ДВС, трудно сказать, но если добавить сюда «системные» миллионы, то «кашу» в таком «котле» можно сварить.

О том, как тратятся эти средства, рассказала Дина Кальченко: «Полной информации у Совета ветеранов нет, хотя, по «Положению» Дома, директор обязан ее предоставлять. Мы знаем, что «петербургские» деньги идут на наше питание, охрану, одежду, подписку периодики, все остальное должно обеспечиваться СТД. Организовано питание плохо: продукты закупаются на какой-то базе втридорога, да и готовят «без души». На все наши просьбы оснастить аппаратурой кабинет врача-офтальмолога, вернуть ночной медицинский пост, оплатить ветеранам глазные операции и протезирование зубов у него один ответ: «Денег нет!» Но сейчас нас больше волнует перспектива переезда в Комарово, куда нас собираются переселить уже в декабре, ведь даже мысль о нем убивает: только за прошедшие полгода из жизни ушло девять человек…»

«На золотом крыльце…»

Получить комментарии по поводу сложившейся ситуации у руководства СТД и благотворительного фонда не удалось, зато посчастливилось узнать мнение вице-президента БФ «Система» А.Е. Матвеева о его отношении к расходованию выделенных на ремонт ДВС средств. На пресс-конференции 25 мая 2011года в Государственном Русском музее, генеральным партнером которого фонд является уже много лет, на вопрос об этом Андрей Евгеньевич эмоционально ответил: «Я там был, это памятник истории и культуры федерального значения, там лепнина, там все сложно, там одно крыльцо - золотое! Сразу было ясно, что этих пяти миллионов долларов (т.е.132600000 рублей) на все не хватит, их достаточно, чтобы только это крыльцо и отремонтировать... Деньги мы дали на разработку документации, прокуратура проверяла и нарушений не нашла…»

Создается впечатление, что и руководители Союза, и сами благодетели хотят, чтобы о растраченных миллионах больше никто не вспоминал, а г-н Смирнов в своих многочисленных интервью говорит о миллиардах, которые предоставит государство для этого же ремонта. Оно и выделено их (2,59) практически на то, чтобы привести в порядок три двухэтажных здания (остальные СТД на баланс Управделами президента РФ не передал), причем, 20 млн рублей – на разработку проектно-сметной документации, которую теперь готовят специалисты ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе» того же Управления.

Для сравнения: на капремонт здания Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова из госбюджета дается 2,7 млрд рублей, на реставрацию Казанского собора – 2,5 млрд. За 429 миллионов рублей из бюджета Санкт-Петербурга практически за год удалось не только отремонтировать все фасады многоэтажного исторического здания в центре города, на первом, цокольном и подвальном этажах которого располагается Театр эстрады имени Аркадия Райкина, но и его полностью отреставрированные помещения оснастить самым современным оборудованием. Здесь расходы на проектирование составили 8,7 млн рублей. В Государственном музее-заповеднике «Царское село», где на средства меценатов с конца 2010 года ведется комплексная реставрация построенного в XVIII веке Чарльзом Камероном павильона «Холодная баня», тоже не скрывали объема затрат: 285 000 000 рублей, из которых 15 млн – на разработку и согласование необходимых документов. А ведь там не только «лепнина», но и 25 тонн уральской яшмы различных сортов, художественные паркеты, камины, живопись, скульптура. По словам Алексея Петрова, директора благотворительного фонда «Транссоюз», финансирующего проект, «все расходы и качество выполнения работ строго контролируются и музейщиками, и КГИОПом, и нами, а срок их завершения тоже определен: октябрь 2013-го»

Резюме

На проходившем в Москве 20-21 октября 2006 года V съезде СТД РФ г-н Калягин воодушевленно рапортовал делегатам о том, что уже проведен раздел территории ДВС на  два участка, из которых один, предназначенный под коммерческую застройку, выкуплен у государства по кадастровой стоимости и на него оформлен отдельный паспорт. Из этого же доклада они узнали, что мастерской Татьяны Славиной сделана историко-культурная экспертиза, а еще выбрана фирма - ЗАО «Система-Галс Северо-Запад» и с ней уже заключен договор на выполнение функций технического заказчика по комплексному капитальному ремонту, реконструкции и реставрации Дома ветеранов сцены.  Также на конкурсной основе осуществлен выбор генерального проектировщика  - Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», а тендер на  проведение работ по технической экспертизе зданий и строений ДВС выиграло ООО «Граст», которое с успехом провело ее в июне-июле 2006 года, представив заказчику 7 томов документации. Наверно, в этих томах и была приведена необходимая для капремонта сумма в 120 млн рублей, которую озвучил в своем отчетном докладе г-н Калягин. И новое строительство, и долгожданный ремонт, на время которого обитателей Дома никуда отселять не собирались (в техническом задании на проектирование даже предусматривалась «разработка раздела организации работ при условии одновременного проживания ветеранов») должны были начаться в 2007 году…

Но в планы театральных чиновников, уже подсчитывающих «выручку» от реализации инвестиционного проекта, вмешался случай в лице президента России. Не внять рекомендациям Владимира Владимировича («Взяли бы да помогли…») не смог даже 120-й в рейтинге Forbes миллиардер. Как известно, благодетели деньги ветеранам дали, затем забрали в свой же банк, а потом вместе с руководителями СТД провели новый тендер, в результате которого техническим заказчиком того же капремонта стало некое ООО «Строительные материалы «АИР», а генеральным проектировщиком -  ЗАО «Фирма «Дедал». Им и перечислила дирекция ДВС почти 50 млн рублей за проектно-сметную документацию, которую они вроде как делали, но не доделали, согласовывали, но не согласовали. Частично ее изъяли в ходе следственных мероприятий специалисты УБЭПа, но для проведения строительно-технической экспертизы и установления ее реальной стоимости, нужно возбудить уголовное дело. Все материалы проверки КУСП № 3010 от 21.06.2010 г. по этой «системной» благотворительности давно находятся в следственных органах.

Поставить точку в этом затянувшемся конфликте просто необходимо. Для этого надо отремонтировать весь комплекс зданий ДВС и передать их не Союзу театральных деятелей, чье отношение к памятнику истории и культуры федерального значения вполне заслуживает признания его недобросовестным собственником (ст.54 ФЗ «Об объектах культурного наследия»), а городу, на Петровском острове которого Дом находится уже более столетия. Причем сделать это в кратчайшие сроки, пока не ушли из жизни все его обитатели, ведь «люди-то пожилые, им покой нужен и уверенность в завтрашнем дне» (Народный артист СССР Кирилл Лавров, ДВС имени М.Г.Савиной, 18 апреля 2006 года)

Татьяна Воронцова,
для «Фонтанки.ру»

P.S. Несколько слов о Комарово
Из доклада А.А. Калягина на V съезде СТД РФ 21 октября 2006 года,  Москва
«…Труднее с  «Комарово». В последние годы Союзом были приняты усилия по повышению уровня комфортности этой здравницы, в половине номеров оборудованы санузлы (напомним, что спальный корпус «Комарово» изначально построен с номерами без удобств), пристроен дополнительный зал столовой. Однако, неудачное расположение (на «первой» линии, но не от Финского залива, а от железной дороги), крайне примитивная архитектура спального корпуса, отсутствие какой-либо логики в планировочном решении территории, все это обрекает «Комарово» на депрессивное существование… Сегодня однозначного решения нет. Но искать его необходимо…»

Из интервью «Александр Калягин: «Суды выигрываешь, а ничего не меняется!», газета «Вечерний Петербург» от 27 января 2011 года,  Санкт-Петербург

«…Но откладывать ремонт больше нельзя, иначе в ближайшее время там все рухнет! И оставлять ветеранов в здании, где будет реконструкция, тоже нельзя. Потому что нельзя жить на стройплощадке! И потом, я хочу подчеркнуть, что ветеранов собираются переселять не «в какое-то Комарово», как вы говорите. Это театральный дом отдыха. И там рядом - коттеджи Конституционного суда, членов правительства. Это ваша Рублевка, фантастическое место на взморье…»

Материал подготовлен при финансовой поддержке International Media Support (IMS)