Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 19 октября 2011 20:00      311

Милан понюхал русского табачку

В Милане, признанной столице итальянской моды и итальянского театра, проходит «Петербургский театральный сезон». Этот фестиваль – ежегодный десант лучших петербургских спектаклей в крупнейшие культурные центры планеты – уже стал традиционным, и надо отметить, вызывает у принимающих сторон неизменный интерес. Вот и Милан не остался равнодушным к петербургским гостям.

Выбор Милана как места проведения очередного «Петербургского театрального сезона» объясняется просто: на дворе Год культурного обмена Италии и России. Поднявшиеся на сцену грандиозного строения – главного здания миланского театра «Пикколо», названного Театром Джорджо Стрелера в честь его основателя, великого итальянского режиссера, – генконсул России в Милане Алексей Парамонов, министр культуры Милана Джулия Аматто и первый заместитель председателя Комитета по культуре Петербурга Анна Кучерова, не сговариваясь, назвали петербургский культурный десант одним из главных событий этого самого года. Шла речь и о давнем побратимстве Петербурга и Милана. В данном случае братство оказалось отнюдь не пустой и формальной этикетной формулой.

Зал «Пикколо-театра» заполнили не русские эмигранты (были и они, но вовсе не преобладали), а итальянские зрители разных возрастов и социальных сред. Было много специалистов: театральных деятелей, художников, ученых, представителей СМИ. На открытии показали спектакль «Дон Жуан», работу режиссера Александра Морфова, созданную им 8 лет назад в Театре им. Комиссаржевской. Сначала выбор показался неоптимальным: спектакль старенький, было опасение, что за время амортизации он поизносился. Оказалось, вовсе нет – напротив, спектакль вырос, стал изящнее и тоньше, а площадка, освященная именем Стрелера, пошла «комиссаржевскому» «Дон Жуану» чрезвычайно. Комические сцены первого действия артисты петербургской труппы играли четко, сухо, чуть отстраненно – и эти сцены вполне серьезно, по гамбургскому счету, напоминали знаменитые стрелеровские «лацци». Публика благодарно аплодировала и хохотала. Ну а дуэт меланхоличного стоика Дон Жуана в исполнении Александра Баргмана и хлопотливого простака Сганареля, которого играл Владимир Богданов, вызвал у миланской публики настоящую бурю восторга: актеров многократно вызывали на бис.



Ваш корреспондент после спектакля имел возможность побеседовать с итальянскими зрителями, и они в один голос говорили, что в спектакле ухвачен и отражен специфический итальянский дух. Преподавательница Миланской театральной академии Франческа рассказала мне, что прежде считала, будто «из серьезного» в Петербурге есть «только театр Додина», но теперь переменила свое мнение. Особенно потрясли Франческу отличная актерская школа Владимира Богданова и красота двух сцен – сцены в склепе командора и эпизода курения табака. Франческа не знала, что неугомонный режиссер Морфов, который продолжал репетировать свой спектакль даже в отеле по ночам, «прогонял» сцену с табаком у себя в номере к ужасу сбежавшихся консьержек. Другая зрительница Паола оказалась директором школы для журналистов. Она с горячностью поведала о своей любви к русской культуре. Любимый писатель Паолы – Достоевский, любимый литературный персонаж – старец Зосима. «Дон Жуан» Морфова показался Паоле созвучным духовным исканиям русского классика, она услышала тут перекличку русской и итальянской культур, созвучные мотивы богоборчества и богоискательства. А еще одна опрошенная зрительница заговорила по-русски, представившись Татьяной. Татьяна давно живет и работает в Милане, хотя сама родом из Москвы. Сказала она буквально следующее: «Очень понравилось, хочу сказать большое спасибо организаторам. Для русских в Милане это прекрасная возможность провести вечер в компании русского театра».



Те самые организаторы – Правительство Петербурга и продюсерская компания «Нева-Арт» – привезли в Милан еще пять спектаклей. «Приют комедианта» представлял спектакль «Pro Турандот», импровизационный хеппенинг по мотивам фьябы итальянца Гоцци, поставленный самым титулованным из петербургских театральных режиссеров нового поколения Андреем Могучим. После того, как весной Могучий получил международную премию «Новая театральная реальность», наряду с ведущим режиссером современности Кэти Митчелл и известнейшим финским постановщиком Кристианом Смедсом, каждая работа Андрея Анатольевича, привезенная за границу, вызывает особый интерес просвещенной публики и специалистов. Нежная и ироничная «Касатка» Семена Спивака, представлявшая Молодежный театр, также была принята тепло, благо с иронией у итальянцев всё в порядке. Искусство марионеток итальянцам также отнюдь не чужое, поэтому спектакль Театра им. Деммени «Любовь к трем апельсинам» смотрели придирчиво, но остались довольны. Интерес вызвала и выставка кукол из музея театра. Ну а «Власть тьмы» БДТ в постановке Темура Чхеидзе познакомила итальянцев с традиционным русским психологическим театром, и, разумеется, знакомство с его корифеем народным артистом Валерием Ивченко, исполняющим в спектакле одну из главных ролей, произвело на итальянских зрителей сильное впечатление. Ивченко – из тех редких актеров, чей эмоциональный посыл всегда понятен и захватывает безо всякого перевода. Впереди – показ новой работы худрука МДТ Льва Додина «Три сестры», впрочем, билеты давно уже распроданы.



На этот раз рамки «Петербургского театрального сезона» были расширены. Офф-программа фестиваля включала дискуссии о спектаклях, встречи публики с их режиссерами. В качестве модератора выступил профессор Фаусто Мальковати, известный итальянский специалист по русской культуре. А неожиданным сюрпризом стала экспозиция под названием «Театр моды», развернувшаяся в фойе «Пикколо». Среди инсталляций с видами Петербурга расставлены манекены, одетые в модельные платья от ведущих петербургских кутюрье. Модельеры Татьяна Котегова, Елена Бадмаева, Татьяна Парфенова, Владимир Бухинник и Янис Чамалиди приехали в Милан сами и привезли по мини-коллекции, которые в рамках выставки превратились в совокупную презентацию петербургского фэшн-искусства. «Я с благодарностью отношусь к этому проекту. В Петербурге, в России, без ложной скромности скажу, наш модельный дом знают, – сообщила «Фонтанке» Татьяна Котегова. – У нас, конечно, есть иностранные клиенты, ведь мы включены в каталог лучших модельных домов мира от Louis Vitton. Но всё же вот такого «окна в Европу», как эта выставка, нам недоставало: это прекрасная возможность показать наши работы любителям моды в Италии. И чрезвычайно приятно, что это не мы сами вложили деньги, а петербургские городские структуры, продюсеры «Сезона» нас пригласили, посчитав достойными представлять Петербург. Мода – это часть культуры, а у нас, в Петербурге, мода имеет свое особое лицо».



Покорив Милан, продюсер «Театрального сезона» Виктор Минков не собирается останавливаться на достигнутом. Уже готовится программа следующего сезона в Дрездене, который будет особенно ответственным: Германия – признанная Мекка мирового театра, и добиться признания здесь совсем непросто. Впрочем, Минков уверен в успехе и утверждает, что в Петербурге найдется целый ряд конкурентоспособных спектаклей, которые смогут приятно удивить требовательного немецкого зрителя, искушенного в трендах современного искусства. Так что культурная экспансия Петербурга за границей продолжается.



Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»

Фото автора