Грозная Тори устроила шторм в «Октябрьском», послав полицию куда подальше
В БКЗ выступила выдающаяся американская певица Тори Эймос с концертом, посвященным презентации альбома «Night of Hunters». Несмотря на не самый удачный формат выступления со струнным квартетом и небольшой конфликт с охраной, у Тори всё получилось. Корреспондент «Фонтанки», по крайней мере, аплодирует ей до сих пор.
Удивительно, но аншлага на концерте Тори Эймос не было: свободных мест хватало, хотя две тысячи человек – тоже неплохой результат. Тем не менее, великая американка в свой первый приезд в Петербург теоретически должна была набить БКЗ до отказа: увы, не сложилось, но определенно – присутствовавшим на концерте есть чем хвастаться, а поленившимся стоит кусать локти. Тори Эймос отыграла программу длиной в два часа, и в ней нашлось место резвому галопу по дискографии – хотя и свежий альбом «Night of Hunters» Тори честно представила публике, причем не комплектом (как можно было бы предположить исходя из того, что песни на альбоме связаны общей концепцией), а вразнобой, чередуя новые треки с хитами, которые зрители узнавали с первых аккордов.
Тори привезла с собой любимый рояль Bosendorfer весом почти в тонну и музыкантов из Apollon Musagète Quartett, записавших на последнем альбоме струнные партии. В одиночку Тори сыграла всего девять из двадцати пяти песен, да и то – три на бис; в остальных композициях струнная секция пусть и не слишком изобретательно, но ровно и мощно поддерживала приму. На самом деле, подобный ход вышел Тори боком: появление на сцене еще четырех персонажей разрушило всенародно любимую позу одиночки, которая Тори всегда очень шла, а сами аранжировки были слишком уж классичны и однообразны, словно «пады» синтезаторов. Квартет блеснул лишь на бис, сыграв отличный инструментал из своей программы, им же принадлежит заслуга прекрасной аранжировки насквозь электронной и холодной в студийной записи темы «Cruel».
В целом, первая треть концерта у Тори прошла менее удачно и напоминала констатацию и без того очевидного факта – вот я, вот рояль, вот ваши любимые песни, вот ребята машут смычками. Материал «Night of Hunters» – открывшая выступление «Shattering Sea», последовавшие после хорошо известных «Way Down» и «Suede» песни «Fearlessness» и «Star Whisperer» – звучал не то чтобы неубедительно: в отношении Эймос такие термины неприемлемы, – просто слегка терялся. А вот после «Smells Like Teen Spirit» концерт уже напоминал мощный шторм – не в последнюю очередь потому, что следующие четыре темы Тори играла соло, а очередной темой в полном составе была та самая «Cruel».
Тори встречали стоя, Тори провожали стоя, на первый бис партер подтянулся к сцене, изрядно взволновав охранников, и без того рыскавших по залу в поисках включенного записывающего устройства или фотоаппарата. Справа от сцены двое мужчин в тельняшках развернули баннер «Tori! We Love You!». Она поет «Carry» и уходит, чтобы вернуться через минуту, потому что публика вовсе не собирается покидать зал. Еще четыре песни — первую же, «Take to the Sky», Тори прерывает на полуслове и требует от особо рьяных охранников «chill the fuck out». Обиженные блюстители порядка, приумерив пыл, из вредности пытаются светить фонариками в объективы любительских камер, однако первые ряды всеми силами им мешают. Глядя в зал, Эймос спрашивает, «Is that police state?» («Мы что тут, в полицейском государстве?»), и тогда уже встают все, даже на балконах люди двигаются поближе.
Местами холодновато, местами слишком ровно, местами затянуто – но какого черта канючить? Тори Эймос сыграла первый концерт в Петербурге в своей жизни, выдала – в пересчете плюсов и минусов – всё же прекрасное двухчасовое шоу, не схалтурив, не соврав, угодив и искушенным любителям ее творчества, и знакомым с двумя-тремя хитами. «Night of Hunters», как уже очевидно, большое и красивое полотно, которое займет свое достойное место в дискографии певицы. Удивительно, но факт: 29-летняя Аврил Лавинь приезжает в Петербург на заработки и отбывает концерт с трудно скрываемым мучением, 48-летняя Тори Эймос привозит прекрасную музыку и искренне радуется реакции зала. То ли дело в старой школе, то ли в разнице жанров – но Тори хочется аплодировать до сих пор, даже услышав любую ее песню из собственных колонок.
Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-младший.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»