Глава администрации Гатчинского района Ленобласти признался «Фонтанке», почему он неудобный руководитель, и рассказал, что именно необходимо изменить в регионе, чтобы дать новый импульс развитию территорий.
- Александр Петрович, вы – один из немногих чиновников из Ленинградской области, кто готов открыто общаться с прессой. Почему среди ваших коллег существует такая закрытость?
- Согласен, что проблема есть и ее нужно решать. К великому сожалению, рождение различных слухов и домыслов - это исключительно результат неосведомленности людей о происходящих событиях. Для начала необходимо по-другому выстраивать информационную политику областного правительства и собственное отношение чиновников к роли СМИ. Уверяю, что в Гатчинском районе никакой закрытости никогда не было, более того, вместе с журналистами мы обсуждаем и вырабатываем темы моего ежегодного отчета.
- Новая конфигурация власти в Петербурге, в частности назначение губернатором Георгия Полтавченко и полпредом СЗФО Николая Винниченко, многих натолкнула на мысль о появлении в повестке дня вопроса об объединении области и города.
- Не могу прогнозировать намерения федерального центра, но знаю, что Илью Клебанова прочили на другую работу последние три года, поэтому для большинства его отставка не была неожиданностью. Винниченко – человек не чужой для области. Он молодой, энергичный, амбициозный, много работал в нашем регионе.
- Лично вы как относитесь к идее объединения Петербурга и Ленобласти?
- Будет политическое решение, будет и понимание, как технически организовать этот процесс. На сегодняшний день такого решения нет.
- Можно провокационный вопрос: что вас сегодня не устраивает в политике областных властей?
- Что касается работы с центром, я всегда был несговорчивым, неудобным главой, редко когда заседания областного правительства проходили без неудобных вопросов с моей стороны в любой сфере, будь то образование, ЖКХ, социальная политика или межбюджетные отношения. Мне не все нравится, что делается в Ленинградской области, и я об этом говорю открыто. Кто не боится, меня поддерживает, кто боится - просто помалкивает. При этом я понимаю, что необходим консенсус, а не война.
Сегодня многое нужно менять, в первую очередь межбюджетные отношения. Из 71 млрд рублей областного бюджета только 29 процентов являются прямыми налоговыми отчислениями в районы и поселения. Все остальное забирается областью, а потом распределятся далеко не справедливым образом по территориям. Всем очевидно, что районы каким-то образом поделены на привилегированные и непривилегированные. Это неправильно, надо искать золотую середину.
- Как именно распределяются налоги: сколько от собранных средств уходит в Москву, сколько остается в области и сколько перепадает муниципальным образованиям?
- Готов продемонстрировать ситуацию на примере Гатчинского района. Мы собираем примерно 10 млрд рублей налогов (федеральных, областных и местных), из них за районом закреплены только около 800 млн рублей. В Ленинградской области остается 47 % налоговых отчислений. Более 50 % забирает федеральный центр. Регион стал донором, это заслуга действующей команды Валерия Сердюкова, потому что, когда он только заступал на пост, треть бюджета была в долгах. Принятые законы ежегодно позволяют привлечь порядка $ 4,5 млрд долларов живых инвестиций.
- Вы сказали, что существуют привилегированные и непривилегированные территории. По какому принципу происходит ранжирование?
- Анализируя, например, программу Ленобласти по строительству детских садов, видно, что одни районы получают финансовые привилегии, другие нет. Почему так происходит, не знаю. Пусть это останется на совести тех, кто распределяет бюджетные деньги.
- А как должны быть выстроены межбюджетные отношения, чтобы соблюдался принцип справедливости?
- Территориям нужно отдать те налоги, увеличение которых стимулирует желание местных властей развивать различные отрасли экономики. К примеру, на территории Гатчинского района из 10 тысяч налогоплательщиков-юрлиц 30 предприятий формируют 70 % бюджета. Как глава администрации района я обязан знать, чем живет каждый директор этой тридцатки, какие проблемы испытывает его предприятие, чтобы оказать ему помощь. Возможно, предоставить льготу, чтобы он смог вложить средства в модернизацию производства. Мне-то это сложно отследить, а как это можно сделать в масштабах области? Если отдать МСУ тот же налог на прибыль, то местные власти будут мотивированы к тесному общению со всеми градообразующими предприятиями, за счет которых держится их бюджет.
Правильно было бы передать налоги от малого бизнеса, вместо НДС введя, например, налог с продаж. В Гатчинском районе благодаря высокой покупательской способности торговые площади превышают нормативы в три раза. Чья это заслуга? Территории, власти которой сумели создать благополучную экономическую среду с высокими зарплатами, и налог с продаж должен оставаться здесь.
- А что тогда останется в областном бюджете?
- Нужно найти разумный компромисс, предоставив муниципалам возможность исполнять переданные им полномочия, которые сегодня подкреплены очень малыми финансами. Федеральный закон № 131 начал реализоваться в 2006 году, и тогда передали на местный уровень 27 полномочий, сегодня их передано де-юре и де-факто 102. Безусловно, с 2006 года бюджет МСУ увеличился, но не в четыре же раза. Органы МСУ отвечают за все, от чего зависит качество жизни населения, но вышестоящие власти при этом не интересует, как они это будут делать. Полномочия должны быть рассчитаны в финансовом эквиваленте, каждое должно иметь норматив. А так дали тебе примерный бюджет - и крутись, как хочешь.
Например, местные власти отвечают за содержание и строительство дорог, находящихся в их собственности. В Ленинградской области из 23 тысяч километров дорог 11 тысяч имеют муниципальный статус. На ремонт областных дорог сформирован фонд в размере 6 млрд рублей, на федеральные трассы средства выделяет Москва, а на муниципальные дороги денег нет. Между тем прокуратура постоянно предъявляет претензии относительно их плохого качества. Главу Борского поселения в Тихвинском районе в прошлом году 18 раз привлекали по суду к административной ответственности. Но не виноват он, что у него бюджетный карман пуст!
- Думаете, власти сумеют осилить задачу по увеличению налоговой базы?
- Хорошие смогут. В Гатчинском районе тоже ведь были проблемы. Десять лет назад люди зарплату не получали по четыре месяца. Иногда утро начиналось с того, что в кабинет приходили несколько разъяренных граждан, которые не смогли уехать на работу, потому что не пришел транспорт. Но мы сплотили команду и разрешили все трудности.
Важно понимать, что если команде дать возможность поверить в себя, почувствовать, что она может реализоваться, то те идеи и проекты, которые станут результатом работы, только улучшат потенциал территории.
- Есть ли планы по реконструкции кольцевой дороги вокруг Гатчины и строительству трехполосного Киевского шоссе хотя бы до Гатчины? В существующем варианте, когда сделана трехполосная трасса от поворота на Пушкин до Дони, а затем все опять вливается в одну полосу, смысла нет никакого.
- Вы не правы, если раньше мы добирались от Гатчины до Дома правительства области без пробок за час, то сейчас время сократилось до 40 - 45 минут. Меня заверили, что на продолжение строительства Киевского шоссе до Гатчины выделено 15 млрд рублей. Через три года мы получим шестиполоску.
А вдоль Киевского шоссе уже начинают строиться логистический центр и большой завод по производству соков.
- Там же идет большая коттеджная застройка.
- Не совсем там, в сторону поселка Тайцы. Пока что ведется оформление юридических документов. Надо сказать, что у компании-застройщика хорошо спланированная стратегия, они собираются строить жилье среднего класса и приблизить рабочие места к территории проживания.
- В Гатчинском районе в этом году произошло несколько конфликтов, получивших впоследствии окраску межнациональных. Вы согласны с этой трактовкой?
- Когда меня спрашивают об этом, я часто вспоминаю свои юные годы, когда в поселке на танцах мы вступались за наших девчонок. И какой ты национальности – финн, русский или выходец из южных республик - никого никогда не волновало. Со временем изменились политика и восприятие этих вещей, и очень часто такие истории раздуваются до национальной истерии. То же самое произошло с Кобралово. Я разбирался в этом конфликте, это обычная бытовая драка.
Наше упущение только в том, что мы своевременно не объяснили людям, что произошло.
- Думаете, общество не испытывает напряжение по поводу большого количества гастарбайтеров?
- Если их выгнать, кто будет работать? То же сельское хозяйство - это круглосуточный процесс, если рабочий запьет на неделю, коров можно погубить. Мигранты в большинстве своем, слава богу, не пьют. Конечно, если есть новые технологии, привлекается квалифицированная рабочая сила. Но нужно, кстати, отметить, что по сравнению с 2010 годом количество рабочих мигрантов снизилось на 40 %.
- Вы рассказали о характере работы с областным правительством, а как оцениваете работу областного ЗакСа?
- Несмотря на то, что на последних выборах произошла ротация кадров на 50 %, команда сформировалась профессиональная и боевая. Отмечу, что практически все нынешние депутаты идут на предстоящие выборы в областной ЗакС.
- Представители «Единой России», которую вы представляете, конструктивно проработали этот период или все-таки существовали разногласия? Например, во время праймериз были высказаны претензии к порядку их проведения.
- В целом праймериз прошли хорошо, но несовершенна сама процедура их проведения. Из 100 общественных организаций у нас успели влиться в Общероссийский народный фронт только 23, которые и получили право в дальнейшем делегировать своих представителей на праймериз. При этом, если в каком-то районе нет представительства этой организации, они норовят отправить одного и того же выборщика по всем территориям.
А если депутаты хотят заслушать меня на фракции, я скажу, что ни один из них не обижен в ходе предварительного голосования. В своих округах они заняли в основном первые места, ну а если вторые – то это исключительно результат их работы.
- Какие бы точки роста вы обозначили за последнее десятилетие, которые иллюстрируют позитивные изменения в области?
- Думаю, нужно отметить Тихвин, куда пришли отечественные инвесторы и где сегодня появляются новые предприятия и строится более 3000 квартир. Позитивно можно сказать о Кингисеппе, где реализуется огромный проект по строительству порта. В цифрах - это более 700 млрд инвестиций, 17 000 тысяч рабочих мест и хорошие перспективы. На строительстве порта в Усть-Луге, где работают местные жители, зарплата около 50 000. Не могу не назвать развитие Гатчины, порты в Выборгском районе, птицефабрики Кировского района. И это все за последние 10 лет. Когда будет закончена стройка в Усть-Луге в 2018 году, к нынешней налоговой базе области добавится 20 процентов.
- По-фински говорите свободно?
- Без переводчика.
- Это помогло хотя бы раз привлечь финского инвестора в район?
- Несколько лет назад приехал председатель совета директоров «Валио». Концерн давал технологии, а финансировали наши инвесторы, и шел выбор, на какой площадке строить завод. Было подготовлено 2 места в центральной России и одно в Ленобласти. Переговоры шли у меня в кабинете, на английском языке. Я смотрю, гость все мрачнее и мрачнее, и понимаю, что ситуацию надо ломать, что-то ему не нравится. Взял инициативу и начал вести переговоры на финском. Он рассмеялся, хлопнул по столу и сказал, что завод будем строить здесь. Потом на открытие приезжала министр сельского хозяйства Финляндии. По ее словам, такого современного предприятия нет даже в Европе. Завод производит молоко, которое без консервантов хранится 6 месяцев.
В начале 1990-х в Тайцах, где я по-прежнему живу и работал без малого 10 лет главой, мы построили дом престарелых на финский грант. Знание языка помогло мне убедить консула, что дом надо строить у нас. Мы выполнили все обязательства, и этот комплекс со всеми удобствами для ветеранов работает и сейчас.
- Освоили Твиттер?
- Спадет немножко ажиотаж вокруг выборов, и обязательно займусь.
«Фонтанка.ру»
Справка:
Худилайнен Александр Петрович
Дата рождения – 2 мая 1956 г.
Образование – высшее: в 1979 г. закончил БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова по специальности "инженер-механик", в 1997 г. – Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ. Квалификация – менеджер-экономист.
Ученая степень – кандидат экономических наук.
В органах исполнительной власти начал работать в 1987 г. в должности председателя исполкома Таицкого поселкового совета народных депутатов, а с 1991-го по 1996 год занимал должность главы администрации поселка Тайцы. В декабре 1996 г. назначен на должность заместителя главы администрации МО «Гатчинский район».
В июне 2001 г. избран главой муниципального образования «Гатчинский район», а в январе 2006 г. назначен на должность главы администрации Гатчинского муниципального района. Входит в состав Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, является председателем президиума ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области». Включен в рабочую группу по выстраиванию межбюджетных отношений между государственными органами и местным самоуправлением, возглавляемую зам. председателя правительства РФ Дмитрием Козаком.
В мае 2011 года избран секретарем Ленинградского областного регионального политического совета партии «Единая Россия».