Смольный утвердил проект планирования Петровского острова. Территорию площадью более чем 130 гектаров в Петроградском районе между рекой Ждановкой и Малой Невкой разграничили на шесть кварталов. Функциональное назначение большинства из них – общественно-деловая застройка, многоквартирные жилые дома, коммерческие объекты (связанные и не связанные с проживанием населения), гостиницы, финансово-кредитные учреждения, гаражи (многоэтажные и подземные), объекты розничной торговли и общественного питания, образования, здравоохранения, спортивные сооружения (в том числе яхт-клуб). Общая площадь строений оценивается в 1,5 млн кв. метров.
Утвержденный план предусматривает строительство крытого спортивного комплекса и санатория, четырех детских садов (суммарной вместимостью более 600 мест) и четырех школ (на почти 2,5 тысячи учеников), двух поликлиник и станции скорой помощи, а также нескольких многоэтажных и подземных гаражей общей вместимостью 234 тысячи машино-мест, распределительных пунктов с трансформаторными подстанциями, котельной, канализационной насосной станцией, электроподстанции и других объектов инженерной инфраструктуры.
В настоящее время большая часть Петровского острова занята промышленными объектами, в том числе корпусами бывшего пивоваренного завода «Бавария» (занимает 10 гектаров) и крупного оборонного предприятия – судостроительной фирмы «Алмаз» (занимает 16,5 гектара вдоль берега Малой Невки). На острове также расположен комбинат «Канат», судостроительный завод «Спецтранс», Ленинградская экспериментальная судоверфь, Ремонтно-эксплуатационная база флота. Многие эти предприятия ведут свою историю с конца XVIII века, а отдельные здания отнесены к памятникам истории и архитектуры. В то же время производственные объекты в утвержденном Смольном плане не значатся. Значительную часть острова занимает Петровский парк с прудом, относящийся к объектам исторического озеленения.
Как уже писала "Фонтанка", девелоперы давно проявляют интерес к Петровскому острову. Так, здание бывшего клуба канатной фабрики на Петровском проспекте, 22, инвестор ООО «Петровский кристалл» планирует перестроить в жилой дом. Участки по адресу: Петровский проспект, 2, переданы ООО «Петровский альянс». Компания собирается переселить в район Ижоры судоремонтный завод «Спецтранс», находящийся здесь с тридцатых годов прошлого века. А на освободившемся месте построить две гостиницы и яхт-клуб. То, что после переноса предприятия, выполняющего очистку рек и каналов Петербурга, расходы на поддержание внутренних рек города резко вырастут, инвестора не смущает. Не смущает его и то, что для реализации проекта был вырезан кусок исторического озеленения - Большого Петровского парка.
Заметим, что учредил в 2008 году ООО «Петровский альянс» Георгий Тарасов, генеральный директор ЗАО «Стремберг», а возглавил Роман Зарецкий, замгендиректора компании «Бриз». В 2009 году пост главы компании занял Александр Викторов, экс-председатель КГА. Сейчас, насколько известно «Фонтанке», разработан проект планировки этой территории.
Кроме того, как уже писала «Фонтанка», на Петровском проспекте, 20, холдинг RBI намеревался построить жилой дом высотой 65 метров вместо разрешенных 33-х, при этом озеленение – чтобы сэкономить драгоценные квадратные метры – будет размещено на крыше паркинга. Соседние участки находятся в собственности у потенциальных застройщиков – дом 26 принадлежит ООО «Новый остров», компании, по некоторым данным, аффилированной с RBI, а дом 20, литера Ж, – Академии танца Бориса Эйфмана.
Напомним, что на 7 сентября назначены торги Фонда имущества Санкт-Петербурга по приватизации здания солодовни пивоваренного завода «Бавария». В целом застройкой Петровского острова планирует заниматься управляющая компания Nevsky Capital Partners. Один из ее акционеров – группа «Ленстройматериалы», уже несколько лет скупает акции расположенных в перспективном районе предприятий с целью использования занимаемых территорий. Девелоперам уже удалось установить контроль над ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», ОАО «Канат» и другими компаниями.
На Петровском острове расположен также Дом ветеранов сцены, вокруг которого в свое время также разгорелся скандал (от идеи строительства на его месте жилого дома отказались только после вмешательства президента России) — он в проект планировки вошел. В прилегающем к памятнику историческом парке (общая площадь комплекса 5,5 гектара) растут именные деревья, некоторые охраняются государством.
Справка:
Канатная фабрика Гота (Петровский проспект, 20) - одно из старейших предприятий Петербурга. Основана в 1800 году выходцем из Британии Екимом Готом. Первоначально постройки фабрики были деревянными. По мере развития производства корпуса реконструировались — расширялись, надстраивались. На месте сгоревшего канатного цеха в 1890 году было построено новое здание того же назначения по проекту архитектора Г.Г. фон Голи. Оно представляет собой одноэтажное, длиной в 400 метров, краснокирпичное здание с железобетонными колоннами внутри и монолитным покрытием.
Здесь тянули канаты при помощи специальных машин. Не менее интересен кирпичный амбар с дебаркадером и навесом, построенный в 1872 году по проекту архитектора Р.Б. Бернгарда.
Деревянные балки перекрытия опираются на огромные бревна, служащие опорами. Конструкция перекрытия — металлические (клепаные и на болтах) поперечные фермы и система стяжек — инженерное изобретение Р.Б. Бернгарда. Сохранившаяся смольня — здание в «кирпичном стиле» с фигурными нишами и со сводчатым покрытием с подпружной аркой — в настоящее время не используется.
Другие сохранившиеся, в основном одноэтажные, производственные корпуса также выполнены в кирпичном стиле. Все вместе они образуют среду, напоминающую хозяйственные постройки усадьбы XIX века. В 30-е годы XX века выстроено здание проходной, жилой дом и производственные корпуса, где канаты уже не вытягивались машинами, разгоняющимися по рельсам, а натягивались на огромные барабаны. Эти здания очень деликатно вписались в историческую среду фабрики. До наших дней в здании канатного цеха сохранилось старинное оборудование — рельсы, действующие машины для вытягивания канатов начала XX века. Сейчас оно законсервировано. На складе, примыкающем к канатному корпусу, к потолочной балке подвешены старые металлические весы. На внутренних стенах склада сохранились надписи, сделанные от руки: «1906 27 апреля 30 градусов тепла», «мая 24 1908 выпал снег», «1910 21 Апреля пасха», «20-го марта 1913 года тепло», «1929 г. мая 14 была жара 32», «17.05.84 г. + 30 тепла».
Особняк Гота (Петровский проспект, 20-3) - каменный, на высоком цоколе, с деревянными боковыми пристройками (галереями и зимним садом). Построен в 1882 году по проекту архитектора А.А. Риттера в формах эклектики. Фасад оформлен лопатками, фронтон пристройки парадной лестницы — с лепниной в тимпане, цокольный этаж рустован. Несмотря на то, что здесь долгие годы находилось общежитие для рабочих фабрики, в доме сохранились богатые интерьеры — мраморная лестница и камины, изразцовая печь, дубовый потолок с кессонами.
Большой Петровский парк с двумя прудами и протокой расположен в восточной части Петровского острова. Раньше здесь находился большой пейзажный парк, но затем его территория была сокращена. Название парка связано с Петровским островом, на который в 1711 году был перенесен первый зимний дом Петра I. Создан в 1837-1839 годах. Он был разбит по проекту инженера А.Д. Готмана по указу Николая I. Для его устройства была выбрана наименее освоенная восточная часть острова и соседний, отделенный от него протокой, маленький островок.
Здесь были проложены дорожки для пеших и конных прогулок, построены многочисленные мосты. В середине XIX века планировалось соединить Петровский и Александровский парки, расширить его в западном направлении (до Петровского дворца), но эти замыслы не были осуществлены. Парк создавался как городской публичный, здесь в конце XIX века были устроены карусели, эстрадный павильон, лодочная станция. В 1899 году большую часть парка передали Попечительству о народной трезвости. У Тучкова моста был построен деревянный театр и открытая сцена, по берегам Малой Невы зимой сооружались ледяные горы, к островку шла паромная переправа. К 1913 году в парке появились цветочные посадки в клумбах, на газоны ставили кадки с экзотическими растениями. В 1924-1925 годах у Ждановского моста был построен стадион им. Ленина, он просуществовал до 1942 года. Центральную протоку, соединявшую пруды, в 1920-е годы передали заводу «Спецтранс», корпуса этого предприятия отрезали парк от Малой Невы. Сейчас площадь парка составляет 6,2 га, планировка не имеет четкой системы. Памятник регионального значения.
Павел Нетупский, Кира Обухова, "Фонтанка.ру"